Про Мюнхенский технический университет или мои ощущения от немецкого ВУЗа

Осторожно, далее длиннопост:

Примерно год назад, ввязавшись в спор о дискриминации на рабочем месте, я расплывчато пообещал в будущем написать про жизнь студента в Мюнхененском техническом университете. И как известно, чего только не сделает студент, лишь бы не готовиться к сессии.

Два года назад я поступил в Мюнхенский технический университет (далее офф. абревиатура TUM) по специальности химинженерия на бакалаврскую программу и я хотел бы поделиться общими ощущениями от обучения в TUM.

Минусы:

- после окончания школы (причем независимо гимназии в Германии или ЕГЭ в России), почти с самого начала было сложно. При всей доступности учебных материалов, большом количестве предложений учебных мероприятий от кафедры по практически каждому предмету, переход от школьной программы к университетской достаточно сложный, независимо от уровня знаний в школе (закрывал физику/математику/химию с высшим балом в немецкой гимназии - был рад просто сдать все предметы хоть как-то к концу первого семестра на 4,0 - минимальный проходной балл в шестизначной немецкой системе оценок). Проблема заключается в недостатке специализированной подготовки для желающих поступать на технические специальности и отсутствие какого-то введения со стороны университета (коротко: кому нужно - выплывет, при в среднем 800 поступающих на общую инженерию за семестр отчислить половину после второго не критично для университета)

- жёсткие дедлайны (спорный пункт, но в целом больше минус чем плюс для только поступивших): нет, ты не договоришься с деканом/профессором/президентом универа/Спортлото, если ты пропустил сроки чего-угодно - жди семестр, не зарегистрировался на экзамены - жди семестр, не закрыл последний промежуточный тест вовремя и тебе поэтому не засчитают предмет - жди семестр. Дисциплинирует но иногда портит жизнь

- много студентов на некоторых предметах, невозможно задать вопрос: на 1/2 семестре химинженеры проходят много предметов с общими инженерами и часто посещают лекции с количеством присутствующих примерно 300-600 человек, задать вопросы иногда не удаётся возможным, фидбек от профессора/ведущего туторинг и т.д. можно просто не получить из-за большого количества желающих

- долгое время проверки экзаменов в конце семестра (для сильно посещаемых предметов в среднем 1-2 месяца)

Лично мне большая часть проблем кажется общей и часто встречающейся в других ВУЗах, но чтобы данный пост хотя бы имел налёт объективности я обязан был их представить.

Плюсы:

+ Очень качественное техническое оснащение: в каждом здании факультета присутствует своя библиотека с большим количеством рабочих мест (даже в час пик перед сессией почти всегда можно в течении 5 минут найти место для учёбы) с розетками и хорошим освещением. Также в каждой библиотеке присутствуют помимо специализированной литературы факультета большое количество общей литературы, так что мне как химинженру удобно учиться в любом из трёх зданий факультетов в моём кампусе - т.к. нужная литература всегда есть под рукой. Достаточно быстрый интернет (а также отдельные кабинеты с компьютерами и необходимым софтом тоже присутствуют в большом количестве, таскать с собой ноутбук не является необходимостью)

+ Общий дизайн зданий факультетов и планирование пространства: помимо эстетической красоты (химфакультет исключение, но про него будет отдельный пост), площадь кампуса в котором я учусь очень хорошо спланирована, с большим количеством зелени и площади для отдыха снаружи и просто огромным количеством мест для учёбы отдыха внутри (просто как пример: в каждом факультете есть своя кофейня с кофе и булочками по очень приемлемым ценам)

+ Доступность софта и литературы для учёбы: экономит деньги (очень сильно), как софт так и литература покрывают большую часть потребностей учащегося - случаи когда необходимо дополнительно покупать литературу/доступ к статьям больше исключение чем правило и чаще относится к процессу написания кандидататских/докторских работ, для студента литература (включая самую актуальную) присутствует в достаточном доступе

+ Хорошая столовая: вкусно, не очень дорого (от 4 до 8 евро за обед с супом и основным блюдом + салат), большой выбор и вариативность меню. В качестве альтернативы есть много кофеен на территории кампуса, будка с шаурмой тоже есть

+ Отсутствие коррупции и беспристрастность при проверке экзаменов: первое как известно не гарантируется нигде, но за 2 года в университете я не разу не видел случаев, при котором экзамены закрывали за взятку (при уровне зарплат и социальных гарантий профессора а также членов проверяющей комиссии, взятка удовольствие не сильно доступное даже богатым студентам), дополнительно к тому некоторые крупные экзамены проводят с анонимизацией учащихся (цифрово-буквенный код вместо имени), что дополнительно снижает шанс необъективной оценки экзаменов и заодно гарантирует что даже профессор которому ты не понравился (вообще на самом деле уникальный случай, при таком количестве студентов выделиться настолько чтобы профессор запомнил как тебя зовут - очень маловероятно) не сможет повлиять на результат твоего экзамена

+ Почти полное отсутствие промежуточных работ/нет необходимости сдачи конспектов/отсутствие контроля присутствия на лекциях: минус в том что никто тебя за ручку не водит и это только и только твоё дело как ты будешь сдавать предмет (если это вообще минус, насильно никто тебя в университет не брал), если можешь сам всё сделать не ходя на лекции - на результат экзамена это никак не повлияет

+ Постепенная дигитализация обучения: однозначный плюс для студентов, которые работают - не успел сходить на лекцию/не понял - по посещаемым предметам часто есть актуальные записи лекций в хорошем качестве, по менее посещаемым - старые записи эпохи пандемии

Из всего вышесказанного можно вынести одну простую мысль: хочешь учиться - TUM даст (или хотя бы постарается дать) тебе возможность это сделать. За 4 семестра пришло понимание того, что хотя университет и не водит меня за руку, но и не ограничивает в том как я хочу учиться. Это точно не райский сад и во многих более глубоких аспектах обучения, методы обучения могут быть устаревшими или не очень эффективными, но с моей точки зрения - я не жалею о том что я учусь в ТУМе.

Искренне ваш, Кот Пушистый

Дисклеймер:

Нет, мне не платили за этот пост (а жаль), мнение автора субъективно и предвзято. Длительное и глубокое исследование особенностей обучения на других специальностях в TUM не проводилось - буду рад услышать мнение других выпускников/учащихся в TUM из СНГ в комментариях. Для вопросов и тем будущих (надеюсь) постов - открыт.