Попытка научить учиться
Я уже писала, что по первому образованию я- педагог ИЗО и черчения.
Одним из сложнейших испытаний во время учёбы была педагогическая практика. Наш методист постоянно повторял: "Главное, научить ребенка учиться!"(если не ошибаюсь, изначально это была рекомендация Ушинского родителям). Но, как подобает, ребёнки не очень-то жаждали обучаться. Особенно, если их пытался учить недавний подросток. В связи с этим, накопилось множество печальных воспоминаний о провалах в перемешку с испанским стыдом. Но эта история о маленькой победе.
Дело было как раз перед Пасхой. Мой курс проходил практику в школе с художественным уклоном. И я должна была провести урок у 6 класса на тему что-то вроде "Христианские сюжеты в живописи русских мастеров". Урок делился так: я читаю лекцию, сопровождая слайдами, а потом ученики рисуют что-то каноничное (ох уж этот учебный план).
Я, как человек нерелигиозный, была в унынии. Но делать нечего, стала собирать инфу. И что-то меня так понесло, что впервые в жизни я сделала что-то и правда интересное. Но сначала нужна маленькая предыстория.
Учился в этом 6 классе типичный Вовочка из анекдотов. Парень был не глуп, но вёл себя так, что все учителя волосы на себе рвали. Он любил высказать экспертное мнение по поводу работ одноклассников: "Да х*йня какая-то!". Мог послать учителя, но чаще просто жестоко троллил. Методист пыталась на нем показать чудеса воспитания, но закончилось это его же(методиста) истерикой. На уроке пацан особо не рисовал, разве что карикатуры и фаллические символы. Ставили ему всегда не больше тройки. Да и в общем, Вовочку предпочитали игнорировать. Даже сидел он один.
И вот мой урок. Я выключаю свет в классе, включаю проектор и тихо музыку, и начинаю вещать. Особенно подробно прошлась по картине Крамского "Христос в пустыне". Рассматривала я произведения больше с философской точки зрения, стараясь избегать религиозную направленность. В какой-то момент меня удивила тишина в классе. Все и правда слушали! Даже Вовочка...
Лекция закончена, дети усердно что-то рисуют. Кто-то рисовал копии увиденного, кто-то "иконы", кто-то пасхальные мотивы.
Подойдя к нашему герою я впала в ступор. Картина графикой: неплохая перспектива какого-то поля, на переднем плане распотрошённый рыцарь, а над ним потрошащий его копьём ангел.
Я: Хм, а что ты нарисовал?
Вовочка: Это архангел Михаил карает рыцаря- крестоносца за то, что под эгидой освобождения Гроба Господня он совершал кровопролитие!
(Можете не верить, но это практически цитата. И ничего подобного я не рассматривала на уроке).
Я (с отвисшей челюстью): Пять.
В: В смысле?
Я: Ну пятерка тебе. Очень неординарно...
В: Да Вы врёте!
Я: Ну почему же? Анатомия норм, перспектива тоже. Глубокий сюжет. Смотри (ставлю в дневник и журнал пятёрки).
Далее охреневал уже Вовочка и его товарищи. Но на всех последующих уроках он вёл себя хорошо! Не идеально, но очень сносно. Практикантов не задевал, старался рисовать по теме, не срывал занятия.
Как мне потом рассказала его классная, паренёк из хорошей семьи. Но родители всё время на работе и забили на него. Видимо, таким образом он получал недостающее внимание. А может, он просто был бунтарем и будущим новатором). В любом случае надеюсь, что всё у него сложилось хорошо.