Про язычество и неоязычество

Небольшое дополнение к предыдущей заметке про тенгрианство:

Contra tengrism

Мне кажется вполне логичным провести между язычеством и неоязычеством такую грань: если обрядовая традиция непрерывно продолжается, язычество аутентичное. Если она была прервана как минимум на несколько поколений, а затем возобновлена энтузиастами - это неоязычество. Неким промежуточным вариантом является возобновление традиции по сохранившиеся источникам, которые бы полно описывали обрядовый цикл. Если источники письменные (то есть в принципе проверяемые; устные-то не проверишь), а возрожденную религию приняло большое количество людей (сравнимое с числом носителей до прерывания традиции) - значит, такое язычество тоже можно считать вполне аутентичным. Логично? По-моему да.

Проверим наш тезис на каком-либо примере. Есть якутская народная религия - Айыы. Она близка к шаманизму (вернее, им и является). Подробнее здесь:

https://news.ykt.ru/mobile/article/36628

"Аар Айыы итэгэлэ" существует с самых истоков зарождения народа саха. Роль проповедников, жрецов, носителей веры Аар Айыы осуществляли Айыы шаманы, которые пользовались огромным авторитетом и уважением среди населения

Согласно космогонии Айыы, мир состоит из трех частей: верхний мир, в котором обитают верховные божества, срединный мир, где живут люди, и подземный мир - обиталище злых духов.

Главный, верховный Бог - это Урун Аар Тойон.

В 17-м веке, в 1696-м году указом воеводы Арсеньева публичные обряды и массовые моления Айыы шаманов в долине Туймаада были запрещены. С этого времени массовое поклонение Аар Айыы начало забываться.

Начиная с 1960-х годов, Айыы шаман Владимир Кондаков, доктор медицинских и психологических наук, вплотную начался изучением исконной религии саха. Им написано свыше 30-ти книг о религии Аар Айыы и народной медицине. Также он создал Ассоциацию народных целителей, основал школу и институт при Ассоциации, через которые прошло более тысячи человек.

Официально же вера Аар Айыы была зарегистрирована в 2011-м году.

Вооружившись нашим тезисом, препарируем Айыы. Казалось бы, что может быть древнее шаманизма? На первый взгляд кажется, что религия полностью аутентична. Якуты как поклонялись Урун Аар Тойону от начала времен, так и продолжают. Однако что мы имеем?

1. Письменных источников той эпохи нет.

2. Традиция прервана в 1696 году. Подавляющее большинство нынешних якутов - христиане. Мы знаем о религиозной политике Российской империи то, что уголовное преследование за отпадение от христианства было отменено только в 1905 году. Значит, поклонение наверняка преследовалось. Вряд ли шаманы могли свободно исполнять свои обряды в таких условиях. Только тайно, подпольно. При отсутствии некого кодекса, записанного канона религии это наверняка привело к сильнейшим искажениям. Тем более при отсутствии свободной паствы. Значит, традиция была прервана реально.

3. Традицию возобновил в 1960-х годах... психолог. Не археолог, не филолог, не религиовед, не этнолог. Не специалист, изучавший якутов предметно на университетской кафедре. А доктор-психолог. Конечно, он сам является этническим якутом, а также "шаманом Айыы", как сказано, однако проверить аутентичность предложенного им обрядового цикла не представляется возможным ввиду отсутствия письменных источников. Я не сомневаюсь в порядочности Владимира Кондакова, но хотелось бы все же глянуть одним глазком на внутреннюю кухню его работы над религией. Чем он руководствовался, делая тот или иной выбор. На что опирался. А то непонятно же.

Хотя позиционирование там тоже, мягко говоря, странноватое.

https://www.google.com/amp/s/sakhalife.ru/istoricheskaya-mis...

Про язычество и неоязычество Язычество, Неоязычество, Якутия, Якуты, Длиннопост

Владимир Кондаков и шесть свастик в красных квадратиках

Сегодня, 17 ноября исполнилось 82 года со дня рождения Владимира Алексеевича КОНДАКОВА, Верховного Духовного Учителя, потомка Великих Айыы шаманов народа саха, профессора, доктора медицинских и психологических наук, выдающегося Духовного целителя, исследователя и носителя древних тайных знаний. Древнейшая религия Аар Айыы, возникшая на заре человечества, исповедует единство человека с Природой и Вселенной. Проповедниками религии Аар Айыы, посредниками между богами и людьми являются Айыы шаманы. Владимир Алексеевич написал свыше тридцати книг о традиционной религии Аар Айыы и народной медицине народа Саха. Его подвижническая деятельность по восстановлению канонов религии предков, возрождению текстов древних молений-Доммов, публикация уникальных сведений сделала возможным официальную регистрацию религии Аар Айыы в органах государственной власти России. Возрождение религии было его исторической миссией, предсказанная еще его предками за несколько веков. 

Знаете, это больше на манифестацию лидера секты похоже, чем на религиоведа-подвижника. Тем более доктора, хоть и психолога.

Напоследок выскажу предположение, откуда именно Владимир Кондаков мог черпать материал для создания религии. Дело в том, что у якутов существует традиция крупных эпических поэм, которые называются олонхо. Это не гимны с описанием богов и обрядов, как в Ригведе или Авесте. Это именно эпические истории в развлекательной, увлекательной форме рассказывающие о приключениях различных богатырей из племени Айыы (гм... ). Боги, в том числе Үрүҥ Айыы Тойон, там если и упоминаются, то вскользь. Подозреваю, что Кондаков препарировал именно олонхо и на основе извлечений из них реконструировал свою обрядовую систему. Почему это не может быть легитимным методом, спросите вы? Ну, попробуйте на основе русских сказок и былин реконструировать религию древних славян. Сделать-то это можно, но вот результат будет настолько сильно основан на догадках и додумках, что и научного смысла в этой реконструкции не будет.

Вывод: боюсь, тоже неоязычество.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

В целом - очень логично. И что приятно - без негатива.

Но мне кажется, что есть у Вас вот такое упущение:

Вы считаете ценной непрерывность. Она ценна, спору нет, но у Вас её ценность возведена в абсолют.

Всё-таки Ваше отношение к религии, как мне кажется, отталкивается от христианской основы. Вот у нас есть непрерываная череда рукоположений епископов, и огонь веры принесён напрямую от самих апостолов.


А пронесён ли?


Мы сейчас даже не будем обращать внимание на то, насколько аморальными и неверующими было множество из них.

Ведь если присмотреться, то ранее христианство и христианство современное сильно отличаются. Может быть даже больше, чем вера древнего якута и якута современного.

Так настолько ли ценна это непрерывность?

"Корабль Тесея", который за тысячу лет был перестроен до неузнаваемости, и реплика корабля по источникам - разве не ближе она к тому, что было.

И дух корабля старого, стоящего сто лет в музее, и дух корабля нового, построенного ради фана и приключений, - разве не ближе второй к истоку, чем первый.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, замечание справедливое. Я рассматривал в тексте религию не как веру as is, то есть нечто мистическое и богоданное (и потому неоспоримое), а как культурное явление, часть этнографии. В этом значение ее аутентичность важна, так как если мы захотим описать якута 17 века и возьмем в качестве исповедуемой им религии версию Айыы от Кондакова, то это будет попросту неверно. Ну, вы понимаете. Здесь моя оптика ограничена.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это тогда к любой религии применимо, современное христианство отличается от старого, как и современное неоязычество отличается от старого язычества, религии меняются со временем вместе с людьми и поколениями.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку