Проблема с кадрами (на волне)

Последнюю неделю много постов на тему не профессионализма кадров в нашей необъятной и, конечно, постоянная рубрика пикабу на тему "начальник козел", "отдел кадров дебилы" и тд...

Извините, будет длиннопост, попробую объяснить с точки зрения преподавателя в колледже и работодателя на производстве (совмещаю так сказать), плюс добавлю свою статистику по своим ровесникам (мне 33).


Проблема, я считаю настолько глубокая, что тут невозможно брать только одну ситуацию или одну сферу, а надо смотреть на то, что имеем в принципе и что из этого уже получилось.


Первое. Образование.

Средняя школа.

Все прекрасно знают, что сейчас есть какие-то рейтинги школ, на которые смотрят родители, когда отдают детей в школы. Рейтинги строятся на показателях успеваемости школы, участия в разных конкурсах, баллах ЕГЭ, квалификации учителей и тд.

Могу, как учитель физики и математики с 8 летним стажем в школе, сказать, что в большинстве случаев – это чушь!

Сейчас у меня доверия к любым конкурсам, олимпиадам, НОУ, квалификации учителей вообще нет!

Олимпиады в большинстве случаев у «мажорных» школ – это борьба за рейтинг, так как зачастую на районном этапе они знают все задания заранее по тому предмету, на котором специализируются (либо знают приблизительные задания, что дает все-равно возможность подготовки нужной темы). НОУ – профанация, все доклады пишут репетиторы, учителя. Почему? Да они баллы получают за это для подтверждения категории ну и премию от школы или деньги от родителей.

Проблема ЕГЭ. Идея то хорошая была… Исполнение так себе… 10 и 11 класс ученик не учиться, а готовиться к тем предметам, которые сдает.

Успеваемость. Честно? Большинство оценок натягивается. Бывало такое, что в журнале для 10 и 11 класса на полях стояли пометки «х» и «о», чтобы не дай боже испортить медальку или оценочку нужному ученику. А уж про то, что на педсоветах заставляют присмотреться к такому-то ученику и натянуть его, я уже не говорю… Ну и любимое: с электронными дневниками администрации можно вообще исправлять оценки без ведома учителя. Хотя до этого и журналы переписывали в апреле-мае, потому что что-то не выходит тут медалистов столько, сколько надо…

*не буду здесь рассматривать коррумпированную составляющую*

В некоторых школах настолько хотят себя показать на общем фоне участием везде и вся, что на учебу, мягко говоря, забивает часть учеников и тупо где-то всегда пропадают, но оценочки таким «уникумам» извольте ставить хорошие, как итог, планка знаний снижается, потому что «ну он же троешник!», «а вот он такой хороший, ему надо ставить 5». Остальные то это видят, и учителям приходится делать уравниловку, так как в первую очередь влетит им.

В итоге, зачастую, получается выпускник 9 класса с некоторыми углубленными предметами до уровня 11 класса.

Рейтинг школ основанный на том, что бывший ученик закончил ВУЗ на бюджете со стипендией, работает на хорошей работе и имеет карьерный рост?

Не, не слышали… Но, согласитесь, тут слишком много ещё факторов, которые больше влияют на эту статистику. В общем, тупик…

*конечно, есть уникумы, которые прям очень хороши в каких-то предметах по складу ума, такого никто не отменял*

**сейчас правда ввели портфолио ученика и новые ФГОСы (федеральные образовательные стандарты образования), может что-то поменяется**


Высшее образование.

Так уж получилось, что с 90-х высшее образование в большинстве случаев стало бизнесом, которое никак не регулировалось и не проверялось, в плане того, кем стал специалист после выпуска, развивается ли в полученной специальности и тд.

Многие шли на вышку для того, чтобы не забрали в армию, или шли туда, где смогут учиться на бюджете, или куда хватило денег, или куда модно, или куда смогли пробить целевое.

Более того, многие уже на 3-4 курсе начинали работать и чаще не по специальности из-за не хватки денег в семьях, маленьких стипендий и тд. Я уж не говорю о том, что получив свободу в том, что можно не ходить на пары, что уже взрослый, многие забухивали, загуливали и редко занимались учебой и довольствовались своим «удов» в зачетке.

Выгонять студента, значит навлечь на себя кару и проверки, потому что либо гос-во либо родители платят за студента. Доучиться нужно хорошему проценту от поступивших, чтобы дотации были и люди несли свои деньги.

Развал системы «не договорных» практик на производствах, распределения учащихся на первое время на профильные предприятия под курирование определенных – приводит к тому, что у студентов тупо нет практики работы с тем, что они теоретически узнали в ВУЗе, плюс новые станки/системы/нормы и тд, которых тупо нет у ВУЗа для подготовки готового специалиста.

*опять же, есть большое количество факультетов и ВУЗов, которые ценятся и туда огого набор, но в год из школ выпускаются 600-700 тысяч (вроде) будущих студентов*


Колледжи и техникумы. Кто знает чем отличаются? Ну так же как лицеи (точные науки) и гимназии (гуманитарные науки), но не суть…

Только некоторое время назад ситуация поменялась и возрос процент учащихся, кто, избегая ЕГЭ и (может реально??) понимая, что 10 и 11 класс ничего не дает, стали уходить после 9 класса и учиться на специальность. Конечно, техникумы и колледжы это поняли и ввели, в том числе, платное образование… В ШАРАГЕ, КАРЛ!! Этот мир катиться не туда…

*опять же будем честными и отметим, что есть колледжи и техникумы, которые ценятся. С такими заведениями ВУЗы заключают договора на прием через собеседование, без ЕГЭ на 2 или 3 курс.

Но!! Платные технари тоже так сделали с платными ВУЗами*

Но, Вы думаете, дети идут в «шарагу» учиться на рабочие специальности? Хотя, зачастую, если хорошо отучиться, они смогут норм зарабатывать. Нет! Менеджер по продажам, бух учет, туризм, экономика, психология, дизайн, искусство, история и тд…

Опять же, это образование в большинстве просто вымывание денег из гос-ва и от родителей.


Второе.

И вот мы получили выпускника ВУЗа… Его характеристики:

1) знания ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ на уровне 9 класса, некоторые предметы подтянуты до уровня 11 класса, а у некоторых до уровня 3-4 курса. (я не рассматриваю тех, кто еще и второе получал на соседнем факультете с зачислением по академ справке сразу на 3-4 курс на платной основе и по вечерам или на заочке)

*да, есть определенный процент, кто реально учился и занимался своим развитием*

2) Нахождение в рыночной экономике и желание получать как специалист: это же открытая информация, и любой может посмотреть реальные зп людей в любой сфере.

3) Открытая информация любой направленности. Можно не запоминать, так как все есть в кармане, где лежит смартфон. Это дает мнимую уверенность, что все найдется и все знает, но нет аналитики в голове, так как исходных данных в сознании нет.

4) Популярность «а вот он в 20 уже миллион делал», «да нах работать, я буду биткоины майнить», «на бирже буду торговать, там бабки крутятся». Ширма, которой все прикрыто в соц сетях, блогах, и тому подобным, показывает не окрепшему мозгу, что бабки можно заработать просто нихрена не делая, ведь кому-то удается. А что за ширмой? Да насрать… Отсюда пирамиды, орифлеймы, коучи, тренинги, курсы по неведомой херне, донаты каналам и тд.

5) Абсолютная финансовая и юридическая безграмотность населения, а в частности молодежи. Гулять и отдыхать охота, а денег нет? Да пофигу! Возьму кредит! О! Кредитку дают, надо брать… Айфон, Европы, Тачка, как у соседа… Да ладно, потом отдам, я же специалист! Да и биткоин сейчас вверх пойдет, вот тогда будет жизнь!

6) Продолжаем дуть в попу сыночкам и доченькам… Мы же не хотим, чтобы они жили хуже всех… Наши карапузики и принцески, кто Вас обидел, все плохие, ты золотце! Воспитание отдано ютюбу, телеку, блогеру и фрику со сцены, любые желания (в зависимости от положения семьи), игнор реальности положения вещей.

И вот, они на рынке труда.

Развиваться и обучаться мозг уже тупо не может, потому что он это перестал делать в возврасте от 15 до 20 лет (а если гол-два ничего не учить, то больше не смогут, посмотрите статистику получения вышки после армии). ЧСВ летает в облаках. Уважения, субординации к старшим по возрасту, со старшими по должности, с более знающими людьми – тупо нет. Долги уже тянут. Родители уже тянуть дитетку не могут. Зависть, желание не реального «как на страничке журнала».

Если лень в некоторых случаях выступала двигателем прогресса, но тут нет лени, тут тупо мозг и сознание не может ничего делать…

Третье.

Рентабельность малого бизнеса 5-15%. Наем молодого специалиста, у которого нет ни опыта, ни понимания, а только амбиции, оснащение его рабочего места, содержание рабочего места, время и деньги потерянное на его обучение. Стоит того? Любой предприниматель будет много раз думать, прежде, чем взять кого-то с улицы и с нуля обучать. Лучше взять кого-то с хоть каким-то опытом, чтобы хотя бы чуть-чуть сэкономить время и деньги, или по знакомству, чтобы иметь рычаг давления или какие-то плюхи за это. Более того, желание урвать побыстрее и смотаться, дает огромную неприязнь к типу людей, которые не имеют опыта общения начальник-подчиненный, не понимают слово ответственность, не понимают свою стоимость на рынке.

*я думаю гос-ву надо продумать варианты субсидий для малого бизнеса, который вкладывается в обучение подрастающих кадров, начиная с колледжа/ВУЗа и уже на непосредственном рабочем месте. Но опять же, сколько будет «своим да нашим», а если делать проверки, то «они кашмарят малый бизнес»*


А кто виноват? Да все…

Государство за развал некоторых институтов поддержки кадров, четкости образовательной системы, рейтингов. Но тогда бы кричали о том, что не дают свободу действий…

*с другой стороны это выгодно же государству*

Мы с Вами и наши родители. Выползли из голодных 90-х в сытые 00-е и пришли к кризисным 10-ым, не хотим плохой жизни для своих детей. Чморение в школах «не таких», мода на фриков, «я посмотрю по ютюбу и лучше пойму», «им можно, а мне почему нет?». Царство денег и завуалированных связей.

Образовательная система в историческом контексте. Кто учит в школе и ВУЗах? Учителя и преподаватели, которые выросли в другой стране, в другой системе, в другом мировоззрении. А знания эти пытаются применить бывшие ученики в другом мире.

Свободный доступ к информации любого толка дает, видимо, преимущество той информации, которая заточена на зарабатывание денег тем, кто эту информацию пишет. Рынок жеж, хренли.

*рыночная экономика, капитализм, свобода мнений, доступность всего – это же хорошо?*

_________________________________________________

Я думаю, что сама по себе эта система, как в нашей стране, так и в большинстве развивающихся и развитых стран дает это неравенство кадров, положений, возможностей, способностей. Это реалии, в которых мы живем, мы только и можем обсмеивать определенные ситуации, определенных личностей, или наоборот превозносить отклонения от правил и рамок, которые сами же и содержим нахождением в них, то есть обращать внимание на крайности, отклонения. Но с другой стороны, это дает возможность тем, кто рыпается, пытается, обучается, старается, мыслит и анализирует - реально добиваться большего и быть как раз примером для остальных. «Рынок расставит все по своим местам», как говориться.

Еще вспомнил такую историю или байку.

В Англии один офицер рассказывал после первой мировой войны:

«В детстве мы пытались читать книги, их было мало, и передавали друг другу, и взрослые часто смеялись над нами, что мы занимаемся ерундой, отнимали книги и запрещали читать. Но мы выросли и с нами все в порядке.»

Может это и про наше время? Все будет хорошо, все найдут свое место: кто-то «умрет» к 30 годам и будет доживать свою жизнь, «играя в танки», кто-то будет всегда обучаться, но ничего не сделает, кто-то будет реализовывать себя в узкой специальности, и добьется успеха, но будет дубом в других вещах, кто-то будет кассиром в магазине у дома, но больше проводить время с детьми, кто-то грузчиком, кто-то таксистом со свободным графиком, кто-то будет создавать новые программные продукты, кто-то выращивать кукурузу, кто-то создавать компании и производства, кто-то обманывать и воровать, кто-то убивать. Каждый займет свое место.