Продолжение поста «Осторожно, мошенники»

Или набор советов, как попытаться объём телефонного мошенничества в России уменьшить. Если аккумулировать мой личный опыт, комментарии многих пикабутян, рекомендации банков, сотовых операторов, полиции и общественных организаторов, то можно предложить эдакую чёртову дюжину советов:

  1. Используйте приложения/опции для определения номера

    Сейчас есть и отдельные приложения, где выводятся подсказки для номеров, типа Getcontact, и опции у различных банковских приложений. Конечно, сами такие приложения тоже несут определённую угрозу, ведь мошенники могут собрать информацию о вас, посмотрев те теги, которые относятся к вашему номеру, но этот риск в ближайшей перспективе меньше, чем "разговор с сотрудником экономической полиции".

  2. Не принимайте решения сразу

    По сути, большая часть телефонного мошенничества опирается на методы социальной инженерии. И одним из важных факторов успеха мошенника является поспешность ваших действий. Мошенники заинтересованы в том, чтобы вы отправили деньги как можно скорее. Поэтому постарайтесь принять за правило отказ от реакций "да, сию же секунду брошусь помогать". Возьмите пятиминутную паузу. Если курите, покурите. Если пьёте кофе, выпейте кофе. Словом, сделайте всё, чтобы абстрагироваться на время от поступившего запроса.

  3. Не перезванивайте на незнакомые номера

    Не буду повторять рассказы про технологии прозвона, скажу лишь, что если номер вам незнаком, то это НЕ ВАШИ проблемы, что у вас пропущенный звонок. Кому действительно надо, позвонят вам ещё раз. Мошеннику проще пойти обрабатывать следующую потенциальную жертву, чем набирать вас повторно. Если номера нет в вашей телефонной трубке, то за вычетом ситуации с ожиданием доставки/курьера/звонка от потенциального работодателя, скорее всего, вам звонят мошенники или спам.

  4. Не принимайте звонки с неизвестных номеров в мессенджерах

    99,999 процентов звонков с неизвестных номеров в мессенджерах - это мошенничество. Если номера начинаются не с префикса +7, то это мошенничество в 100 процентах случаев. Я понимаю, что некоторые добрые люди мужского или женского пола верят, что им может позвонить прекрасная незнакомка или принц на белом коне, чтобы предложить руку и сердце, но нет, НЕ ПОЗВОНЯТ. Никакие сотрудники правоохранительных органов, банков или фондов никогда не будут звонить в мессенджерах принципиально.

  5. Не вступайте в дискуссии с мошенниками

    Последнее время стало модно выкладывать ролики или истории на тему "эк я круто довёл мошенника до белого каления!". Увы, с очередной итерацией развития технологий это всё более чревато. Во-первых, в ходе долгого разговора у мошенников появляется запись вашей речи, причём, самых разнообразных фраз, включая согласия, утверждения и одобрения. Это может быть использовано для обмана биометрических систем контроля. Во-вторых, технологии подмены номеров могут позволить наиболее обозлившимся преступникам использовать ваш номер для банальной подставы. Поэтому не тратьте время на "Чей Крым?", переспрашивания званий и отделов, уточнения точных сумм переводов или названия банков. Любой, повторюсь, любой разговор на темы кредитов, финансовых операций, помощи кошечкам и деточкам, социологических опросов (!), друзей и родственников, попавших в беду с неизвестных вам номеров - это мошенничество в 100 процентах случаев.

  6. Перепроверьте информацию

    Допустим, вы всё же выслушали историю о сыне/дочке/друге, сбившем человека, о террористах, получивших доступ к вашим деньгам, об оборотнях в погонах, оформивших на вас кредит и так далее. Перепроверяйте. Дозвонитесь до того, для кого, якобы, требуется помощь. Позвоните на официальную горячую линию банка, где у вас есть карта или счёт. Позвоните на горячую линию регионального управления внутренних дел, если вам якобы звонил сотрудник правоохранительных органов. Обязательно это сделайте, если вас просили так не делать. Особенное внимание уделите просьбам помочь деньгами / купить билет / сходить вместе на мероприятие, купив билет для себя / принять посылку и прочее, сделанным через мессенджеры или социальные сети. Не стесняйтесь перезвонить просителю и спросить - это ты, жадная жопа, меня в ВК на 1000 рублей разводишь? Просьбы проголосовать за участвующих в конкурсах родственников, помочь в сборе денег на внезапно умирающего от рака троюродного папу и так далее - 100 процентов мошенничество. Из этой же серии бродящие в комментариях "девочки-поэтессы из детдома, собирающие на ноутбук", "помогатели приюту для котят, где утром случился пожар" и "ветераны СВО, которым прямо сейчас на карту надо прислать 50 рублей для покупки снаряда". Любое попрошайничество в комментариях - 100 процентов мошенничество.

  7. Посоветуйтесь с близкими / друзьями

    Не бойтесь показаться наивными. Лучше, пусть над вами посмеются знакомые фразой "такой большой, а в сказки веришь", чем потом куча народу будет разводить руками и говорить "вот идиот!". Особенно важно настроить пожилых родственников, чтобы они безусловно в любой ситуации обращались за советом.

  8. Сообщите о попытке / факте мошенничества мобильному оператору

    Если у вас состоялся разговор с мошенником, обязательно напишите в чат поддержки мобильного оператора через приложение или через социальные сети. Одна, две, сто жалоб - и есть шанс, что купленный мошенником реестр виртуальных номеров заблокируют.

  9. Сообщите о попытке / факте мошенничества банку

    Аналогично пункту выше. Если мошенник называл вам номер карты, сообщайте её и все другие подробности. Если только номер телефона и банк, так и пишите, что мошенники просили денег на некую карту, привязанную к указанному номеру. Опять же, есть шанс, что в банке кто-то пошевелится, и счёт мошенников заблокируют.

  10. Сообщите о попытке / факте мошенничества тому, чьим именем/названием прикрывались мошенники

    Если мошенники прикрывались благотворительным фондом, госорганизацией, социологической службой, найдите время сообщить тем, от имени кого вам звонили, о факте звонка. Возможно, тогда те, кем прикрывались мошенники, дополнительно оповестят людей о случаях мошенничества.

  11. Отправьте комментарии / теги через приложения для определения номера

    Если у вас стоит Getcontact или иная аналогичная программа, не забывайте проставить тег или комментарий к номеру. Да, в бОльшей части таких программ удаление тегов стоит денег. Пусть деньги тратят мошенники.

  12. Не забывайте про контекст ситуации
    Звонок с неизвестного номера в нерабочее время, звонок с неизвестного номера, где фоне речи собеседника шум колл-центра, звонок с неизвестного номера, где ваш собеседник не представляется по имени и должности (исключение только курьеры), звонок с неизвестного номера, где собеседник представляет некую солидную организацию, но его речь - с акцентом, с жаргоном, с хамством, с напором - в 100 процентах мошенничество.

  13. Игнорируйте звонки людей-операторов, звонящих "для проверки операций по карте".

    Карта блокируется в случае подозрения. Дальше может прийти смс/пуш и, в случае такой настройки, может позвонить робот с биометрическим контролем.

Ну и вишенкой на торте можно добавить простое правило "ЛЮБОЙ ЗВОНОК С НЕИЗВЕСТНОГО ВАМ НОМЕРА ИЗНАЧАЛЬНО ДОЛЖЕН СЧИТАТЬСЯ МОШЕННИЧЕСКИМ". Я прекрасно знаю, что средний пикабушник не только обладает инструментом в 49,5 и айкью в 149, но и сходу распознаёт мошенников за секунду того, как они позвонят. Поэтому просто найдите время повторить эти советы пожилым родственникам, отсутствующим на Пикабу знакомым и тем, кто излишне доверчив.