Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли.

Историю советских лодочных моторов я начал с наиболее массовых и ярких ее представителей. Теперь пришло время рассказать о становлении данной отрасли на территории нашей страны. О первых лодочных моторах СССР известно крайне мало. Есть только их названия и маленькие фото и иллюстрации из советских книг по лодочным моторам конца 50х-начала 60х годов. Есть данные о существовании моторов ИМА (12-14 лошадиных сил, производился в период 30х-40х годов), ЦЛСИ-5 (4.5 силы, производился в период 40х-50х годов), С-10 (10-12.5 сил, производился в период 30х-40х годов). Однако по этим двигателям нет вообще никакой информации. Также существовал «Пионер» (5 сил, производился на механическом заводе МООСО в Москве ориентировочно с 1932 года). К счастью для него сохранилось изображение.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Как же смогут существовать пионеры, если нет октябрят? Видимо, исходя из этой логики, на том же заводе выпускался небольшой маломощный мотор «Октябренок» (2 силы, производился на Комбинате №1 МООСО в Москве в период с конца 30х по начало 50х годов)

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Наиболее распространенным мотором того времени был мотор А-8 (8 сил, производился в период 30х-40х годов). Было произведено более 20000 штук. Для данного мотора также сохранились изображения из книг. Это был своего рода аналог "Ветерка" в довоенном СССР. К сожалению, подробной информации по данному мотору также нет, ничего неизвестно и сохранившихся экземплярах.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Еще одному мотору той эпохи повезло чуть больше. О нем есть кое-какая информация и сохранившиеся экземпляры, однако к сожалению их фото нет. Это ЛМ-7 (17 сил, производился на ФЗУ им. Карлика в Рыбинске в период 30х-40х годов). Это был второй по массовости мотор в СССР тех времен после А-8. Было выпущено 20000 штук.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

По тем временам это был действительно уникальный мотор. При мощности легковых машин и грузовиков тех времен не более 50 лошадиных сил он выдавал целых 17. Знаменательно, что до появления "Вихря" в 60х годах моторов такой мощности в стране не производилось, да и первые серийные "Вихри" едва выдавали 16 сил, при том, что их вес приближался к 50 кг, в то время, как ЛМ-7 весил всего 43 кг, имея при этом собственный бак, закрепленный за мотором. Мотор считался настолько мощным, что в канавке пускового шнура на маховике не было вырезов для закладывания узлов - считалось, что это может быть небезопасным для водномоторника, так как при запуске мотора, зацепившийся за маховик пусковой шнур мог повредить руки. Кстати, шнур был выполнен из кожи. Естественно, что владельцы этих моторов сами делали канавки в маховике, чтобы облегчить запуск, существовало еще много кустарных доработок этого мотора. Многие из них хотели внедрить на заводе, но помешала война. После войны производство мотора решили не возобновлять, так как было явно не до этого.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Несколько экземпляров этого мотора хранится в Прибалтике, около 2-3 в частных коллекциях в Германии и Австрии, и есть неподтвержденная информация о том, что один из них хранится в коллекции Политехнического музе, однако я его там не видел. Возможно он находится на другой площадке или на складе или же данная информация неверна.

По всей видимости, перечисленные моторы были сырыми и не очень надежными, так как до нашего времени в рабочем состоянии не дошло ни одного из них. Даже коллекционеры знают эти моторы только по названиям. Плюс к этому судьба большинства из них выпала на военный период и послевоенные годы, когда в стране не хватало рабочей силы и металла. Скорее всего выпуск этих моторов был мелкосерийный, если не штучный, а большинство из них ушло на переработку с появлением более современных и надежных двигателей.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

В целом нужно отметить, что, не смотря на то, что в то время лодочные моторы были недоступны простому советскому гражданину, а выдавались только государственным организациям, советской промышленности удалось сформировать полную линейку моторов всех типовых мощностей, позволявшую подобрать мотор для любых целей. Это маломощный "Октябренок" 2х сильный, аналогом которого позже стал 2х сильный "Салют", 5-ти сильный ЦЛСИ-5, аналогом которого стали ЗИФ-5, "Стрела", а позже "Прибой" такой же мощности, 8-ми сильный А-8, аналог "Ветерка-8" и "Москвы", С-10, аналог "Москвы 12.5" и "Ветерка 12" и наконец ЛМ-7, на смену которому пришли "Вихри", мощные "Москвы", "Нептуны", "Приветы". Таким образом можно заключить, что в 30е годы сформировалось направление развития отрасли производства лодочных моторов в СССР. Война затормозила процесс ее развития, но в 50е годы полученные разработки и опыт позволили создать массовое производство качественных и надежных моторов, многие из которых верой и правдой служат до сих пор.

В следующей части рассмотрим моторы 50х и начала 60х, все из них дожили до нашего времени и даже используются, так что будет больше фото и информации. Некоторые из них есть и у меня в коллекции, в частности "Чайка", которую производили в Рыбинске, там же, где и ЛМ-7.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.1. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост