Приучай себя к тому, чтобы у тебя были только хорошие мысли

Американский писатель Нил Гейман в своём эссе «Мой символ веры» писал: «Я верю, что идея не обязана быть правильной, чтобы иметь право на существование».


Я с этим согласен.


И всё-таки некоторые идеи выдаются за аксиомы несмотря на то, что могут навредить человеку. Я считаю, что их нужно знать в лицо.


В этой рубрике я рассказываю о популярных идеях, которые не так однозначно полезны, если их проверить.


Сегодня речь пойдёт о следующем утверждении:


«Приучай себя к тому, чтобы у тебя были только хорошие мысли».


Начну с главного – нет никаких «хороших мыслей». Вернее есть, но они будут хорошими в зависимости от человека. Сектанты считают хорошей мыслью жертвоприношение козла.


Не очень хочется приучать себя к таким мыслям.


Вспомните «веру в справедливый мир», когда люди считают, что ничего плохого в мире быть не должно. Не должно быть бессмысленных проблем и страданий – всё часть замысла. На практике же всё совсем не так, и «хорошие мысли» ничего не изменят.


Поэтому я следую принципу полезности. Исхожу из того, может ли эта мысль (и действия, которые из неё вытекают) улучшить моё благополучие и жизнь людей вокруг. Тоже не до конца универсальный, но всё же более общий критерий.


Как раз об этом одна из моих любимых историй – адмирала Джима Стокдейла из книги «От хорошего к великому».


Стокдейл был военнопленным в лагере «Ханой-Хилтон» во время Въетнамской войны с 1965 по 1973. Его пытали более 20 раз, избивали, он не знал, когда сможет выбраться из тюрьмы и сможет ли вообще. При этом он продолжал оставаться офицером и поддерживать боевой дух солдат.


Строгдейл придумывал приёмы, которые помогают переносить пытки, и способы передачи информации, чтобы справиться с изоляцией. Ему удалось выжить и не сломаться в нечеловеческих условиях.


Во время интервью Джим Коллинз (автор книги) спросил у него:


– А кто не выживал?

– О, это простой вопрос, – ответил он. – Оптимисты.

– Оптимисты? Не понимаю.

– Оптимисты. Это те, кто говорил: «Мы выйдем отсюда к Рождеству». Рождество приходило и уходило. Тогда они говорили: «Мы выйдем отсюда к Пасхе». И Пасха приходила и уходила. Затем День Благодарения и снова Рождество. И они умирали. Не выдерживали.


В своей книге Коллинз сформулировал принцип, который назвал парадоксом Стокдейла:


«Вы должны сохранять веру в то, что добьётесь результата, но при этом смотреть в лицо реальным фактам, какими бы ужасными они не были».


Это не реализм и не оптимизм. Это желание добиваться своего в самых сложных и непредсказуемых условиях, которые могут встретиться. И никакие «хорошие мысли» здесь не помогут. Вернее, помогут, пока не разобьются о кусок суровой реальности.


И реальность эта в том, что значение имеет только настоящий момент.


Стокдейл понимал, что находится в самой ужасной вьетнамской тюрьме, и представлять, что ты на пляже в Малибу, – не самая продуктивная идея. Он каждый день делал всё что мог, чтобы облегчить свои страдания и страдания других пленных. Вместо того, чтобы тешить себя хорошими мыслями, он совершал хорошие поступки.


Себя нужно приучать именно к этому. Каждый день задавать себе вопрос: «Я сегодня сделал всё что мог, чтобы моя жизнь стала лучше?»


Ставлю почку, что человек, который будет каждый день отвечать утвердительно на этот вопрос, проживёт более счастливую жизнь, чем тот, кто полон только «хороших мыслей».


Сомневаетесь?


Проверьте.


P.S. Если что, у меня вторая положительная.


Источник - https://vk.com/putevoditell

Психология | Psychology

19.9K постов59.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.