Лига искусствоведов
Серия О художниках и картинах

Почти шекспировские страсти

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Итальянская Перуджа – место, где столетиями бурлили поистине шекспировские страсти. Некоторые дрязги эпохи Ренессанса оставили интересный след в живописи.

В 15 веке в городе жило два почти что равно уважаемых семейства – Одди и Бальони. Вообще в городе и Одди было сразу два семейства - просто Одди, и дельи Одди, и героями истории были вторые, но за давностью лет об этом редко вспоминают, и приставку дельи просто отбрасывают. Почти равно уважаемыми их можно назвать, так как Бальони благодаря покровительству Рима еще в 1420-х годах смогли добиться фактического контроля над Перуджей, в то время как Одди пытались эту власть оспорить. В отличие от враждующих семейств Вероны, Бальони и Одди в брак иногда вступали, хотя к миру это не вело. В ход шли интриги, привлекались шпионы, а в 1488 году противостояние вылилось в полноценную войну с настоящими побоищами на улицах города. Бальони смогли выгнать конкурентов из Перуджи, но в 1491 году те попытались с боем вернуться. В 1495 году Одди повторили попытку, в этот раз опять безуспешную. А в 1500 году над домом Бальони разразилась буря, вошедшая в историю под названием «кровавая свадьба в Перудже».

В 1477 году уже после смерти убитого главы клана Грифоне Бальони родился его единственный сын Федерико, более известный под кличкой Грифонетто. Супругой Грифоне была его кузина Атланта. Воспользовавшись малолетством потенциального наследника, лордами города стали его дяди Гвидо и Рудольфо. Гифонетто в 1479 году получил в наследство все имущество своего деда и в итоге стал самым богатым человеком в Перудже. В 18 лет он женился на красавице Зенобии Сфорца, от которой имел минимум трех детей. В 1500 году он жил в роскошном дворце, держал ручного льва вместо котика и предавался всевозможным радостям жизни. Однако обиду на дядюшек в душе он таил. Воинственный настрой юноши был также связан с влиянием кузена Карло и еще одного дяди – незаконнорожденного Филиппа, который в силу происхождения был сильно урезан в правах. Есть версия, что они убедили Грифонетто в том, что сын Рудольфо красавец и опытный воин Джампаоло соблазнил Зенобию. Помимо них в заговоре участвовали и некоторые другие родственники, желавшие проредить семейство Бальони с последующим переделом власти и собственности. Серым кардиналом в этой драме называют владетеля города Камерино Джулио Чезаре ди Варани, который тоже был родственником Бальони. Предполагаемым разработчиком плана называют Карло.

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Грифон Бальони, отец Грифонета (Перуджино, Поклонение волхвов)

В июле 1500 года Гвидо Бальони устроил помпезную свадьбу своего горячо любимого сына Асторре, которого планировал сделать своим наследником, с Лавинией Орсини Колонна. Таким образом планировалось породниться с римской аристократией. В городе устроили многодневные народные гуляния. На праздник, который растянулся на две недели, должны были съехаться все члены семьи Бальони.

В ночь с 14 на 15 июля заговорщики, разбившись на группы, приступили к истреблению неугодных родственников. По некоторым источникам, молодожены в это время гостили во дворце Грифонетто. По одним данным Филиппо открыл дверь заготовленным ключом, по другой Асторре открыл дверь сам, не ожидая подвоха от родственника. А зря, потому что дядя жестоко с ним расправился, буквально забив до смерти, вырвал сердце и выбросил тело племянника в окно. Лавинию, которая пыталась защитить мужа, тоже убили. Среди жертв «кровавой свадьбы» был сын Рудольфо красавец Симонетто. За ночь количество мужчин в семье Бальони резко сократилось, но некоторые смогли скрыться, в том числе Рудольфо и Джампаоло, который в эту ночь отправился спать в другую комнату. Во время бойни он смог выбраться в окно, сбежать по крышам, затем через окно попал в комнату, где в то время шла студенческая пирушка. Студенты поделились с ним одеждой, и он покинул город. Атланта поступок сына осудила, отпрыска прокляла и вместе с его женой надела траурные одежды.

На день Грифонетто стал главой города. Шокированые резней жители города заговорщиков не поддержали. 16 Июля в Перуджу с подмогой вернулся Джампаоло. Почти все участники заговора предпочли сбежать, но Грифонетто решил сражаться и проиграл. По одной версии Джампаоло решил не убивать кузена, заявив, что не хочет марать себя его кровью, но парня убил другой менее щепетильный родственник. По другой версии победитель поручил это дело солдатам. Грифонетто умер на руках жены и матери, которая его простила. При этом жители Перуджи эпохи Ренессанса могли увидеть красоту во всем, и даже в смерти. Об этом вскользь упоминает Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея» (в главе XI, где герой читает книгу с рассказами о легендарных негодяях). «И,  наконец,  Грифонетто  Бальони  в нарядном камзоле и усаженной алмазами шляпе на акантоподобных кудрях, убийца Асторре и его невесты, а также Симонетто и его пажа, столь прекрасный, что, когда он умирал на желтой пьяцце Перуджии, даже ненавидевшие его не могли удержаться от слез, а проклявшая его Аталанта благословила его». Остальных заговорщиков удалось изловить позже. Джампаоло вернул на некоторое время власть и ненадолго сам стал главой города. Но семья Бальони утратила былое влияние, и через пару лет междоусобиц город взял под контроль Папа Юлий II. Следующий Папа заманил Джампаоло в Рим, где того и убили.

Подобных конфликтов в истории было немало. Вероятно, эта мрачная семейная драма просто забылась, если бы не получила интересное продолжение в живописи.

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Алтарь Одди. Ватиканская пинакотека, Ватикан

В 1501 году в мастерскую Пьетро Перуджино, самого успешного на тот момент местного живописца, пришел учиться и работать 18-летний художник из Урбино – Рафаэль Санти. Отец Рафаэля тоже был художником, но рано умер, преподав сыну только азы мастерства. Рафаэль рано потерял и мать. Некоторое время он работал в родном городе, затем решил продолжить учебу в Перудже. В этом городе он прожил недолго, но этот период был отмечен двумя интересными работами.

В 1502 году он получил заказ от Леандры Бальони, вдовы Симоне дельи Одди на оформление алтаря в капелле при церкви Сан-Франческо-аль-Прато, где традиционно хоронили представителей самых уважаемых семей Перуджи. В других источниках заказчицей названа Магдалина Одди.

«Алтарь Одди» сочетает в себе два сюжета. В верхней части – коронование Девы Марии Иисусом Христом. Нижняя часть посвящена ее успению. По преданию, среди присутствовавших при смерти Богородицы апостолов не было Фомы, о чем тот очень жалел. Чтобы утешить его, на третий день к нему явилась Богородица и даровала свой пояс. Он был передан двум благочестивым иерусалимским вдовам и долгое время находился на территории Палестины. Алтарь писался в 1502-1503 годах.

Алтарь имеет пределлу из трех картин

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Благовещение

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Поклонение волхвов

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Введение во храм

Пределла - дополнительная часть, расположенная ниже основной и служащая своего рода пьедесталом.

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

«Положение во гроб»

Позже к Рафаэлю обратилась и Атланта Бальони. Она хотела также заказать алтарь, который должен был напоминать о ее сыне Грифонетто. Работа была закончена в 1507 году. Основной частью алтаря стала картина «Положение во гроб». Грифонетто узображен в образе юноши, стоящего к зрителю спиной. В Иисусе тоже можно уловить некоторое сходство с Грифонетто. Склонившаяся над ним женщина похожа на Зенобию.

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Для обоих алтарей художник написал множество эскизов, и оба в итоге покинули церковь, для которой были написаны.

Почти шекспировские страсти Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Этюд, Галерея Уффици

Алтарь Одди в 1797 году был перевезен в Париж и в 1815 году возвращен в Италию, но не в Перуджу, а в пинакотеку Ватикана. Алтарь Бальони в 1608 году по сговору со священником был отправлен папе римскому Павлу V, который передал работу Рафаэля своему племяннику кардиналу Боргезе. В 1797 году этот алтарь тоже вывезли в Париж. В 1816 году в Рим вернулась центральная часть «Положение во гроб». Церковь Сан-Франческо-аль-Прато была построена в 13 веке, с тех пор пережила несколько неудачных перестроек, три разграбления при Наполеоне, землетрясение в 1997 году и сейчас в качестве церкви не используется.

Лига искусствоведов

440 постов2K подписчика

Добавить пост