Про ПЕДзапущенность
В практике детского нейропсихолога бывают удивительные случаи, когда удается "разговорить" ребенка за несколько занятий.
Это ,скорее , исключение из правил, но иногда случается.
Чаще всего за помощью обращаются родители детей с задержками психического и/или речевого развития. Основной запрос - НЕТ РЕЧИ!
Обычно , для достижения заметных и значимых результатов требуются месяцы регулярной работы.
Но в случае ПЕДзапущенности все несколько иначе.
Педагогической запущенностью часто называют отсутствие воспитания, как такого. Не только в контексте поведения, но и в сфере обучения ребенка бытовым навыкам, речевой функции, выстраивание воспитательной модели с использованием поощрения/наказания и т.д.
Общее описание кейса:
Мальчик, 5 лет, речь отсутствует.
Родители хотят, чтобы ребенок заговорил.
В процессе диагностики наблюдаем следующее:
Ребенок проявляет негативиз, кричит, толкается, когда не получает то, чего хочет. Реакция родителей - попытка удовлетворить все хотелки ребенка и "угадать", что тот хочет.
Мальчику очень понравился цветок, стоящий на окне. Он демонстрирует уверенный указательный жест и начинает кричать, чтобы получить желаемое.
Смотрим в динамике, сколько будет продолжаться данное поведение, если потребность не будет моментально удовлетворена (как это деалется дома).
Крик около 25 минут, потом внимание переключается на психолога и принимаются "правила игры". Если хочешь - "скажи", а не кричи. Но и этого не всегда достаточно, будь готов, что перед этим тебя попросят что-нибудь сделать.
Опуская детали и доводя в посте общий смысл стоит сказать, что речь появилась на 6-м занятии.
Сначала односложная, но осмысленная, не эхолалия.
Затем указательный жест стал подкрепляться просьбами. Стало интересно взаимодействовать со взрослыми.
Данный пример ПЕДзапущенности скорее исключение из правил. Здесь ребенка "перелюбили", стремились дать ему все (в последствии - лишь бы не кричал).
Чаще, конечно , данное явление возникает, когда ребенком не занимаются вовсе.
Тогда и внешний вид такого ребенка и пего оведение довольно специфично и натурально (природно).
Когда развитие ребенка нарушается из-за упущений в воспитании - возникает двоякое чувство.
С одной стороны - грустно, что потеряно время.
С другой - радостно, что есть возможность наверстать упущенное (хоть и с бОльшим трудом).
Другое дело, когда имеются органические нарушения мозговой структуры (родовые травмы, неврологические заболевания, генетические нарушения), но это уже другая история.