Про оплату стукачей

Изначально я хотел посвятить данный пост небольшой дискуссии, произошедшей у меня с пикабушником I@ronLynx . Данный пикабушник оскорбился употреблением мной в комментарии ментовского жаргона, в частности, термина «терпила». В связи с изложенным, я собирался накатать огромную «простыню» о том, что полицейско-следственно-прокурорский жаргон в силу определенных причин весьма циничен, и очень много вобрал в себя из лексикона профессиональных преступников. Впрочем, наверняка настолько же циничен и жаргон врачей, или пожарных. Или других профессий, представители которых на постоянной основе наблюдают большие или маленькие человеческие трагедии, или работают со специфическими группами людей. И это нормально. Потому что если относится ко всему, с чем приходится сталкиваться по работе на полном пафосе, то рано или поздно (но неизбежно) просто-напросто засвистит фляга. В общем, решил я никакой «простыни» не катать, а ограничиться данным абзацем. Как говорится — кому надо, тот поймет.


Теперь немного о насущном. В последнее время в отечественном интернет-пространстве активно обсуждается нормативный документ МВД, позволяющий производить выплаты гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании виновных. То есть СМИ просто осветили данный факт, а дальше пошло общественное обсуждение (в том числе и на Пикабу) с выводами: стукачам начнут платить официально, начнется массовая волна доносов с целью заработать, это просто новая коррупционная схема с целью помытия ментами бюджетных денег и так далее. В связи с этим хотелось бы немного разъяснить эту тему с точки зрения внутренней кухни.


Начну с того, что открою для кого-то страшную тайну: действующее законодательство уже очень и очень давно позволяет материально стимулировать лиц, сообщающих органам правопорядка различную интересующую их информацию. Причем стимулировать даже таким образом, чтобы личности этих граждан оставались неизвестными. Для этого в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» имеются статьи 17 и 18, в которых сказано буквально следующее: «Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются». Ну и там же перечислены социальные льготы, которыми такие лица могут пользоваться.


То есть на самом деле у полиции (и других оперативных структур) имеется вполне законная возможность выплачивать вознаграждение так называемым «стукачам». И соответствующее финансирование, разумеется, тоже всегда было предусмотрено. Конечно, объем этого финансирования и механизм производства выплат, как и личности граждан, которым эти выплаты производятся, по понятным причинам составляют государственную тайну. Но в целом существование в России разного вида агентуры никогда не скрывалось. Впрочем, это обычная практика, принятая во всем мире.


Для чего же тогда МВД потребовалось издавать какой-то нормативный документ, так взбудораживший интернет-общественность? А вот зачем.


Дело в том, что Гражданским кодексом РФ (статья 1055) предусмотрено, что лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения. То есть в принципе объявить награду за информацию о преступлении, может не только МВД, а кто угодно, даже физическое лицо. Насколько я понимаю, за рубежом это вообще нормальная практика. Да и у нас уже были подобные случаи, сходу могу вспомнить убийство зампреда Центробанка России Козлова в 2006 году. Вот тогдашняя новость: «Группа сотрудников Генеральной прокуратуры, возможно, сможет претендовать на средства специального фонда Ассоциации российских банков, созданного для вознаграждения тех, кто поможет раскрыть убийство первого заместителя председателя Центрального банка РФ Андрея Козлова. Как сообщил вчера «НГ» советник президента АРБ Александр Суриков, «фонд распространяется и на частных информаторов, и на сотрудников правоохранительных органов». Представитель АРБ подчеркнул, что «это будет зависеть от конечных результатов расследования» (отсюда: http://www.ng.ru/events/2007-01-12/8_kozlov.html). Кстати, насколько мне известно, денежные вознаграждения за раскрытие этого убийства в итоге получили несколько гражданских лиц, а также ряд оперов МУРа и следователей Генпрокуратуры (всего не более восьми человек).


Так что МВД всего лишь решило регламентировать порядок осуществления публичного обещания награды, и ничего более. Причем тем самым пресловутым приказом МВД России № 356 от 06.06.2018 (полный текст на всякий случай тут: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012018081600...) этот порядок достаточно серьезно усложнен рядом процедур. Схематично все должно происходить следующим образом: у полиции возникает необходимость обратиться к гражданам за помощью в раскрытии преступления (или розыске преступника). Решение об этом должен принять либо начальник УМВД (ГУ МВД) по субъекту и приравненные к ним, либо начальник полиции УМВД (ГУ МВД), либо заместители министра, либо министр. После этого в ФЭДе (Департаменте по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий) МВД России запрашивается наличие у МВД денежных средств на эти цели. После согласования ФЭДа информация об обещании награды публикуется на официальных сайтах МВД и его подразделений, в СМИ и т. д. Решение о выплате вознаграждения принимается только после задержания разыскиваемого или после предъявления виновному обвинения. Потом исполнителем составляется заключение о выплате, которое согласовывается с подразделением собственной безопасности, и утверждается начальником УМВД (ГУ МВД), либо заместителями министра, либо министром (в зависимости от суммы). Затем направляется заявка на деньги в ФЭД, и только после этого вознаграждение выплачивается гражданину.


По моему личному опыту, чтобы пройти все круги этого бюрократического ада, нужно чтобы преступление, из-за которого вся эта коляска затевается, действительно было таким, за нераскрытие которого стружку с исполнителя (и его руководства) будут потом снимать медленно, вдумчиво и тупым рубанком . То есть за «мемчики» в интернетиках никто с этой процедурой связывается не станет — не стоит оно того.


Резюмируя: у МВД была, есть и будет возможность соблюдая режим секретности и конспирации (то есть без лишнего шухера и привлечения внимания общественности) выплачивать вознаграждения своим негласным источникам информации. Новый порядок просто расписывает процедуру установления и выплаты обещанной награды. И ничего более. Из-за чего так возбудилась общественность, решительно непонятно. С другой стороны, МВД как-то тоже не особо стремится разъяснить все детали, так что очередной минус их пресс-службе. А в следующий раз я собираюсь попытаться разобраться в том, почему полиция так медленно приезжает на вызовы, и как с этим бороться. Ну, если это кому-то покажется интересным.

Око государево

496 постов5.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Руководствуемся действующим законодательством и правилами Пикабу.

Флейм, оскорбления и иная провокация запрещена. Тег "Политика" рекомендовано не использовать, т.к. суть общества несколько отлична, тут раскрывается вопрос исполнения закона в рамках существующих реалий. Вбросы на политтемы не публикуются. К аккаунтам-однодневкам отношение скептическое.

При размещении новостей неплохо бы давать ссылку на источник.