Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост

Не раз мне задавали вопрос: "Почему при трогании и следовании электричка дёргается? Это стажёр за управлением или поезд неисправен?"
Отвечаю этим постом, чтобы, если что, ссылаться на него, ну и вас просветить, дорогие пикабушники.

***

Речь будет идти о классической "электричке" серии ЭР и ЭД.

Для начала картинка и немного матана:

Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост Машинист, Электричка, Железная дорога, Длиннопост

М - моторные вагоны, имеющие электродвигатели, токоприёмники, прочее тяговое оборудование. Они приводят поезд в движение.

П - прицепные вагоны, не имеющие электродвигателей.

Пг - прицепные головные вагоны. То есть с кабинами управления, без электродвигателей.

01-09 - номера вагонов.

Электропоезд приводится в движения только вагонами 02, 04, 06, 08, 10, все остальные - "бездельники".

Когда поезд тянут все моторные вагоны - их тяга распределяется более-менее равномерно. Но когда один из них неисправен, и он не тянет - в поезде возникают ощутимые продольные реакции. Они усугубляются тем, что моторный вагон в полтора раза тяжелее, чем прицепной. Особенно неприятно, когда у электропоезда неисправен первый по ходу движения моторный вагон. Тогда при каждом трогании состав сильно толкает свои первые три вагона, едущие "вхолостую". Сила толчка порой достигает такой величины, что можно ударить затылок о стенку кабины, сидя за пультом.

Итак, с первой причиной рывков и толчков разобрались. Это неисправность одного или нескольких моторных вагонов, когда они не тянут состав.

***

Но иногда реакции могут возникать и при, казалось бы, исправных моторных вагонах. Происходит это из-за разрегулировки блоков, отвечающих за набор скорости. В каждом моторном вагоне стоит один такой блок. При разгоне он регулирует ускорение, считывая силу тока, проходящего через тяговые электродвигатели вагона. Эти блоки должны быть отрегулированы на одинаковые величины, но иногда это не так. И в таком случае один из моторных вагонов, где стоит такой разрегулированный блок, может разгоняться быстрее, чем остальные. То есть он при разгоне "рвёт под себя". Это тоже сопровождается толчками и рывками.

Поэтому это вторая причина, а именно - разрегулировка блоков ускорения моторных вагонов.

***

На каждом моторном вагоне есть аппараты защиты, которые могут разобрать тягу (то есть обесточить тяговые электродвигатели) или отключить высоковольтные выключатели. И когда это происходит при разгоне, возникает сильная реакция по поезду. Представьте, что один из моторных вагонов, который разгоняется и тащит поезд на пределе своих возможностей, внезапно становится "прицепным". Это и есть третья причина. Отключение тяги на одном или нескольких моторных вагонах в момент разгона.

***
Часто причиной реакций при разгоне, торможении и выбеге поезда может быть износ поглощающего аппарата автосцепного устройства.

Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост Машинист, Электричка, Железная дорога, Длиннопост

На картинке его корпус окрашен в синий цвет. Внутри него находятся резинометаллические элементы, которые поглощают продольные силы сжатия и растяжения. Без поглощающего аппарата автосцепки перемещались бы туда-сюда без какого-либо сопротивления, что вызвало бы очень сильные реакции по поезду.
При износе поглощающего аппарата он начинает недостаточно выполнять свои функции, и езда в вагоне с ним перестаёт быть комфортной. Это есть четвёртая причина.

***

Мы разобрались с причинами толчков при разгоне поезда.
Теперь поговорим о торможении.

Разрегулировка блоков управления электродинамическим тормозом.

Та же причина, что и №2, но наоборот. То есть при электродинамическом торможении (это торможение, при котором тяговые электродвигатели переводятся в режим работы генератором, за счёт чего и происходит уменьшение скорости) один (или несколько) моторный вагон тормозит сильнее или слабее, чем остальные. Это пятая причина.

***

Отключение пневматического тормоза на одном из вагонов.

Грубо говоря, один или несколько вагонов у электропоезда не тормозят вообще. При торможении они наталкиваются на тормозящих собратьев, что вызывает толчки и продольные удары. Это шестая причина.

***

Торможение производится автоматическими пневматическими тормозами.

При торможении на остановках машинист обычно пользуется электродинамическим и/или электропневматическим тормозами. Но при их неисправности торможение производится автоматическими тормозами. У них есть две особенности:

- наличие тормозной волны. То есть вагоны тормозят не одновременно, а от кабины к хвосту с некоторой задержкой. Это вызывает продольные реакции.

- невозможность ступенчатого отпуска тормозов. При электропневматическом торможении машинист может сначала увеличивать тормозное нажатие, а затем потихоньку снижать, чтобы останавливать поезд более плавно. При торможении пневматикой это невозможно, нажатие можно только увеличивать. Поэтому при автоматическом торможении сначала возникают реакции по поезду из-за тормозной волны, а потом в момент остановки состав останавливается как вкопанный, что ощутимо менее комфортно и вызывает вопросы у пассажиров.
***

Это и есть основные причины, почему в пути следования электричка постоянно дёргается, что снижает комфорт поездки.

Машинист учится водить поезда ещё будучи помощником, перед утверждением в должность проходит различные обкатки, поэтому практически исключена возможность, что электропоездом управляет товарищ, настолько не умеющий это делать, что пассажиры по салону летают.

Плюс даже если машинист захочет подёргать состав - он это должен делать специально, в чём нет особого смысла и чревато последствиями.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Охренеть. Я всегда думал, что вагоны Пг "самостоятельные" и всегда их можно "послать" туда, куда требуется. А тут вон оно как....
@Motormaniac, а почему так? Почему в Пг пульты управления, при том, что они "лентяи"?
раскрыть ветку (16)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Могу предположить, что из-за массы. Моторный вагон в полтора раза тяжелее прицепного. И прицепной головной тяжелее прицепного. А головной моторный вообще будет сверхтяжёлым.

раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

По сути да, компоновка электрооборудования в целом. На моторном вагоне одна часть оборудования, на прицепом другая часть. ТС, а были уже рассказы от том что в моторных вагонах "не стучит" из под пола? И в моторном комфортнее ехать...?

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий
ТС, а были уже рассказы от том что в моторных вагонах "не стучит" из под пола?

Да, главные компрессоры стоят на прицепах.)

И в моторном комфортнее ехать...?
Дело вкуса.)

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну если есть любовь к трелям и перестукам компрессоров, то истинное наслаждение ценителей этого оригинального музыкального жанра ждет именно в прицепом вагоне. Это да.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Совсем недавно в моторных вагонах ездить было довольно рискованно. Без должного обслуживания и контроля разваливались передачи двигатель-редуктор, реализованные через резинокордовую муфту и фланцы, эту самую муфту держащие отлетали на бешеной скорости куда угодно, в том числе и через смотровые люки в салон. Фланец являет собой железяку в виде диска, весом килограмм десять наверное.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Как много несчастных случаев было, с травмами пассажиров? Много летальных?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Были, телеграммы читал. Но статистику не видел.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так то да, приятного мало, если деталь прилетит.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, по мне так в моторном все приятнее, под мелодию редукторов.

1
Автор поста оценил этот комментарий
А если сделать рандомную ротацию вагонов, кроме Пг, при условии, что "все везде настроено и заменено на новое", будет ли разница в трогании и движении?
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сделать так не получится. Вагоны идут парами. У каждого моторного вагона должен быть свой прицепной.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

НО можно и полупарами перекидывать между составами. Но в очень исключительных случаях.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это в крайне исключительных случаях.)

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я в курсе. Обычно даже исключение из инвентаря делается парами.
А вот если М остался без П (или Пг) изза пожара последнего, то могут. Хотя зачастую чтобы не было огромной бумажной волокиты, только номера перекрашивают.

P.S. Пару лет назад постоянно ездил на ночной, Пг-М-М-Пг, где все четыре с разных составов.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
все четыре с разных составов.

Обычно такие составы - ещё тот хлам.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Угу, "я его слепила из того что было", но для ночной - сойдет.
Но я совсем не о том изначально.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку