Подготовка профессиональных кадров на фабриках и заводах

Ни для кого не секрет, что главной проблемой для современного предприятия является отсутствие профессиональных кадров. Особенно остро этот вопрос стоит при переходе на на шестой технологический уклад. Если кратко, то он связан с областями наук имеющие пограничные условия с разными областями науки и техники. Это нано технологии, адитивные процессы, биоинженерия и многое другое. И если Россия не попытается сейчас заскочить в уходящий вагон, то завтра уже будет поздно. «Кадры решают все» — это напутственная речь И.В. Сталина в 1935 г. молодым выпускникам военных академий, осваивающих новую технику. Современное оборудование заводов и фабрик стала сложнее на несколько порядков, требуя инженерных знаний и профессионально подготовленных рабочих. "Кадровый голод" ощущается во всех областях и будет расти ещё сильнее. Ежегодная потребность в молодых специалистах машиностроительного профиля (по сводке Минэкономразвития ЧР) составляет 150-180 человек. Реальный выпуск машиностроительного факультета составляет 60…70 человек и в производство из них придут не более половины (в лучшем случае). Происходит утечка опытных профессионалов в богатые регионы и города (Москва и т.п.). Иссекает с каждым годом и советский резерв. Молодые специалисты не идут на завод, преемственность падает. В среднем обучение длится не менее 5 лет. Многие специальности уже вымерли.

Голод ощущается и в инженерах, и в рабочих. В инженерной специальности связано с тем, что многие специфичные области знаний в ВУЗах изучаются недостаточно. Их можно получить только непосредственно на рабочем месте. И здесь возникает парадокс. Предприятие может принять на работу 2-3-х человек (не более). Обучив их педагогический процесс прерывается и может возобновится в неопределенное время. В такой ситуации отсутствует непрерывность подготовки кадров, и учебная программа остается «сырой». Отсутствие ПТУ, а вместе с ними и учебных мастеров порождает дефицит рабочих специальностей.


Далее я хочу рассказать о том как мне приходится решать данную проблему и узнать как другие выкручиваются из этой ситуации.

Немного о себе. Мне 44 года. Я работаю уже два десятка лет в области инструментального производства и переработки полимеров. По своей сути, инструменталка - это элита на любом предприятии. За моими плечами строительство трех цехов из которых два инструментальных. Последний пришлось поначалу поднимать одному. И при организации нового производства первоначальный вопрос -это подбор кадров. При этом учить приходилось самому, не стоять же на месте.

Добавьте описание

Людей приходилось отсеивать пачками. Пока найдешь толкового не один десяток собеседований приходилось проходить. И это в Московской области , куда едут со всей России.

По возвращении на родину к существующим в цеху вопросам добавились еще и офисные конструктора и технологи оторванные от производства. Их многочисленные ошибки побудили меня организовать курс лекций по теме проектирование изделий из пластмас. Программу пробивал 1,5 года. Это о том как все хотят знать что-то нового. Приходилось доказывать целесообразность обучения отделу кадров. Обучение прошло и все остались очень довольны. Обучение пришлось даже записывать и выкладывать для учеников на Yuotube. https://www.youtube.com/channel/UCmP0n4-FDELxNb0Kpa57WRQ

Условия карантина только усугубило ситуацию. Все ценные сотрудники 65+ ушли и отделы опустели. Молодежь идти на работу не хочет. Дистанционное обучение их только расслабило и завод это не для них. Им надо только все и сразу. При этом ничего не умеют и учиться не хотят. Аргументирую что от сих до сих это их работа, а что делают другие их не волнует. И как при таких условиях вести согласованную работу?

За год из отдела ушло три человека. Директор их даже не остановил. На днях сходил в университет просить студентов выпусников на преддипломную практику. Выбиваю под них учебные ставки. Для начала дают четверых. Дальше буду смотреть чем все это закончится.

С ужасом смотрю в будущее. Хотел бы молодым одно сказать сегодняшнее решение куда идти это ваше будущее. Кто вам будет пенсию зарабатывать я не знаю. Но точно не блогеры и стримеры.

Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895

Подготовка профессиональных кадров на фабриках и заводах Завод, Фабрика, Работники, Обучение, Профессия, Видео, Длиннопост