Про Ерохина

В комментариях к моему предыдущему посту Про Абалакова господин @DrSmirnoff попросил рассказать про Игоря Александровича Ерохина. Возможно, я допущу какие-то неточности, надеюсь, в этом случае меня поправят в комментариях. Все изображения взяты из сети для примера.

Бывают люди, по которых рассказывать легко, как правило, они имеют достаточно однозначную историческую оценку: герой или злодей. Но есть и другая категория людей - про них этого нельзя сказать однозначно. Игорь Ерохин принадлежит к числу последних, одни его любят, другие ненавидят и, рассказывая про него, я рискую оказаться между двух огней. Поэтому считаю необходимым сделать следующую оговорку: я не был знаком с ним лично и поэтому не буду давать свою оценку его личности. Вместо этого я постараюсь рассказать некоторые факты из его биографии, а выводы предоставлю сделать читателям самостоятельно. Поехали!

Про Ерохина Горы, Альпинизм, История, Длиннопост

Альпинизм - это спорт, а спорт - это соперничество

Игорь Александрович Ерохин (1925 - 1960) - известный советский альпинист, мастер спорта. Наиболее известен, как автор массовых скоростных восхождений, что до сих пор служит поводом для дискуссии. Говоря про Ерохина необходимо вспомнить Абалакова - в то время Абалаков был альпинист №1, настоящая звезда. Как соперничать с спортсменом такого уровня? Пройти тот же маршрут быстрее и с большим количеством участников. Ерохин начал разрабатывать и внедрять методы скоростных восхождений. Это требовало не только экстраординарных физических данных от спортсменов, но и высококлассной организационной работы, которой занимался Ерохин. Была издана брошюра - "Скоростная тренировка альпиниста" (Ерохин, Кузьмин). Ради увеличения скорости движения группы он предложил объединить несколько связок в одну и это сработало. Обычно на опасных участков альпинисты связываются веревкой по 2-3 человека и образуют так называемые связки. Это нужно для обеспечения безопасности - если сорвется один альпинист, остальные его удержат. Но ходить отдельными связками долго: одна связка может подняться быстро, другая медленно, плюс постоянно приходится ждать, пока освободится "дорога". Метод единой связки (ее еще называют паровозиком) состоит в том, что все закреплены на одной веревке - первыми идут наиболее опытные и сильные спортсмены, которые прокладывают путь и тащат за собой остальных.

Это действительно дало свои результаты: там, где Абалакову требовалось пять ночевок Ерохину потребовалась всего одна. Одно из наиболее известных его достижений, как организатора - подъем на пик Победы (семитысячник) с группой из 44 человек. Это достижение оспаривается до сих пор. Говорят, что Ерохин записывал, в качестве поднявшихся на вершину всех членов группы, когда это было не всегда так. Например, во время траверса пика Победы (подъем с одной стороны и спуск с другой) из группы в 13 человек на вершину поднялось только 7 (по сообщениям от участников группы), но официально записали подъем всей группы. Как результат - первое место в чемпионате СССР. В 1956 году группой Ерохина было совершено восхождение на Ушбу (4 690 м). Планировалась, но не состоялась, экспедиция на Эверест. Во время восхождения группа отклонилась от маршрута, пройдя по более легкому участку, но при подаче отчета указали более сложный. В целом, в то время все любили приукрасить свои  достижения.

Скоростные восхождения, как и метод паровозика критиковали, как небезопасный, но спортивные успехи говорили сами за себя, плюс к этому считалось, что большой опасности нет. Если сорвется один человек, остальные легко смогут его удержать (например, в связках из двух человек удержать напарника бывает очень непросто). Но, как, наверное, некоторые уже догадались, есть и другая сложность - веревка на рассчитана на массовые срывы. Считалось, что у альпинистов достаточно опыта, чтобы не срываться всем вместе, но случилось непредвиденное. В марте 1960 года группа Ерохина попыталась осуществить первый зимний траверс Домбай-Ульген (5А к.с.). Группа, как обычно, шла "паровозиком" - шесть человек на одной веревке. По невыясненной причине сорвался один из участников группы, он потянул за собой еще троих альпинистов, веревка не выдержала и порвалась. В результате погибло четыре человека.

После этого инцидента и смерти Ерохина метод паровозика стали критиковать, как и личность его автора. Ерохину стали припоминать подачу недостоверных отчетов, завышение сложности восхождений и увеличение числа поднявшихся на вершину альпинистов. В настоящее время передвижение большими связками запрещено, так как это небезопасно. Несмотря на всю критику (объективную и нет) Ерохин был выдающимся альпинистом и организатором, поставившим несколько рекордов и разработавшим технику скоростных восхождений.


Благодарю за идею поста @DrSmirnoff. Спасибо всем, кто дочитал до конца! Надеюсь, я вас не разочаровал. Как только найду время, постараюсь написать еще.


Материалы по теме (mountain.ru)

Кем был Игорь Ерохин?

К 50-летию экспедиции МВТУ-МГУ под руководством И.Ерохина на пик Победы

Мнение о восхождениях Игоря Ерохина

Рецензия на книгу А.Г. Овчинникова "Альпинисты МВТУ им. Баумана"

В. Чадеев. Победа Игоря Ерохина

Горный Туризм

1.3K пост3.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

• Пожалуйста, не публикуйте фото/видео/описания мест и маршрутов где вы не были.

• Не приветствуются публикации "бензинового" и "канаточного" горного туризма.

• Не желательны публикации "кемпингового" туризма.
• Воздерживайтесь от рекламы товаров и коммерческих услуг

• Не нарушайте правила Пикабу pikabu.ru/information/rules