Про день ВДВ

При упоминании дня ВДВ я вспоминаю своего дядьку. Он мало рассказывал о своей службе. Да и было это именно в ВДВ или нет, я точно не знаю. Информацию я собирал понемногу у мамы и бабушки - хотя даже с ними дядя сильно не делился.

Служил он сначала в ЗГВ - точный город не припомню, но у бабушки было много открыток из Германии от него - письма писал редко, в основном открытки. Открытки были для меня необычные - с фото и картинами, всё на немецком... В детстве, когда гостил у бабушки я любил разглядывать эти, диковинные для меня, карточки. Фотографий из Германии он не присылал. Не знаю, запрещали ли им там фотографироваться или просто не было возможности.

Потом открытки сменились на письма. В письмах фотографий не было - это уже после дембеля дядя привёз их домой. Мутноватые и тёмные карточки, на которых дядька в полевой форме, с ранцем парашюта, с автоматом... Фото всей роты на фоне большого транспортного самолёта, фото спускающихся парашютистов, большой транспортный самолёт и грузящиеся в него БТРы. В детстве меня немного удивляло, что все люди на этих фото серьёзные - ни улыбок, ни света в лицах. Как потом выяснилось - фото были уже из Афганистана. На многих фотах на фоне видно гористую местность.

Примерно через 1,5 года службы случился перерыв на 2 месяца в письмах. Бабушка и дед беспокоились. Потом пришло письмо, в котором было про недомогание, и что дядька в госпитале, но с ним всё нормально. Ещё через месяц он приехал домой - досрочная демобилизация. Причина - контузия при взрыве мины.

Про службу и подрыв он почти ничего не рассказывал. Когда я спрашивал - он либо отмалчивался, либо уходил от темы. Бабушка только немного смогла его разговорить. Их подразделение совершало боевой вылет. Скинули над холмистой местностью в предгорьях - для уничтожения укрепления противника. Потом провал в памяти. По словам сослуживцев - рядом взорвалась мина, дядьку контузило...

Поначалу всё было нормально - он женился, молодой семье дали квартиру. Вроде бы всё было хорошо. Потом начались головные боли. Всё сильнее. Врачи разводили руками - типа, а что вы хотели после такой контузии? Боль стала сказываться на психике - были бесконтрольные вспышки гнева. Жена ушла. Дядя вернулся в отчий дом, где к тому времени жила только бабушка - деда не стало, когда мне был 1 год. В конце 80х состояние ухудшилось, дядю положили в больницу. По простому - в психушку. Я там был несколько раз с матерью - где-то в Екатеринбурге, недалеко от ВИЗа. Огороженная территория, домики, люди в них. Их даже отпускали на каникулы, когда состояние улучшалось - дядька приезжал к нам в гости, благо 100 км всего и электрички несколько раз в день.

9 лет назад вместо своего дня рождения я поехал забирать тело в Екатеринбург. Оказывается, у дядьки был туберкулёз. А нам даже не говорили. Я его не узнал - последние разы мать ездила его навещать с бабушкой. Весь худой, иссохший.

А день ВДВ он не любил.