Поколение всеобщего изобилия

В последнее время стала популярна так называемая теория поколений, когда всех, кто родился в промежутке где-то в 10-15 лет обзывают каким-нибудь словом, и пытаются приписать им определённые, свойственные только этому поколению, черты. Так, например, рождённые примерно с середины 80-х до конца 90-х именуются в разных источниках «Миллениалы», «Поколение Y», и даже «Поколение Пепси». И до недавнего времени именно это поколение считалось самым молодым и передовым. Но именно оно нередко вызывало неоднозначную реакцию у более старших – так и проскакивал где-нибудь комментарий типа «ох уж эти миллениалы».

И вот прошло, казалось бы, совсем немного времени, а миллениалы, до сих пор считающие себя молодыми и продвинутыми, вдруг неожиданно устарели. Теперь им на смену пришло новое поколение «молодых и продвинутых», называемое «Поколением Z», или «Зуммерами».

Поколение всеобщего изобилия Разница поколений, Современное поколение, Поколение, Зумеры, Миллениалы, Проблемы поколения, Изобилие, 2000-е, Детство 90-х, Длиннопост

По личным наблюдениям, к зуммерам можно отнести тех, кто родился с 1998 по 2010. Ну, может даже по 2012, пока ещё рано судить. Только вот нормального описания этого поколения всё равно пока не найти. Все «научные» описания сводятся, по сути, к одному – «они живут в интернете». А вот почему они там живут, и как они вообще стали там жить, стараются особо не упоминать. Хотя, именно это, на мой взгляд, куда интереснее того факта, что у них теперь вся жизнь в виртуале. Ведь поздние миллениалы также много времени проводят в интернете, а значит между ними и зуммерами не должно быть принципиальных различий. К тому же, они часто дружат между собой. Но различие то есть, и оно очень заметно. Собственно, это различие и вынесено в заголовок статьи.

Поколения, жившие ещё при СССР (да, их почему-то несколько, и они чем-то различаются), большую часть жизни провели за железным занавесом, в условиях товарного дефицита и информационной изоляции. Эти поколения с несколько иным менталитетом, сильно отличающимся от современных. Последним поколением, выросшим полностью при советской власти, было так называемое «Поколение Х», и развал Союза они встретили уже во взрослом и вполне осознанном возрасте.

А вот для Игреков, то есть следующего поколения, раннее детство, которое они хоть как-то помнят, пришлось как раз на лихие 90-е. Союз к тому времени уже распался, республики отделились, железный занавес рухнул. Товарный дефицит (в квартирах) всё ещё был, а вот информационной изоляции уже не было никакой. Заграничные фильмы и мультфильмы теперь в больших количествах крутились по многим телеканалам, показывая простому постсоветскому обывателю западный образ жизни. Не менее активно крутилась и реклама, которая втолковывала неокрепшим детским умам, что нужно кушать вот эту вот шоколадку, пить вот такой напиток, а телевизор именно этой марки показывает самое лучшее изображение. И если раздобыть напиток или шоколадку обычно не составляло никаких проблем (точнее, уговорить родителей тебе их купить), то с техникой было куда сложнее. Хотя она и поставлялась в страну на тот момент уже вполне официально, денег на её приобретение практически ни у кого не было. И из интерактивных развлечений, доступных на тот момент, имелся лишь телевизор (который у многих стоял ещё советский, без пульта, а у некоторых так и вообще чёрно-белый), да радио с магнитофоном. Видеомагнитофон появлялся тогда не у всех и не сразу, и на него сначала надо было накопить. Зато, когда долгожданная покупка наконец-то происходила, её обязательно обмывали – накрывался стол, приглашались гости, устраивались гулянки с музыкой и танцами. И так было не только с видиком, а вообще с любой значимой покупкой для того времени. Что до телевидения, то в обеих столицах можно было поймать чуть более 15 каналов, в городах поменьше – 8-10 каналов, а в деревнях ловились только ОРТ и РТР (ныне Первый и Россия-1). Иногда, в качестве бонуса, ловилось и НТВ, но в ужасном качестве. Существовало ещё кабельное телевидение с вожделенным каналом, где круглые сутки крутят одни лишь мультики, но не все родители видели необходимость в его подключении. Были также спутниковые тарелки, но они (по словам родителей) стоили дороже самого телевизора, а значит, позволить их себе могли лишь немногие. Хотя, на крышах и фасадах они нередко бросались в глаза.

Что насчёт игр, то миллениалы, пожалуй, последнее поколение, которое играло больше именно с физическими, осязаемыми игрушками. А также в различные дворовые игры. Кроме того, носилось по школе на переменах. Из интерактивных, поначалу были приставки типа Денди и Сега. Появлялись они, опять же, не у всех и не сразу, но стоили недорого, а потому довольно быстро обрели популярность. Приставки на 8 и 16 бит тогда считались простыми, «народными», которые есть у всех. Помимо них, существовала ещё 32-битная Сони Плэйстэйшен, которая считалась супер мега крутой, но стоила приличных денег, а потому позволить себе её мог далеко не каждый. Конечно, Сега Дримкаст считалась тогда ещё круче первоплойки, и стоила ещё дороже, но я не припомню, чтобы встречал хоть одного живого её обладателя. А вот вершиной королевской роскоши считался в те годы… домашний ПК! Стоимость компьютера превышала тогда несколько родительских зарплат, и на твои уговоры его купить, можно было услышать что-то вроде «нам жрать будет нечего, зато в компьютер будем сидеть играть». Впрочем, у тех, у кого ПК тогда имелся в наличии, он покупался именно родителям для работы, а не ребёнку для игр.

Поколение всеобщего изобилия Разница поколений, Современное поколение, Поколение, Зумеры, Миллениалы, Проблемы поколения, Изобилие, 2000-е, Детство 90-х, Длиннопост

Телефон (домашний) тоже имелся тогда не у каждого, и к некоторым друзьям приходилось приходить домой и звонить в дверь чтобы позвать гулять. Впрочем, и к тем, у кого телефон был, всё равно нередко приходили домой. Да и сами аппараты у многих стояли ещё рулеточные. То есть, в какое-нибудь «Позвоните Кузе» было с такого не поиграть, даже если дозвонишься.

В году, наверное, 2003-м, некоторые начинают появляться в школе с сотовыми телефонами. Да, это были чёрно-белые кнопочные модели, которые сегодня и даром никому не нужны. Но тогда даже это считалось нереально круто. И обладателей этих устройств можно было сосчитать по пальцам одной руки. А модели с цветным экраном так вообще казались тогда чем-то запредельным.

Поколение всеобщего изобилия Разница поколений, Современное поколение, Поколение, Зумеры, Миллениалы, Проблемы поколения, Изобилие, 2000-е, Детство 90-х, Длиннопост

Если коротко, то высокотехнологичная электроника считалась в ту эпоху чем-то люксовым и элитным, недоступным для простых смертных. И если для советских поколений это было «только по блату», то для первого послесоветского – «только для богатых». Её было мало, она была не у всех, и на неё надо было долго копить, откладывать. И покупка даже какого-нибудь простенького по характеристикам варианта воспринималась тогда как грандиозное событие.

Но вот, на рубеже тысячелетий, когда президентом страны становится молодой на тот момент дядя Вова, мировые цены на нефть начинают расти, от чего благосостояние россиян также постепенно улучшается. А технологические гиганты всё активнее переносят производства в те страны, где население согласно работать за миску риса, что нехило так снижает себестоимость. Большинство миллениалов на тот момент уже не первый год как ходили в школу, а вот самые старшие из зуммеров ещё только-только родились. То есть, когда они родились, большая часть этой самой электроники уже была куплена их родителями. Когда им стукнуло 3 года, после которых они могут хоть что-то помнить, наверняка был куплен уже и компьютер. А когда пришло время идти в первый класс, это был уже не общий компьютер на всех, а по личному ноутбуку на каждого члена семьи. И по личному сотовому, которые к тому времени уже поголовно были с камерами и блютузами. Короче, это поколение, у которого вообще не было ощущения, что они в чём-то нуждаются и чего-то им не хватает.

В 90-е годы, и в ранние 2000-е, заграница также казалась чем-то загадочным и таинственным, и опять же, доступным по карману лишь избранным. Тех своих одноклассников, кто реально там побывал, можно было посчитать по двум пальцам одной руки. Были, конечно, и такие понторезы, кто тоже хвастался направо и налево, что якобы туда ездил, хотя ещё месяц назад рассказывал всем, что всё лето провёл на даче, а все его впечатления о загранице подозрительно совпадают с недавно просмотренным фильмом. Но по факту, большинство миллениалов первый раз выехали за рубеж только после 20 лет, когда уже закончили универ и пошли работать. Новое же поколение начинает вместе с родителями ездить по заграницам чуть ли не с пелёнок, и к моменту окончания школы они посетили уже как минимум десяток стран. Для них это обычная часть жизни, они не воспринимают это как что-то крутое и выдающееся.

Главное отличие между поколениями 2-х последних букв латинского алфавита вовсе не в том, что последние живут в интернете. В наше время трудно найти человека, который бы там не жил. Главное отличие – именно в отношении к материальным благам. Многие родители детей поколения Зет жалуются, что их чадо совсем не хочет работать, совсем не ищет подработку на лето и тд. Извините, а с какого хрена он вообще её должен искать? На что ему там не хватает? Какова мотивация? Вот у Игреков да, мотивация была, и возникнуть она могла ещё даже до окончания школы. Например, в какой-то момент возникает необходимость обновить дорогущий ещё пару лет назад компьютер, потому что твоя МХ440 тянуть крутые современные игрушки уже не способна. Но родители выделять несколько тысяч на «неведомую фигню, которая нужна только для игр» отказываются. К тому же компьютер ещё наверняка у многих был куплен в кредит, который ещё до конца не выплачен. Вот и приходится идти и подрабатывать самому, чтобы обзавестись новенькой видеокартой. Правда, к тому моменту, когда тебе исполняется 18, вся остальная начинка твоего белого ящика также успевает устареть, а потому, как только появляется возможность устроиться на работу, ты это делаешь, чтобы уже полностью собрать себе новый ПК.

Поколение всеобщего изобилия Разница поколений, Современное поколение, Поколение, Зумеры, Миллениалы, Проблемы поколения, Изобилие, 2000-е, Детство 90-х, Длиннопост

А вот про следующее поколение, иногда в интернете попадаются очень забавные истории, типа «купила сыну айфон (!), а он целыми днями лежит на диване и в него пялится, совсем не хочет развиваться и что-то там ещё делать». Причём из текста понятно, что купила сама, по собственной инициативе, а не в результате его долгих уговоров. Так чего же вы хотели? Сын не то что не заработал на него сам, он даже не утруждал себя упрашиванием и уговариванием родителей. В крайнем случае, можно же было купить ему хотя бы что-нибудь бюджетное на андроиде. То есть, с точки зрения пацана, смартфон появился у него сам по себе, как бы из ниоткуда, без каких-либо усилий с его стороны. Причём не какой-то там, а сразу Самый Наикрутейший Фруктовый Телефон На Планете. Вот есть ли для него смысл утруждать себя какой-то там подработкой? Ради чего? Растёт сытое, довольное, и полностью обеспеченное в материальном плане поколение. Все их потребности и так уже удовлетворены, иногда даже заранее, до того, как они сами их осознали. Вот такое оно, наше будущее.