Повесть "Зуб Дракона" глава девятнадцатая.

Глава Девятнадцатая. Смертничек.



Весной 1984-го, в Баграме, нашу роту как-то по утру застроили и сказали, что надобно заполнить смертные медальоны.

Нас тогда готовили к штурму Панджшера и, по понятным причинам, мы сразу же догадались, что штурм будет сущей безделицей. Настроение от такой подачи сделалось самым жизнеутверждающим, захотелось петь и плясать, собирать в поле цветы и наслаждаться пением птиц. Потому что, есть шанс, что видишь это всё в последний раз.

Ну, в последний, так в последний. Мы же знаем, что солдат никогда не очкует! Солдат сделан из брони и бетона. И очко у солдата - бронированное, а, следовательно, оно никогда не жмётся и не опускается. Только - приподнятое состояние! И приподнятое настроение.

Под приподнятое настроение Старшина и Ротный выдали нам некоторое количество пластиковых пеналов с бланком, который надо было заполнить шариковой ручкой. Потом заполненный бланк следует впердолить в пенал и завинтить крышкой. Всё, солдат, не сцы! Теперь смелого пуля боится, об смелого гнуться штыки.

Повесть "Зуб Дракона" глава девятнадцатая. Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания

Пластиковых пеналов хватило далеко не на всех. Поэтому Рязанов в весёлой и доходчивой манере нам сказал, что пусть каждый, кому не досталось пенала, пусть он выдернет пулю из патрона, высыплет себе под ноги порох из гильзы. После чего, задача сводится к предыдущей: в опустевшую гильзу засовывается записон, и потом патологоанатомам будет проще сделать себе мнение насчёт останков. А потом такую гильзу пусть каждый солдат заткнёт имеющейся свободной пулей. И разместит в карман своего обмундирования, либо навесит при помощи ниточки на шею.

Ну, мы такие, повыламывали пули из патронов. Понаписывали всякие каракули на клочках бумаги. Сделали каждый себе по «смертничку», то есть, по смертному медальону. И мне от восторга захотелось спеть весёлую песенку про день рождения, содержащую слова «И не ясно прохожим в этот день непогожий, отчего я такой ве-сё-лыыыыый…» 

Спел я про себя эту песенку. И сразу же «словил» просветлённое состояние. До меня допёрло, что пулю в гильзу с посмертной запиской лучше бы вставить задом наперёд. Потому что, патронов у нас - дохрена. По всем карманам валяются патроны. В Союзе за такие дела уже все сидели бы в кабинете у особиста. А тут, в Афгане, тут нормально.

И вот я додумался, что «смертничек» должен быть заткнут пулей задом-наперёд. Чтобы я в суете и толчее боя не зарядил этот патрон в магазин.


Шабанов А.В.:

- В форме х/б ТУРКВО на брюках был пришит специальный маленький карманчик «пистон». Именно в нём следовало хранить смертный медальон. Смысл такой: оторванную голову солдата можно идентифицировать по физиономии гримасы морды лица. А оторванную жопу следовало опознавать по содержимому «пистона». Нам наш командир объяснил это именно так.


Как видим, у Андрюхи Шабанова командир выражал мысли, как человек прямой и бесхитростный. А наш Рязанов Игорь Геннадьевич повёл себя очень тактично. Чтобы мы не сильно расстраивались перед штурмом Панджшера и не чрезмерно хотели петь, танцевать и собирать в поле цветы.Ну ладно.

И вот, пронеслось время календаря, как тройка с бубенцами, и - крекс-пекс-фекс - сижу я на гранатном ящике в плотной темноте на Зубе Дракона. Дежурю в своей башенке. Не сплю. Мёрзну. Никого не трогаю. И тут на «Третьем точка» срабатывает сигнальная мина! Начинается стрельба, в скалы летят ручные гранаты.

Выскакивает с автоматом наперевес Хайретдинов. Рёв, мат, душманы деморализованы, дезорганизованы и уже грустно сожалеют, о том, что рыпнулись ночью на Зуб Дракона. Ясный перец, что вот-вот их плотные колонны дрогнут, они начнут откатываться назад и выйдут из сектора моего обстрела.

В секторе у меня - кромешная тьма. Но, это нисколечко не означает, что там нет плотных колонн душманов. Если мне не видно суслика, то это не значит, что суслика нет! То же самое и с колоннами душманов. Иначе, для кого наш Комендант так громко и круто матерится?

С этими героическими мыслями и с очень патриотическим настроением я надавил пальцем на спусковой крючок своего пулемёта, чтобы открыть кинжальный огонь по душманскому флангу. У них, точно, в этом месте темноты должен быть фланг. А как же иначе?

И вот, я нажимаю на спусковой крючок, пулемёт даёт в темноту короткую очередь и глохнет, как мотоцикл без бензина. Чё за хрень?!

Это как такое может случиться, чтобы пулемёт Калашникова вдруг перестал стрелять? Бредятина какая-то!

В полных недогонках я передёрнул затвор. Нажал на спуск. Выстрела нет. Я передёргиваю ещё раз. Снова - на спуск. Снова тишина! Я в третий раз тяну затворную раму. До меня доходит, что с каждым моим передёргиванием затворная рама закрывается всё меньше и меньше. А темнота же кругом! Я могу только - наощупь. А ещё: стрельба кругом, вой рикошетов, разрывы гранат, маты! А у меня затвор не закрывается.

Вынул я пулемёт из бойницы, уселся на ящик, пулемёт положил себе поперёк коленей. Сейчас сниму крышку ствольной коробки. Надо, чтобы в темноте никакие детали никуда не раскатились. Ищи их потом в куче стреляных гильз.

И вот, снимаю я крышку, пальпирую кишечник внутри пулемёта и обнаруживаю тройное утыкание! То есть, три патрона один за другим уткнулись в патронник и торчат там, как стрела из жопы индейца.

Хм. А отчего такое может произойти? Ладно, патроны я из патронника выковырял, бросил в темноту под ноги. Мало ли, может быть, они бракованные. Не хочется в темноте, в ходе боя, вставлять их в пулемёт второй раз. Пусть полежат на полу. Патронов у меня много.

И вот, вытащил я из патронника три патрона. И что дальше? Отчего-то они не пролезли в ствол. Отчего?

Можно, конечно же, притвориться, что всё стало нормально и собрать пулемёт обратно. Но, мы же не дураки, мы же - советские солдаты. Нас в школе на уроках НВП (начальной военной подготовки) очень грамотно и методично научили обращаться с автоматом Калашникова. И теорию нам вложили в голову, и практику дали наработать. Скажем, я с друганом каждую перемену ходил в кабинет НВП, и наш преподаватель, Иван Никифорович, без всякого занудства выдавал нам два автомата. И мы с друганом наперегонки устраивали соревнования по разборке-сборке автомата. Была в Советской школе такая дисциплина. И вот, я сижу в темноте на Зубе Дракона и потихоньку догоняю – это, охренеть, какая полезная для долголетия дисциплина! Мой личный рекорд разборки автомата – 9 секунд. Так что, в темноте, на высоте 3 000 метров, среди скал, никуда от меня мои душманы не денутся. Дохрена ли ты за 9 секунд пробежишь в темноте среди скал? Конечно - не дохрена. Поэтому, я сейчас соберу свой пулемётик, и наши танки будут быстры.

Надо только понять - в чем неисправность? Может быть, в канал ствола что-то попало? И из-за этого патрон не может пролезть в патронник? А что туда могло попасть? Хрен его знает, ничего не должно попасть. Но патроны-то в ствол не лезут. Значит так, надо прощупать шомполом! В доли секунды вытаскиваю из пулемёта шомпол, пихаю в ствол. Так точно! Что-то сидит в канале ствола – шомпол звякнул и дальше в ствол не лезет. И чё делать?!

Чё делать, чё делать – выбивать засор! С этой светлой мыслью я засадил стволом пулемёта по скале. Из ствола торчит кусок шомпола, и, вот, я этим куском и впендюрил в скалу. Шомпол выбил из ствола засор и с мелодичным звоном влетел внутрь пулемёта. Вот теперь - ништяк! Вот теперь проблема устранена! Можно собирать пулемёт.

Собрал пулемёт в темноте я секунд за 20-30. Высунул в бойницу. Открыл огонь во фланг плотной колонны душманов. Душманы очканули и подались наутёк! ...

Но, что же, что же было в канале ствола?!

Утром, когда рассвело, я поднял с пола своей башенки три патрона, гильзу, пулю и бумажку с надписью «Рядовой Орлов Андрей Викторович. 7 рота. Город Всеволжск, Ленинградской области».

Бумажку обожгло вспышкой капсюля, прожевало через внутренности пулемёта, но каракули на ней вполне читаются. И что это всё обозначает?

А это обозначает, что Орёл в Баграме заполнил «смертничек», засунул пулю в гильзу не задом наперёд, а передом наперёд. И положил это всё в карман своих армейских штанов. Пуля у такого патрона острая. За время эксплуатации штанов пуля проткнула в кармане дырку, и патрон ровненько вывалился на поверхность планеты Земля.


Ну, а, там-то, его пионЭры

подобрали с планеты ЗемлИ

и, приняв безопасности меры,

в райотдел КГБ отнесли!


А если не выёжываться и говорить нормальным русским языком, то этот патрон подобрал я. Потому что - негоже топтаться солдатскими гамашами по хлебу и по боеприпасам. Это такая русская народная примета!

И вот подобрал я этот патрон. Внешне он ничем не отличается и не выдаёт себя, что он ненормальный. Я его бережно подобрал, зарядил в свой магазин и изо всех сил принялся сторожить южные рубежи Отечества.

Потом наступила ночь. Из-за ночи сделалась темнота. В темноте я открыл огонь во фланг душманской колонны. А дальше мы уже всё знаем. Мы помним, что в результате получилось!..

Повесть "Зуб Дракона" глава девятнадцатая. Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания

По утру я сокрушенно покачал коротко стриженной башкой, подобрал записку, пулю и гильзу и потопал к Андрюхе Орлову.

Иду через скалы и просчитываю в голове возможные варианты действий. Первое, что пришло на ум, это собрать Андрюхин смертничек и с размаху засунуть его Андрюхе в очко. Но, тут же пришлось додуматься до, как минимум, двух проблематичных последствий.

Первое – он же снова просрёт свой смертничек при первом же поносе.

И второе – я не проктолог! Мне не хочется ковыряться в солдатских жопах.

- Тра-та-тара-дара-дара! Тру-ту туру-дуру-дуру! – Из-за скал Третьего поста раздавались весёлые ноты марша «Парад-але». Кто-то самозабвенно исполнял на губах этот старинный цирковой марш. Интересно, кто?

Я прибавил шагу. На Третьем посту, на зелёных ящиках из-под гранат со счастливыми улыбками на лицах сидели Саня Манчинский и Миша Гнилоквас. И восторженно смотрели на паясничавшего посредине Третьего поста Андрюху Орлова.

Раздетый до пояса Орёл стоял на полусогнутых в позе силового жонглёра, с отставленной в сторону Хисарака сракой, и изображал невероятную пантомиму. Он размахивал пустым ящиком из-под патронов, на котором отчетливо выделялась заводская надпись «29 кг».

Повесть "Зуб Дракона" глава девятнадцатая. Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания

Орёл изображал, что это – обосраться какая тяжелая двухпудовка, выжимал её над головой, опускал с размаху между ногами, рывком снова вздымал вверх, подседал под этот спортивный инвентарь и всем своим существом показывал тяжесть, мощь и инерцию атлетического снаряда.

На вдох и выдох Орёл речитативом декламировал то, что позже деятели телевидения назовут "социальной рекламой":

- Нахер все шашки! - «Гиря» пошла вверх.

- Шахматы - к чёрту! - «Гиря» пошла вниз между расставленными ногами.

- Занимайтесь, ребята! – Орёл присел и рывком вознёс «гирю» над головой.

- Гиревым, сука, спортом! – Орёл с деланным усилием встал, удерживая «гирю» на вытянутой руке над головой и вибрируя всем телом, якобы от натуги.

Затем Орёл изящным движением отбросил, ставший вдруг лёгким ящик, и, с театральным пафосом, вытянув вперёд руку, с выражением громко провозгласил:

- Граждане! Занимайтесь гиревым спортом! Он развивает силу, ловкость, выносливость!.. И боковое зрение!

Заключительный аккорд "социальной рекламы" опрокинул Манчинского с Гнилоквасом на спины. Они оба задрали к Афганскому небу ноги, принялись ими мелко сучить и дружно ржать. Подчиняясь чувству солдатского коллективизма и солидарности, я тоже шлёпнулся на тропу. Тоже задрал к небу свои гамаши. И тоже громко заржал.

- Ну, чего припёрся?! – Орёл выдержал паузу, предназначенную для групповой ржаки, а затем важно обратился к прибывающей публике. То есть ко мне.

- Занимать места - согласно купленных билетов!

Я поднялся с тёплой Афганской земли, протянул Орлу на открытой ладошке записку, гильзу и пулю:

- На! Это тебе оплата за купленный билет. Не теряй больше. И пулю вставь остриём внутрь гильзы. Чтобы карман не протыкала.

- Ё-маё, Димон! – Орёл в мгновение ока сдулся, осунулся и с ужасом смотрел на протянутую к нему ладошку.

- Чё, ё-маё? Это не ты, это я говорю «ё-маё»! Из-за этой хрени мне ночью во время стрельбы пулемёт заело!

- И ты мне теперь отомстил? Тоже мне, друг, называется.

- При чем здесь отомстил? При чем здесь, друг? Ты потерял, я нашел и вернул.

- Когда я потерял, я-то решил, что всё, повезло мне - Костлявая мимо пройдёт. Решил, что не понадобится мне смертничек! А ты мне его снова приносишь. Ещё и через пулемёт пропущенный. Кто ж такие вещи возвращает?!

- Андрюха, да ты чё? Ты завязывай… - Я опешил от неожиданного оборота событий. Только что Орёл паясничал и веселился, а тут, в долю секунды он сник, осунулся и, как будто бы, даже, постарел. От неожиданности я застыл с протянутой к нему ладошкой. И бормотал бессвязные слова:

- Да это всё херня, Андрюха, завязывай…

- Я завязал. – Орёл сгрёб с моей ладошки протянутые ему предметы и побрёл в СПС.

– У меня отдыхающая смена. Так что я - всё! Завязал... Орёл встал на четвереньки и заполз в проход СПСа, завешенный одеялом.

- Чё ты ему такое принёс? – Миха поднялся со своего зелёного ящика. С Мишиного лица ещё не успела сползти улыбка. – Орла так перекосило, как будто, ты ему Черную Метку вручил.

- Блин, ещё один! Миша, вы сговорились сегодня? Это просто его патрон, с его запиской. Понимаешь? Просто - патрон! Колдунов не бывает, мистики не бывает! Не нагоняй жути. Это всего лишь патрон!

- Ладно, успокойся. – Миша тоже помрачнел и перестал улыбаться. – Ты уже ЭТО сделал. Ты уже отдал.

- Тфу ты, ж, ёж твою мать! Лучше бы, я эту херь за бруствер выбросил! – Я в сердцах плюнул под ноги, развернулся и пошел с Третьей точки.

- А я тебе за это и далдоню! – крикнул Миша мне в след. – Лучше бы ты выбросил!

Ветеранам локальных войн

345 постов3.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Соблюдаем все правила Пикабу.

2. В комментариях приветствуются ссылки на сторонние сайты данной тематики.

3. ЛЮБАЯ попытка идентификации участника данной группы без его личного согласия - БАН.

4. Оскорбления пользователя... Не приветствуются, но оставлены на усмотрение модераторов. Без обид. Как говорил мой старшина:

- Можно словами обидеть человека, а можно дурака ими же на путь истинный наставить.

5. Изначально премодерации постов нет, сообщество основано на дружеской поддержке и взаимном доверии.

6. При использовании информации с другого ресурса укажите ссылку на оригинал (желательно).

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте. Двадцатую еще не выкладывали, или я по неопытности просто найти не могу?

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Здравия желаю.

Как говорит Прапорщик Хайретдинов: - Докладываю голосом! Так точно! Двадцатую главу ещё не выкладывал.

Где-то в тексте, или в комментах к главам я пояснил подписчикам, что временно прекращаю выкладывать главы. Потому что очень хочу увидеть "Зуб Дракона" в бумажном издании.

Ни одно издательство не станет печатать "в бумаге" повесть автора, у которого нет раскрученного имени. Потому что потом тираж такой повести хрен продашь.

На сегодняшний день самое уважаемое издательство России дало "добро" на печать в бумаге. Мне предложили выполнить несколько требований. Я с требованиями согласен. Но, пока ещё не выполнил. Поэтому, главы временно не выкладываю.

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вас понял.
До девятнадцатой включительно читал незарегистрированным. Создал аккаунт только что, чтобы иметь возможность полноценно поискать и связаться с Вами, если не найду.
Если не трудно, сигнализируйте, пожалуйста, о результатах, где-нибудь здесь. Любых. Чтобы даже самый непроходимый новобранец мог найти.
Очень уж большое желание прочитать все до конца.
Я очень свежий подписчик и очень чайниковый пользователь. Ваше пояснение читал, но не был уверен к какому именно периоду оно относится. Почему-то показалось, что речь шла о каком-то уже окончившемся этапе, и выкладывание уже возобновилось. После создания аккаунта ничего перепроверять не стал, предпочтя задать вопрос непосредственно Вам .
Я человек неопытный, могу сходу не разобраться, а вникать в технические особенности сайта времени особо нет. Прочитал все в течение вчерашней ночи, после работы уже.
Кстати, по неопытности мог случайно поставить Вам несколько минусов и плюсов. Если минусов получилось больше, извините. Я не люблю и не принимаю рейтинговую систему, поэтому никогда ничего не плюсую и минусую. Только случайно могу нажать.
Если уж давать оценку, так по человечески - голосом или текстом, но не тычком мышкой. А еще лучше сто раз подумать, прежде чем давать. Извините, увлекся, возвращаюсь к теме.
Желаю Вам хорошего редактора. С головой. По- моему редактировать в Вашей повести нечего. Причем критически нечего. Даже пытаться не стоит. Кроме, может быть, некоторых (далеко не всех) грамматических ошибок и опечаток. Пунктуацию, полагаю, следует оставить как есть, соответствует она правилам, или нет.
Что же касается не вошедших глав, я бы их тоже издал в рамках повести. Сходу кажется, что в конце, отдельным сборником, в хронологическом порядке. А в основном тексте ссылки на нужные страницы в тех местах, где эти главы родились, но после размышлений не были включены.
Все дополнительные главы не менее важны, чем основные. Выкидывать их было бы глубоко неправильно. Но и перегружать текст, тем более выстроенный в хронологическом порядке - тоже. Так что издавать однозначно, только придумать как именно.
А если все же не срастется с издательством (увы, бывает такое, и нередко), то все равно публиковать, да как можно шире. Не только здесь. Как нынче говорят "максимальный репост".
Помимо этого, еще есть сайт с военной прозой. По-моему так и называется. Или всякие производные от "либрусек". Они предоставляют намного большие возможности отформатировать текст так, как это считает нужным сам автор. И дать его в том виде, в котором он должен быть, а не в том, который позволяют технические рамки ресурса.
Спасибо за повесть. Жду продолжения в любом виде.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Благодарю за развёрнутый ответ, благодарю за высокую оценку.

Однако.

Имею желание высказаться.

То, что Вы оценили как хорошую повесть, это ещё "ничего". НИЧЕГО!

Посмотрите, в главе "Подъём" лично я рассказываю мои ощущения от перехода через горную реку по какому-то ужасному, каличному мостику. Помните? Я там говорю:- "Это мультик. Это не со мной происходит..." и так далее по тексту.

Что это обозначает? Задумайтесь.

Лично я считаю, что эти слова обозначают то, что я был морально и эмоционально НЕ ГОТОВ к вот такому повороту событий.

А один ли я не готов?

Дальше по ходу темы, там будут происходить события. Будет много событий. Жестоких, смешных, ужасных, тупых - всяких. Но, я БЛИН!!! Оказался не готов.

Физически я так-сяк шесть раз в неделю до Армии бегал 8 километров. Физически я так-сяк был более или менее в адекватной подготовке. Но, какова ценность офигенной физухи, если чел морально не готов, сцыканул, очканул, ушел в себя и т.д. Какой толк от этой физухи? Чел ею не воспользуется, он сдался заранее!

Вот об этом будет рассказывать "Зуб Дракона" и последующие "Руха" и "Судьбы солдат".

Вы прочитали всего лишь начало. Начало должно увлечь, начало должно втянуть. Таков принцип работы нашего мозга.

Если бы я с моими Братанами начал сразу с чётких нравоучений, то лично Вы захлопнули бы книгу на начале первого же нравоучения.

Поэтому, потрачено 30 лет работы, приложено старание и желание. Чтобы в доступной для понимания форме рассказать что произойдёт, когда "что-то произойдёт".

Грамматические ошибки - это не ошибки. Это попытка передать местный армейский фольклор в кириллице. Ещё русский мат там требуется. Но, мы с Братанами мат удалили из публичной версии. Мат вернётся в Интернет-версию.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

э-э-э, не знаю, стоит ли отвечать, ибо аргументированный ответ всегда в той или иной степени влияет на оппонента, а мне не очень хочется на кого-либо влиять, пока меня об этом не попросили, причем без следов провокаций с моей стороны.

А на Вас мне влиять тем более не хочется, поскольку Вы еще не закончили повесть, судя по некоторым выложенным здесь отрывкам переписки с однополчанами.

Но не ответить было бы невежливо. Попробую посуше, дабы не слишком увлекаться.


1. Я не воевал, но помотало меня вполне нормально и, главное, на редкость разнообразно. И в смысле географии, и в смысле социальной вертикали, и в смысле не очень желательного экстрима.

Я не эстремал. Адреналиновой зависимости нет, более того, последние десять лет вообще домосед. Когда много ездил, всегда стремился свести усилия к необходимому минимуму. На вершинах меня интересовали ощущения от вида и места, а не факт их покорения.

Как и во всех других географических точках, вне зависимости от того, в результате каких именно жизненных обстоятельств меня туда занесло: сам пришел, или служебная необходимость завела.

Поэтому разного рода нештатных ситуаций в моей жизни были десятки, включая и те, что я просто наблюдал с очень близкого расстояния, не принимая в них непосредственного участия.

Так вот, моментов, когда тот или иной человек оказывался на сто процентов готов к той или иной ситуации было так мало, что можно посчитать на пальцах. Обычно вопрос стоял не "обосрался/ не обосрался", а сумел себя собрать или не сумел. Ладно, сразу, хотя бы в конце концов.

Помимо всего прочего, надо ведь еще принять новую обыденность, и соответственно, выкинуть старую.

Мостик, который Вы описали, как раз относится к новой обыденности, плюс акклиматизация, которую и весьма опытные путешественники, случается, довольно сильно недооценивают. Я вот, к примеру, однажды и 30 кг не помню как допер. И это была далеко не первая экспедиция в горы. И даже не десятая. Просто случился перерыв в пару-тройку лет.

Правда, судя по снимку Зуба Дракона, переть пришлось на примерно вдвое большее расстояние, но факт - с половины пути ничего уже не соображал и вообще не помню, как в лагере оказался.

Акклиматизация - очень серьезная песня.

Через две недели, не сказать, чтобы легко, но уже вполне осознанно носил по этому же маршруту полный газовый баллон. Так что не совсем понимаю, как вы с первого раза сумели одолеть маршрут с полной выкладкой. Вы просто не могли быть готовы к каличному мостику в частности, и ко многим другим моментам в целом.

Один из начальников отрядов, в которых мне довелось трудиться, рассказывал, как к ним однажды прилетела сборная СССР по футболу. Тренироваться перед матчем в какой-то высокогорной латиноамериканской стране. Именно наш лагерь был выбран в первую очередь из-за наличия вертолетной площадки, во вторую, из-за тундровой зоны, в третью - из-за наличия хоть каких фанерных, но все же домиков.

Использование вертолета было фатальной ошибкой тренера. Команда потренировалась немного, потом пришла обедать, и по ходу знакомства, предложила товарищам ученым сыграть с ними в футбол. Разумеется, с форой и вообще в щадящем режиме.

Товарищи ученые помялись, но согласились. Сборная СССР была разбита не помню уж с каким, но в любом случае, с позорным счетом. Играли ведь даже не с любителями, а вовсе с ботанами, которые даже в детстве футболом не сильно увлекались: географический факультет МГУ. Ладно бы еще студенты, а то ведь полкоманды - доктора и кандидаты наук. Хорошо, хоть географы, а не математики. Это было бы вообще за гранью. И что особенно досадно, к середине матча ни о каких форах и щадящих режимах речь уже не шла. Но даже сравнять счет все равно не удалось.

История кончилась тем, что спустя какое-то время после поездки к латиносам, команда не обломалась вернуться на ледник и отыграться. На этот раз, разумеется, с разгромным счетом в свою пользу.

Шеф - ученый с мировым именем, к тому же очень грамотный путешественник, так что уверен - он ничего не приукрасил. Тем более, рассказывалась сия байка как раз в контексте коварства акклиматизации и прочих незаметных убийц, вроде горной болезни и т.д. То есть, была включена в инструктаж по ТБ.

Действия Вашего командира были единственно правильными в той ситуации, о чем, собственно, он прямо и пишет. Просто Вы, возможно, до сих пор недооцениваете некоторых моментов, которые возникают на новых для организма местах, даже если вы пришли туда без оружия и вообще с самыми мирными намерениями.

Ваше видение каличного мостика хорошо мне знакомо и по личным ощущениям, и по многочисленным наблюдениям за другими новобранцами, когда у самого уже организовался некоторый опыт. Вы описываете это очень точно. Не обязательно мультфильм, но отстраненность - сто процентов.

В каждой географической точке оказывался свой аналог такого мостика. И почти всегда главная опасность отнюдь не в нем.

Но он страшнее, потому что производит впечатление, при этом нет опыта, плюс к тому нет и сил, ибо их сожрала высота. Главные опасности новобранцы не видят вовсе. Поскольку новобранцы.

Уже через несколько дней по такому условному "каличному мостику", ходят вполне уверенно, потом легко и с грузом, а потом и вовсе непонятно, что в нем такого страшного-то было. И это, кстати, тоже бывает опасно.

Местные не только тубзики складывают толково, они и с такого мосточка ни в жизнь не улетят. В отличие от приноровившихся не местных. Для этих последних, горы - не дом, и никогда им не станут. Если осядут, женятся/выйдут замуж, то для детей - да. А родителям придется всю жизнь напоминать себе перечень опасностей.

Так что Ваши тогдашние переживания более чем понятны, а вот сегодняшние вызывают некоторое недоумение.

Не быть готовым абсолютно ко всему - это нормально. Рэмбо - вымышленный персонаж. Постоянный экстрим любого рода - не норма, и слава Богу.

Чтобы быть готовым ко всему, надо превратиться в немцев образца 40х годов. И то, обязательно выяснится, что "ко всему" оказалось ни к чему, поскольку местные, толком не готовые, не обученные, и вообще лохообразные унтерменши, сразу начали костылять так, что многим захотелось обратно, хотя бы в Польшу.

Доводить до сознания что бывает, когда ты не готов - надо безусловно. Очень надо. Меня просто несколько удивили Ваши сегодняшние эмоции на эту тему. С тем фактом, что неготовность – норма, придется жить до тех пор, пока не научимся не терять человеческий облик при отсутствии конкуренции. Хотя бы в наиболее острых ее формах.

Пока не научимся, получив большое эволюционное преимущество, не превращаться в сибаритствующих римлян или македонцев.

Ко всему готовый супермен уж больно сильно напоминает белокурого красавца с немецких плакатов все тех же 30х-40х. Надо такое?

Тем паче, ни к чему особенному, как выяснилось, он все равно подготовлен не был. На сегодняшний день вопрос готовности и ее степени - нерешаемая вилка, которая у дядек предпенсионного возраста не должна, по идее, вызывать особо бурных эмоций на тему личной готовности.

Это цуцванг: на одном конце - тысячи погибших по неопытности, на другом - белокурый красавец с черепом на пилотке от Хьюго Босса. Надо сократить первый конец, но не забывать и о втором. Он ничуть не лучше первого.

Эта задача уж точно не подразумевает эмоций на тему "почему я не оказался Рэмбо?".

Скорее уж, как у Ефремова, и особенно Хайретдинова, в ситуации с Дирксой и Орлом. Им ведь почти сразу стало понятно, что произошло и почему. Причем, есть у меня подозрение, что "почему" во всех смыслах, а не только в чисто ситуативном. То, есть, оба понимали вполне отчетливо, что будь на месте Орла любой из них, шансы погибнуть у Дирксы уменьшились бы раз примерно в сто.

И, тем не менее, никто из них не сказал ни одного лишнего слова сразу на месте, а Хайретдинов вообще зарекся говорить некоторые фразы в присутствии Орла. И сумел этот зарок выдержать. При этом его эмоции были ничуть не слабее Ваших. Но они были совсем другими. У него было понимание, каков реальный баланс между неготовностью и готовностью ко всему.

Не знаю, удалось ли выразить свою мысль достаточно четко. В общем, парадигма Хайретдинова представляется мне более уместной для Вашей повести, чем та, которую Вы озвучили в своем комментарии.

С другой стороны, он такую повесть писать не стал. Не стал потому, что его парадигма не подразумевает публикаций. И это очень глубоко в нем сидит. А Вы стали. У Вас другая парадигма. И это тоже глубоко сидит. Занозит, и не дает держать в себе события, которые Вы описываете.

Поэтому, если увесистый кусок текста выше вдруг начнет мешать Вам продолжать писать дальше, или добавит лишнюю занозу туда, где их и так выше крыши, просто выкиньте его из головы. Если хотите, могу его стереть, чтоб глаза не мозолил.

Потому, что повесть реально нужна. В гораздо большей степени, чем диспут о верных/неверных парадигмах.


Так-с, посуше не получилось. В 10 000 знаков не уложился. Поскольку комментарий разбит на три пункта, попробую залить его тоже тремя частями. Но, поскольку делаю это здесь впервые, не знаю, когда удастся выслать следующие.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за развёрнутый ответ. На два дня размышлений и почёсывания бороды. То есть я два дня чесал себе репу и обдумывал изложенное. Интересно. Очень интересно. Есть над чем поскрипеть извилинами. Однако, я не очень понял насчет парадигмы Хайретдинова. Поясните пж. В чем та парадигма заключается и чем отличается от моей. Я заню дальнейшую судьбу Хайретдинова: он с автоматом в руках продёт Приднестровье, одну Чечню, вторую Чечню, Грузино-абхазкую. То есть это воин из воинов, вояка из вояк. Это настоящий Защитник Отечества. И в чем же его парадигма?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Парадигма Хайретдинова состоит из трех пунктов, два из которых просты и очевидны. А вот о третьем можно и толстенную книгу написать.
1. Выполнить поставленную задачу. Приказ.
2. Сберечь личный состав.

3. Понимание, что 18-летние пацаны все как один полудурки, поскольку им 18 лет. Физухи - залейся, ум еще не вырос. Поэтому они не могут быть ни к чему толком готовы. И с этим надо как-то жить. Не с последним пунктом, а со всеми тремя одновременно.
Без спецназа ГРУ. С тем, что есть. И дать возможность уму вырасти. Опять же в тех условиях, которые уже есть.
Поэтому отношение прапорщика Хайретдинова к своим подчиненным - ой какое непростое. И поведение соответственно. Не могу сказать, что министр иностранных дел Лавров справился бы с дипломатическим аспектом этой задачи лучше.
Чтобы не углубляться, ибо написание больших постов - время, и время немалое, а его нет, Хайретдинов очень хорошо понимает, что требование быть готовым ко всему лишено смысла.
Но требовать надо, поскольку если этого не делать, все просто тупо погибнут. "Тупо" с точки зрения человека, способного сохранить большую часть личного состава поста номер 12, всех прочих вверенных ему подразделений, и после, вполне закономерно пройти Приднестровье, обе Чечни и Грузино-абхазскую. Быть воином из воинов, воякой из вояк, настоящим Защитником Отечества.
У него "тупо" другое. Не такое, как у любителей смотреть сборники фейлов, где люди, в большинстве случаев, творят глупейшие вещи по глупейшим мотивам, тыкать в них пальцем, и ржать, что, вот, мол какой рукожоп и дибил.
"Дибил" - это из комментов юных, и, к сожалению, не очень юных , зрителей, преднамеренная ошибка.
  Про то, что такое настоящий дебил или идиот они не знают ничего. Насколько страшно это выглядит, когда общаешься с реально больным человеком не пять минут и даже не сутки. И как это потом проходит. Проходит "страшно" и вырабатываются какие - то нормальные, насколько это возможно в такой ситуации, способы общения и восприятия болезни.
И не такое, как у праведников любого типа, посмотревших те же видео, и на полном серьезе бросившихся исправлять ситуацию сразу на всей планете. Чтоб вот не было больше фейлов с засовыванием пиротехники в собственный задний проход.
А такое, в котором граница между желаемым и действительным всегда в некотором движении. И ограничивается с одной стороны - поставленной задачей, а с другой - пониманием, что реально требовать от солдата, а что нет. И что из реального можно требовать быстро и сразу, а чему придется подучить, чаще всего не самыми приятными для солдата способами.
Что характерно и ожидаемо - Хайретдинов не сел в ближайший спортклуб готовить шварцнеггеров имени иностранного легиона, а убыл в Преднистровье и на Кавказ.
Снова рискую выразиться недостаточно точно. Чтобы это исправить, придется еще раз прелопатить текст повести, заново ее проанализировать и выписать аргументы попунктно.
Одно дело почувствовать что-то, другое - доказать.Для моей повседневной работы интуиции хватает за глаза. Нет нужды что-либо доказывать себе самому логическим путем: интуиция все равно даст более точный и полный ответ и почти никогда не ошибется. Только сделает это на порядок быстрее анализа.
Поэтому-то я и не люблю диспутов и полемики. Чтобы дискутировать и полемизировать качественно, надо всякий раз выполнять адовый объем работы, который с каждым новым пунктом будет увеличиваться в геометрической прогрессии. На это нет ресурса просто.
Гораздо проще создать некоторую модель, к примеру нотами, послушать некоторое время и подождать, когда все та же интуиция определит степень ее непротиворечивости и полноты.
Это тоже адовый объем работы, но он хотя бы не разрастается до сизифовых размеров. Ну, почти никогда. Его главный недостаток - невозможность работать с относительно малыми объемами данных и частными случаями.
В тексте это получается сделать намного хуже. То есть, прямо вот намного. Попытался, уж как сумел. Не взыщите: реально нет возможности.
Только один раз я ввязался в полемику в инете. В результате и оппоненту ничего не доказал, и заказ сорвал. Писал неделю практически без перерыва. Но уже к двум третям стало понятно, что надо еще полгодика поработать в таком режиме, и тогда, возможно, удастся начать обсуждать именно предмет дискуссии, а не его многочисленные ответвления, семантику и эмоции по по поводу неточных выражений и прочих технических моментов.
С тех пор стараюсь вообще не лезть ни в какие обсуждения. Уж либо доводить, хоть не до конца, но до значимой точки, либо не начинать. Просто повесть Ваша зацепила.

Единственное, чем на сегодня могу дополнить не слишком удачную попытку описать парадигму Хайретдинова - сравнить ее с тем материалом, из которого вывел Вашу.

Вот Ваша декларация и даже почти манифест:

"Но, какова ценность офигенной физухи, если чел морально не готов, сцыканул, очканул, ушел в себя и т.д. Какой толк от этой физухи? Чел ею не воспользуется, он сдался заранее!

  Вот об этом будет рассказывать "Зуб Дракона" и последующие "Руха" и "Судьбы солдат"."

Назовем, для лучшей возможности формализации, декларативную часть функцией "B" Вот предикат (в математическом смысле этого слова) этой функции:

"То, что Вы оценили как хорошую повесть, это ещё "ничего". НИЧЕГО!

  Посмотрите, в главе "Подъём" лично я рассказываю мои ощущения от перехода через горную реку по какому-то ужасному, каличному мостику. Помните? Я там говорю:- "Это мультик. Это не со мной происходит..." и так далее по тексту.

  Что это обозначает? Задумайтесь.

Лично я считаю, что эти слова обозначают то, что я был морально и эмоционально НЕ ГОТОВ к вот такому повороту событий.

  А один ли я не готов?

  Дальше по ходу темы, там будут происходить события. Будет много событий. Жестоких, смешных, ужасных, тупых - всяких. Но, я БЛИН!!! Оказался не готов.

Физически я так-сяк шесть раз в неделю до Армии бегал 8 километров. Физически я так-сяк был более или менее в адекватной подготовке."

Назовем его функцией "A".

Вы устанавливаете достаточно жесткую связь между ними. Между функцией "A" и функцией "B". Не между частными случаями. Это важно.
И выводите как суть необходимых действий, так и их форму, пусть даже в самом общем и приближенном виде. То есть, вполне внятно формулируете как саму парадигму, так и мотивы, заставившие Вас принять именно ее.
Какие сомнения вызывает эта парадигма, я уже довольно подробно написал в предыдущем посте. Ее противоречия с общей атмосферой повествования описаны там же. Не так подробно, но хотя бы часть противоречий показана.
Сейчас предпринята попытка поставить обе парадигмы рядом, теми средствами, которые возможны при условии ограниченности моего  времени и возможностей. Надеюсь, что хоть как-то получилось. Хоть надежда и слаба: получилось довольно криво. Вся надежда на добрую волю оппонирующей стороны.

Что же до Вашей парадигмы, то тут вижу три возможности:
1. Вы не совсем точно выразились, на самом деле она другая.
2. Я Вас умудрился не понять.
3. Вы толком не думали над ней. Не анализировали изменения в собственном нутре, которые произошли с того давнего времени. Не учли их.

Третий пункт, если верен именно он, подразумевает вроде бы: "Срочно задуматься. И впрямь многое изменилось, может я чего и не догнал".
Но на самом деле не факт. Я бы не стал ничего менять до тех пор, пока писательская интуиция не подскажет: пора. Что-то текст не склеивается, скучноват, пафоса многовато, форма плывет или еще что то в этом духе. То есть, положился бы на нее, на интуицию, целиком и полностью. Не включая мозг до тех пор, пока в этом не возникла реальная необходимость.
Это заповедь музыканта, особенно композитора: голова должна работать как турбина:

мощно, ровно и постоянно. Но только до тех пор, пока ты не взял в руки инструмент или не сел писать. В этот момент она должна полностью отключиться.
Так что, вполне возможно, что стоит вообще забыть про меня до этого момента. А просто помнить, что был, мол, вроде, такой чел, все тыкал куда-то пальцем и что-то такое критиковал. Но был где-то далеко, не здесь и не сейчас. Если возникнет затык, память сама выбросит все, что нужно.
Но ведь затык-то может и не возникнуть, такие дела. Тогда можно о моих комментах и вовсе забыть.
Все, нет больше возможности писать сегодня. Откланиваюсь.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо.

Буду думать над этим.

Спасибо что потратили столько времени, сил и желания разложить по полочкам важные, скрытые от первого взгляда, внутренние связи, заключенные в тексте.

Буду думать.

Буду перечитывать Ваш комментарий и думать.

1
Автор поста оценил этот комментарий

2. Я бы лично не захлопнул бы книгу точно. Но, возможно, не оценил бы ее как художественное произведение. По ходу исторических поисков мне пришлось читать весьма обширный пласт литературы, типа разборов БЗЖ конкретных объектов разных лет, ошибок, приведших к ее необходимости, и т.д.

БЗЖ не в узкофлотском понимании, а в самом широком. Гражданское долбозвонство тоже туда входило в количествах. Ну и инструкции по ТБ, со всеми разборами полетов, само собой.

Со временем научился воспринимать такого рода литературу как отдельный жанр, часто более захватывающий, чем художественные описания и придумки. Как одну из форм документалистики. И таких как я, полагаю, отнюдь не мало. Это стоит иметь в виду.

Но ценность Вашей повести как раз в очень точном воспроизведении Ваших переживаний той или иной ситуации. В человечности. Если бы Вы сразу поставили себе ту задачу, которую декларируете в комментарии («что толку в этой физухе?»), это могло бы если и не уйти, то, как минимум, потускнеть. Вот этого бы не хотелось.

Понимаете, дело не в байках, не в жести и не в веселухе. Дело в Вашем зрении. Оно и есть главная ценность, не дающая оторваться от текста. В Вас самом и Ваших сослуживцах. В реальности происходящего. И его восприятии.

Ваша повесть, во всяком случае, ее опубликованная часть, способна заменить сотню профессиональных пропагандистов.

Но помимо простой замены есть еще поистине бесценный плюс: профессионалы пропагандируют то, что им заказывают. Кто-то цинично, кто-то плюясь, но деваться некуда, кто-то и впрямь считает, что заказ имеет смысл. Но получается все равно плохо, поскольку пропагандировать нечего.

Нет никакой философской системы. Слишком уж большие и непримиримые противоречия в национальной идее, которую способны предложить нынешние рулильщики. Главное – большие. Непримиримые это тоже неизбежность, весь вопрос только в силе этой непримиримости. Абсолютно она превышает способности среднего гражданина понять оппонента, или не абсолютно. Побуждает она такое желание, или нет. Способна она сгладить противоречия между относительно небольшими группами населения до значений, при которых возможно объединение этих групп хотя бы в два больших течения, или не способна. При этом, к слову, обязательным условием является способность этих двух больших течений решать свои антагонистические конфликты не военным путем.

Под средним гражданином подразумевается просто человек со всеми его попытками выжить. То есть, не только средних способностей, но и поставленный в условия, когда размышлять ему особо некогда.

Существующая философия не выполняет ни одного условия. Мало того, она направлена на постоянное разжигание межгрупповых конфликтов и лавирование властей между ними. Классический принцип «разделяй и властвуй». Люди, не обладающие переизбытком ресурсов, могут противопоставить властям только массовость. Но массовость, имеющую вектор. Иначе она не будет на них работать.

Власти не заинтересованы в национальной идее, поэтому ее и нет. Скорее и не национальной даже, а государствообразующей. Это в СССР была национальная идея, поскольку было гениальное изобретение под названием «советский народ», которое весьма успешно реализовалось на практике. В сегодняшних условиях национальная идея ни к чему хорошему не приведет. Поэтому на безрыбье и государствообразующая сойдет.

Но ее тоже нет. Внутренняя политика современной России непрерывно дробит людей на все более мелкие группы. А когда достигается предел раздробленности, начинается изобретение микрорелигий , в подавляющем большинстве своем не имеющих даже мистических корней. То есть, по сути, все это версии карго-культа.

Самый яркий пример – всячески подогреваемая последние годы русофобия и украинофобия, которые могут существовать только совместно. Наивно думать, что наши власти не прилагают свою руку не только к ее украинофобской, но и к русофобской части. Конфликт, который вполне возможно решить на горизонтальном уровне, без истерик, всячески раздувается. Как раз для того, чтобы не было ни единого шанса у людей договориться между собой помимо властей.

Это договорняк. Властной. Такой же, как недавняя бомбардировка Сирии Трампом, волшебным образом не повредившая ни одного важного объекта, и практически никого не убившая.

Дело не в украинцах и русских, а в договорняке, который аккуратно воспроизводится на всех возможных уровнях и во всех возможных ситуациях. Г-да Путин, Порошенко, Меркель и многие другие господа, договорились. И им стало хорошо. А нам не очень. Просто пока это не всем лезет в глаза.

В то, чтобы казалось, что все идет как надо и куда надо, вкладываются огромные средства. И нам будет казаться, что все идет куда надо до тех пор, пока кто-нибудь не догадается построить очередной Ясеновац.

И я уже не знаю, кстати, кто будет первым в этой инициативе, украинцы или мы. Но кто бы не оказался первым, если это произойдет, пить боржоми будет уже очень поздно.

Хорваты и сербы этнически один народ, говорящий на одном языке. Не так уж много надо изменить в истории, чтобы Павелич оказался сербом, и ситуация стала зеркальной той, которую мы знаем.

Так что до такого нельзя допускать категорически. Тут уж неважно кто русский, а кто украинец. Заболванить можно всех. И можно заболванить так, что мало не покажется никому. Но главное, для этого даже не нужны обстоятельства, описанные Виктором Франклом. В истории полно примеров, когда достаточно было грамотно вброшенных пламенных речей нужного градуса. Разумеется, возможно, что я чрезмерно сгущаю краски. Но сколько раз такое было? Два? Три? Десять? Сотни. И большая часть из этих сотен – незаживающая рана для одних, и тайные угрызения совести для других, которые при первой же возможности обратятся в новую агрессию. Поезжайте в Турцию на отдых, возьмите экскурсию в какой-нибудь Эфес и послушайте, как гид рассказывает про мирное переселение греков, бессарабцев и армян. Туркам нельзя доверять ровно до тех пор, пока он все это рассказывает. Потому что это гарантия повтора. Когда перестанет – можно попытаться строить какие-то доверительные отношения. Но дело ведь не в турках. В истории каждого народа найдется хотя бы один подобный эпизод.

Возможно, не такой явно кровавый, но достаточный, чтобы привирать, обеспечивая повторяемость эпизода. И каждый, буквально каждый, такой эпизод невероятно трудно разрешить. Потому что всегда найдется свора падальщиков, которая будет стремиться извлечь свои тухлые дивиденты из попытки одного народа договориться с другим относительно старых обид.

Так что бы не успокаивался. Ясиновац провафлили и сербы и хорваты. Не верили, что такое может быть. Но оно было. И повторилось буквально только что, хоть и не в таких жутких формах. И еще повторится, чуть что пойдет не так. И еще неизвестно в какой форме. Кто может дать гарантию, что не в еще более кошмарной? Где критерий, который дает такую гарантию?

А начиналось все с вроде бы безобидного, по сравнению с усташеским разгулом, разделения одной нации на две. Причем только по конфессиональному признаку. Не по языковому, не по культурному, только конфессия.

А я сейчас наблюдаю, не на Балканах, не в Африке, а прямо вот у нас, здесь, в России, даже не разделение одного народа на два или больше, а раздробление любой относительно крупной группы на возможно большее количество малых групп.

Любая из них, в конце концов, становится непримиримым врагом другой группы. Фанатическим. Абсолютно неспособным реагировать на аргументы оппонента. Не нуждающаяся в них, поскольку нет потребности решить конфликт. Они пока не убивают друг друга, но многие уже внутренне готовы к этому. Только поводок ослабь.

Если я администратор, к примеру, районного уровня, и в моем районе имеет место регулярный махыч между, скажем, рэперами и металлистами (или между кем угодно еще), у меня всегда есть выбор: или постараться замирить стороны, или использовать ситуацию в личных целях. Замирение может быть и силовым на каком-то этапе, это не важно. Важно лишь, хочу ли я кого-то с кем – то замирить на благо района, или хочу придумать, как бы мне извлечь выгоду в свою личную пользу. Использую реально имеющий место конфликт в личных целях, или пытаюсь его устранить. Причем устранить может быть сложно, а может быть и элементарно.

У таджикофобии с лозунгом «они у нас рабочие места поотбирали, уроды!» есть конкретные организаторы и очень простой способ снятия львиной доли напряжения. Организаторы – крупный строительный бизнес в сговоре с авторитетами таджикских (и других среднеазиатских) землячеств. Им крайне выгодна ненависть местного населения к среднеазиатам под предлогом потери рабочих мест. Не просто выгодна – без нее существование схемы попросту невозможно. Решение – законодательное регулирование зарплат по специальностям, а не по национальной принадлежности. Установление нижних пределов по категориям. И всех –то дел.

Люди настолько ведутся на нехитрые, в общем-то, пропагандистские уловки, что даже не способны понять элементарные вещи: за такую зарплату, какую получают среднеазиаты на стройках, ни один местный не то, что мешки таскать не станет, даже не пописает. Мало того, что за эту зарплату в крупном городе невозможно выжить, так еще среднеазиаты с завидной регулярностью отправляются по домам ни с чем. Их депортируют, ничего не заплатив.

Люди не понимают, что это не таджикские мужики сюда едут, чтобы лишить местное население средств к существованию, и вообще установить здесь халифат с талибаном, а их сюда целенаправленно везут, чтобы максимизировать прибыль разного рода «донстроев», «пиков» и прочих гигантов.

Все это абсолютно невозможно без лоббирования на всех уровнях: от ментов до госдумы и президента. И призыв закрыть границу, таким образом, лишен всякого смысла. Никто и никогда не станет платить местным столько, сколько реально стоит выполненная работа. Если бы хотели – обошлись бы без всяких закрытий границ, просто урегулировав на уровне закона вопрос оплаты труда.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не могу поверить, что мои сограждане настолько тупы, что неспособны понять таких простых вещей. Что стоит вначале причинно-следственной связи, а что в конце. Что является причиной усиления землячеств, и насколько имеет смысл борьба с этим усилением в рамках существующей внутренней политики.

Что землячества в рамках экономического бума, и землячества в рамках экономического кризиса – это две большие разницы.

Что можно, конечно, перебить все землячества на радость олигархату, но ни к какому стабильному повышению уровня жизни местного населения это не приведет: как только наиболее мародерская часть погромщиков пропьет экспроприированное, статистика ухудшится. Ведь к нерешенной проблеме бенефициаров прибавится еще и разрушение инфраструктуры, в которой были заняты гестарбайтеры, и которую местные на тех же условиях занять просто не смогут.

И это только один пример. Из одной области. А их сотни и тысячи.

Казалось бы: что нужно, чтобы выработать, наконец, государствообразующую идею, прекратить до сих пор не оконченную гражданскую войну, длящуюся аж с 1916, по сути, года, да еще кучу других латентных гражданских войн поменьше, и построить, наконец, устойчивое государство, с явной перспективой долгой жизни?

Просится очевидный шаг: успокоиться, проанализировать историю последних двух столетий без истерик и соплей, сделать хотя бы очевидные выводы об ошибках, отделить полезное от сомнительного и бесполезного, и все это обобщить.

Но на первом же шаге – успокоиться, мы уже три десятка лет стабильно спотыкаемся и дальше продвигаться не можем. Без посторонней помощи такая ситуация никак невозможна. Нам очень заботливо помогают спотыкнуться в нужный момент.

Хорошо. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Давайте забьем на власть, пока она такая, какая есть, и попробуем разобраться сами: кто мы, зачем мы, чего хотим и как этого достичь.

Однако если в первом случае нам активно помогали, то в этом – активно мешают. Устраивая невообразимый канализационный коллектор самой разнообразно вырванной из контекста информации, которую просто невозможно собрать в сколько-нибудь последовательную картинку, и самых разнообразных концепций, ни одна из которых не способна описать все явление под названием «Россия» сколько-нибудь полно. Пусть грубо, но хотя бы в первом приближении. Один фейк перебивает другой и на этом все созидание кончается, а начинается беспрерывный срач.

Разумеется, многое из того, что нынче сваливается в вышеописанный коллектор, родилось в чьих то отдельных от властей головах. Но власть умело модерирует процесс так, чтобы ничто разумное не могло найти своего слушателя.

Это и есть та информационная и социальная среда, в которой выросло уже несколько поколений российского молодняка. И продолжают расти следующие. Их надежно лишили глубоких ориентиров. Разумеется, они пытаются договориться друг с другом по горизонтали, минуя власти, пытаются выработать собственные ориентиры, но эти попытки обречены на неудачу – слишком они молоды, чтобы по настоящему успешно сопротивляться такому фундаментальному количеству фекалий, на них выливаемых.

Им вообще не позавидуешь. Они пытаются опереться на модели, которые выглядят крепко. Естественно, это в первую очередь кино. Как было и у нас, как было и до нас. И естественно это американское кино, поскольку у американских властей есть ресурсный запас, чтобы не доводить свое население до совсем уж шизофренического состояния. Они достаточно богаты, чтобы пока еще позволить существовать достаточно крепкой государствообразующей идее.

Наши подростки, впитывая все эти ценности, произведенные совершенно другой цивилизацией, рассчитанные на существование только в ее рамках, достаточно скоро осознают, что американские идеи очень плохо стыкуются с местным менталитетом и в этом есть некий подвох. Многие даже понимают, что продавливать эти идеи на нашей почве – занятие абсолютно бестолковое.

Но других идей, равных по мощности и убедительности, свои взрослые не предлагают. А сами они выработать их не могут. Во всяком случае, в должной мере.

И вот тут-то и нужны, остро нужны произведения, подобные Вашему. Что такое «Родина» и долг перед ней? Перед ней – это перед кем конкретно? Он вообще существует этот долг? Если да, то в чем заключается? Надо денег дать, или что-то другое? Вроде все-таки другое, но непонятно, что именно, и зачем.

В чем была сила СССР и что из его опыта можно приладить к современной России, чтобы она не только громыхала оружием, но и давала миру что-то еще? Ведь явно чувствуется, что СССР действовал отнюдь не только силой оружия. Применял его только в крайней ситуации. А не в крайней что он применял? И т.д.

И вот, по мере прочтения Вашей повести выясняется, что в слово «урюк», «хохол», «эурей», «ванька» и даже «дух» можно, оказывается, не вкладывать никакого обидного и унижающего смысла. Что необязательно вводить законодательный запрет на слово «негр», чтобы не обижать чернокожих. Достаточно относиться к неграм как к людям, неважно с проблемами эти люди или без таковых, и вся эта масса усилий по политкорректности просто не понадобится.

Что если для западной цивилизации моджахед – это унтерменш с гранатометом, то для советского человека – это озлобленный мужик с гранатометом, и между этими двумя взглядами натуральная пропасть.

Что вот он, оказывается, каким был простой советский парень. Чем жил и как дышал. Что у меня с ним общего, что разного, и что из этого разного можно было бы попробовать исправить в себе, чтобы было похоже на него, а что править не надо, поскольку это у меня лучше устроено, чем у него.

И это буквально в каждой фразе, в каждом оттенке речи, в построении фразы. Это и есть преемственность поколений и государственных систем. Это и есть база, опираясь на которую можно думать и размышлять. Что-то строить не вообще, не в маниловском ключе, а конкретно. И это явно не то, что предлагают центральные СМИ.

И только потом уже, сильно потом – вопрос «что делать, если наступит «вдруг»».

СССР пал в первую очередь потому, что его граждане отказались защищать свою страну. В 1941 не отказались, а в конце 80х – отказались. Диссиденты были и тогда и тогда, но в 40х они не смогли перевесить, несмотря на довольно внушительное количество, а в 80х смогли.

Неважно, помогали им из-за океана, или нет. В 40х тоже помогали, да еще как. Но не получилось. Не хватило массы внутри страны. А в 80е – хватило. И то, что затевалось, как необходимое реформирование, обернулось чудовищной катастрофой. И не только нам, но и многим другим, не только советским народам.

Сейчас проблема отнюдь не уменьшилась. Она не в наличии/отсутствии толп ко всему готовых шварцнеггеров, а в желании защищать идею своей Родины. И на войне, и на гражданке. Чтобы тех, кто этого делать не хочет, не видит смысла, снова не оказалось больше, как в 80е.

Мы традиционно идеологизированное общество. Уже не первое тысячелетие. И даже если есть некий смысл в том, чтобы идеологию из государственного строительства убрать (в чем я лично глубоко сомневаюсь), то уж точно делать это через колено ни в коем случае нельзя. Если это действительно надо – пусть само угаснет. Отпадет за ненадобностью.

А пока не отпало – надо создавать новую идеологию. Жизнеспособную. И вот в этом-то Ваш тридцатилетний труд будет архиполезен, как говаривал Владимир Ильич.

Не знаю, насколько это эссе поможет/помешает закончить Ваш замечательный труд на том же уровне, на котором он начат. Главное – и дальше просто описывать то, что было, не пытаясь поддать пафоса. Тогда сработает.

Как-то так.

1
Автор поста оценил этот комментарий

3. Про ошибки. Несмотря на географию и прочие жизненные обстоятельства, главным занятием моим, со сколько-нибудь сознательного возраста, было искусство. Отличать преднамеренные ошибки от непроизвольных – одна из основ ремесла.

Я бы разделил предмет полемики на три категории:

1. преднамеренные ошибки, «попытка передать местный армейский фольклор в кириллице».

2. непреднамеренные, из каковых львиная доля – опечатки.

3. Те, в отношении которых есть сомнения: преднамеренные или нет.

Если бы не третий пункт, обсуждать было бы нечего. Первые два решаются вычиткой и корректурой. Редактор на этом этапе даже еще не смотрит толком текст.

Про ошибки я заговорил в прошлом посте как раз к тому, что есть вычитка, есть корректура, и есть редактура. И не столь уж редко редакторы пытаются подменить одно другим.

Чтобы Вы, во-первых, на это не велись, во-вторых, произвели первые две операции по возможности независимо. Дабы иметь более крепкую платформу для сопротивления редакторскому произволу, ежели таковой случится (это не обязательно случается). Чтобы отделить вопрос о литературных пристрастиях редактора от вопроса объективно необходимой правки еще до того, как редакторы за Вас возьмутся плотно.

Ибо третий пункт – потенциальное минное поле. Редактор в спорных случаях будет настаивать на том, что тот или иной оборот будет непонятен современному читателю. И может оказаться прав. А вот сколько он под этим соусом отгрызет от атмосферы текста – дело случая.

Чтобы снизить риск, имеет смысл провести самостоятельно три действия: вычитку, первичную корректуру и собственное исследование читаемости текста с точки зрения обилия армейских и даже просто советских идиом.

Лучше всего, конечно, на молодняке из нескольких разных социальных и географических групп. На чем скопытятся.

Я попытался было своих чад отпинать на эту тему, но они пока сопротивляются.

Это, кстати, тоже дело для современной молодежи обычное. Не леность как таковая, а нежелание вникать. Все равно предки ничего по-настоящему толкового предложить не смогут. Да и вообще все эти СССРы – шмессессеры и всякие другие реальные ужасы задолбали уже. Хочется просто пожить. Ужастик посмотреть, к примеру.

Их некисло накачивали со всех сторон про злого/доброго Николая/Ленина/Сталина, расстрелы или нерасстрелы, людоедов, бандосов, короче, все смешалось в доме Обломовых.

Так что проблемы могут быть, к ним, конечно, имеет смысл относиться с пониманием, но все равно дожать. На простой предмет: что конкретно понятно, и что конкретно непонятно.

Хоть список вопросов пусть пишут, хоть по телефону, контакту, мордокниге уточняют, хоть разъяснительных бесед требуют, не важно как, важно добиться конкретной реакции по конкретным вопросам. Тогда и общение с редакторами облегчится, и с молодняком, что еще важнее.

А что до мата – дык это давно уже литературная норма. Регулируется только вопрос количества и контекст. Не знаю, правильно это или нет, но в Вашей повести обойти его без потерь будет крайне трудно. Мне кажется, надо просто внутри себя планку держать и не давать его сверх необходимого. Проблема мата не в неприличности, а в многозначности. Из-за которой он способен в кратчайшие сроки обеднить язык того или иного индивидуума до троглодитских объемов. То есть, это общая проблема всех видов слэнга. Поэтому и решение ее – в богатстве своего собственного языка и чувстве меры. Понятно, что можно вполне весомо огрести от общества за его присутствие. Но это неизбежная плата за публикацию. Огребете все равно. Хоть от кого-нибудь. Даже если язык будет чист как ангел. Решать проблему практически любого баланса не военным путем общество пока, увы, не научилось. Так что смиритесь, и руководствуйтесь своим авторским инстинктом. Благо, он у Вас очень и очень развит.

Как дожму своих отпрысков – доложу.

Вроде, все. Извините за объем текста, надеюсь не очень утомил.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, ошибки ещё раз возьмёмся с товарищем и вычитаем. Опечатки есть.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку