Причины отсутствия опоры на себя. Почему возникают сложности?

Если у вас есть проблемы с опорой на себя, возможно, вы задавались вопросом, почему они возникли. Давайте разбираться в причинах.

Любая проблема состоит из совокупности факторов. Нельзя сказать, что какой-то конкретный фактор является однозначной причиной проблемы.

Начнем с воспитания. Повторюсь, нельзя судить по 1 фактору в причинах возникновениях проблемы. Родители действительно сделали свой вклад, но не полностью ответственны за произошедшее.

Так какое воспитание лишает опоры на себя? Гиперопекающее. Здесь может быть как чрезмерно тревожное проявление, когда мать трясется за ребенка. Ребенок, видя такую реакцию матери усваивает, что мир опасен, а он беспомощный. Если бы все было хорошо, зачем маме беспокоится? Значит есть проблема, значит мне что-то угрожает.

Другой вариант гиперопеки, когда ребенок буквально становится бытовым инвалидом. Родители все за него делают, ограждают от любых проблем. Тепличное воспитание.

Когда ребенок всю жизнь прожил в тепличных условиях и сталкивается с реальным миром, он понимает, что он беспомощный, он ничего не может сделать, у него нет навыков справляться с проблемами.

Опора на себя возникает в условиях, когда человек самостоятельно справляться с трудностями. Он усваивает, что проблемы можно решать, ничего ужасного не происходит.

Если же такой возможности нет, не на что и опираться. Ты не знаешь, сможешь ли ты сам или тебе нужна помощь другого человека.

Другой вариант воспитания – критикующий. Когда ребенку с детства внушают, что он беспомощный, ничего сам не может, неумеха, не может ничего нормально сделать и т.д.

Вернемся к предыдущей статье про опору на себя. Там я писала про две составляющие: психологическую и поведенческую. Если у детей в гиперопеке нет ни психологического ни поведенческого компонента, у детей в критикующей семье поведенческий компонент может быть. У них может быть опыт справляться с проблемами, могут быть навыки их решать.

Только вот из-за постоянного внушения, что с ними что-то не так, что они глупые, беспомощные, ничего сами не могут нормально сделать, они начинают в себе сомневаться.

Следующий фактор – негативный опыт. Негативный опыт может быть как личный, так и из окружения. То есть человек попал в такую ситуацию, где он не справился и получил кучу негативных последствий. Как правило, такой опыт происходит рано.

Есть объективное подтверждение собственной беспомощности. Человек уже не справился и боится, что это повториться.

Либо другая ситуация, человек увидел, как у кого-то не получается. Например, финансовые проблемы у родителей. Если уж у родителей не получается хорошо зарабатывать, то куда я полезу?

Также тут стоит отметить индивидуальные особенности. Мы можем взять двух близнецов с идентичной генетикой, которые росли в равных условиях, имели одинаковый опыт. Только у одного будут проблемы с опорой на себя, а у другого не будет в силу его особенностей психики, особенностей восприятия реальности.

Ну и биологию не стоит отрицать. Есть врожденная предрасположенность к тревоге, к беспокойству, к неуверенности и сомнениям. Часто проблема бывает семейной. Опять же совокупность факторов. Здесь может быть как научение проблем, так и передача особенностей по наследству.

Естественно, отсутствие опоры на себя не формируется мгновенно. Человек постепенно собирал доказательства тому, что сам он справиться не может. Концентрировался на определённых ситуациях, словах других людей, собственной оценке происходящего. А также игнорировал доказательства обратного, обесценивал их.
«Да мне повезло», «Это не считается», «Все могли бы с этим справиться», «Это ерунда».

Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые полезные материалы. Если вы столкнулись с тревожностью, приглашаю вас на консультацию - http://viktorialuar.tilda.ws/