Правовое информирование и правовое просвещение

Правовое информирование и правовое просвещение Закон, Право, Юристы, Адвокат, Госдума, Лига юристов, Юридическая помощь, Минюст, Длиннопост

Доведение до граждан информации о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи осуществляется согласно ст. 28 Закона № 324-ФЗ в рамках правового информирования и правового просвещения населения, обязанность по осуществлению которых может возлагаться, помимо органов власти и местного самоуправления, на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов. Поэтому, как правило, ни одно обсуждение направлений совершенствования системы бесплатной юридической помощи не обходится без оценки уровня информированности и правового просвещения граждан, и, как уже отмечалось, пока этот уровень по-прежнему невысок.

В прошлом году Совет Федерации предложил создать единый государственный портал правовой информации и правовой помощи. Идея была поддержана Минюстом России и Правительством РФ, и предполагалось, что уже в начале этого года начнется тестирование портала в пилотном режиме, напомнила Ирина Рукавишникова. Однако работа затянулась. Проект постановления Правительства РФ о едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи (был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в марте; ID: 01/01/03-20/00100484), по словам заместителя директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Инги Меликян, получил существенные замечания от Минцифры России и Минфина России. С учетом этих замечаний министерство подготовило новый проект, предполагающий создание федеральной государственной информационной системы правовой помощи, одной из подсистем которой будет единый портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи. Предполагается в 2021 году провести проектные работы по созданию инфраструктуры этой подсистемы, в 2022 году – апробировать ее в 10 пилотных регионах, а в 2023 – запустить в промышленную эксплуатацию на территории всей страны. До 10 декабря проект должен быть внесен в Правительство РФ, сообщила Инга Меликян.

Ирина Рукавишникова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

"Когда мы определяли концепцию такого единого портала, рассчитывали, что он станет всеобъемлющим информационным ресурсом, доступным для всех, а один из его сегментов будет посвящен бесплатной юридической помощи. Говорить о том, что такой портал будет создан только для решения вопросов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, – в корне неправильно. На нем должна быть информация об адвокатах, юристах – с появлением возможности верифицировать юристов на каком-то информационном ресурсе, за достоверность которого отвечает государство в лице Минюста, случаев совершения мошеннических действий юристами, я уверена, стало бы гораздо меньше.

Портал должен обеспечивать не только возможность получения консультаций, но и доступ к верифицированным текстам нормативных правовых актов – единая бесплатная база документов необходима.

Нас совершенно не устраивают сроки: полномасштабное введение системы откладывается на три года. Это не соответствует существующим запросам и требованиям, готовности регионов – многие готовы уже собственные порталы запустить, может быть, это было бы правильно.

Необходимо провести еще одно обсуждение на площадке министерства с участием коллег из регионов, вернуться к тем предложениям, которые они представили в прошлом году, еще раз посмотреть на общую концепцию портала, сроки его создания, финансирование. Возможно, следует рассмотреть возможность использования при разработке и запуске портала конструкций государственно-частного партнерства – такие предложения тоже есть, они в наш адрес поступают".

Но и появление единого портала правовой информации даже в таком формате, на котором, судя по всему, будет настаивать Совет Федерации, не позволит обеспечить полную информированность граждан по правовым вопросам, полагает заместитель руководителя Администрации – директор правового департамента Администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Игорь Андреечев. "Возникает вопрос: почему нет доступной и качественной информации в момент публикации нормативного акта? Источников информации много, но она нужна в другом формате: не в виде опубликованного текста акта в газете, не в виде пресс-релизов сайтов Совета Федерации и Госдумы, не в виде аннотаций справочно-правовых систем. Информация должна быть переведена с юридического языка на человеческий, структурирована. Нужно дать рекомендации по применению документа, увязать его с иными актами и мерами ответственности – сейчас, в условиях отмены старых актов и принятия новых в рамках "регуляторной гильотины" сравнительный аспект особенно важен, не может каждый сидеть и сравнивать. А регионы сейчас, по сути, этим и занимаются – готовят такие разъяснения, и это приводит к отсутствию единства передачи и восприятия информации. Считаем всю эту работу, в том числе региональных правовых структур, не совсем эффективной – можно иначе ее выстроить. Мы бы нашли, где опубликовать эту информацию, для этого даже не нужен единый портал, но нужно, чтобы нам ее дали. Поэтому мы бы вынесли такое предложение: создать на федеральном уровне единый центр подготовки информации о нормативных правовых актах в едином стиле в формате, понятном для граждан и организаций", – заключил эксперт.

Данное предложение поддержал и Алексей Преображенский, отметив, что к работе по разъяснению нормативных актов логично было бы привлечь, в частности, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Предложения по совершенствованию порядка оказания бесплатной юридической помощи и форматов правового информирования и просвещения

Помимо планов по корректировке правового регулирования бесплатной юридической помощи на уроне регионального законодательства, участники конференции обозначили ряд предложений, которые, по их мнению, должны быть реализованы на федеральном уровне. Среди них:

  • расширение перечня оснований для представления интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в судах – поскольку он уже перечня случаев оказания такой помощи, граждане во многих ситуациях получают только правовые консультации, фактически лишаясь защиты в суде;

  • упрощение процесса получения документов, подтверждающих право лица на получение бесплатной юридической помощи, в частности справок о размере среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина;

  • утверждение для работников государственных юридических бюро документа, аналогичного ордеру адвоката, который бы позволил им представлять интересы граждан в судах без доверенности;

  • закрепление в Законе № 324-ФЗ порядка предоставления информации по запросам государственных юридических бюро – соответствующий законопроект № 793507-7 был внесен в Госдуму в сентябре прошлого года, но пока не рассмотрен даже в первом чтении;

  • создание стандарта оказания бесплатной юридической помощи;

  • введение оценки эффективности системы бесплатной юридической помощи в субъектах РФ с возможной последующей финансовой поддержкой демонстрирующих лучшие результаты регионов.

Основные предложения в части правового информирования и правового просвещения граждан касаются создания упомянутого единого портала – предлагается все же ускорить его разработку и введение в эксплуатацию, финансирования мероприятий по информированию граждан, в том числе посредством СМИ, а также рассмотрения Правительством РФ возможности принятия государственной программы правового просвещения граждан.

***

Надо полагать, создание единого портала, и содержащего необходимую информацию о правах и обязанностях граждан и юридических лиц, способах их защиты, порядке совершения гражданами юридических действий и типичных ошибках при их совершении (такая информация согласно ст. 28 Закона № 324-ФЗ должна доводиться до сведения граждан в рамках правового информирования и правового просвещения), и позволяющего получить правовую помощь, действительно может существенно повысить доступность правовой информации и юридической помощи для граждан – удобство такой единой "точки входа" доказано порталом госуслуг. Однако, поскольку ни сроки создания, ни функционал этого ресурса пока не утверждены, стоит в очередной раз посоветовать гражданам использовать все доступные уже сейчас способы получения информации: сведения о бесплатной правовой помощи, по крайней мере самые основные, можно найти на официальных порталах региональных органов власти и на страницах их аккаунтов в социальных сетях.

https://www.garant.ru/article/1424937/