5514

Почему не стоит начинать бизнес в общепите.

Судя по большому количеству постов и комментов на Пикабу, многие считают, что бизнес, связанный с общепитом простой и высокодоходный. Рассуждают при этом примерно так: "Картошка стоит 10 р. за кило, мука - 30 р., вода из крана - вообще бесплатно. На 50 рублей можно налепить 2,5 кг вареников и продавать по 50 рублей за порцию (а не как эти держиморды по две сотни). Народ будет в очередь выстраиваться, человек 100 в день легко вообще, а это, на минуточку, 5 000 руб. И это только на варениках с картошкой! А там еще пельмени, салатики какие-нибудь, компот. Не меньше десятки в день выйдет. Серега, че мы тормозим! Это минимум 150 в месяц. Пару месяцев раскачаемся, наблатыкаемся, а там расширимся, точки пооткрываем по всему городу!" Это, конечно, очень утрировано, но не далеко от истины (те, кто помнит эпопею с "Пумпошкой" должны понять).


Порывшись в мешке своего опыта и охуительных историй опыта коллег, подсвечивая неугасаемым пламенем в точке Ж после баталий в комментах постов о бизнесе, выкладываю для вас срез основных проблем начинающего бизнесмена в сфере общепита.


Проблемы начинаются сразу же, как только мы от влажных фантазий переходим к суровой действительности с поиском средств, помещения, оборудования, персонала.



Проблема #1: Отсутствие опыта


Это касается не только общепита, но именно в этой отрасли больше всего начинающих предпринимателей переоценивают свой любительский опыт и недооценивают сложности профессии. Это выглядит примерно, как чувак, который дома научился переустанавливать винду решил, что настал его час открыть собственный Майкрософт с блэкджеком и шлюхами форточками и диспетчером задач.


Но, если уж быть до конца честными, на этом поле полегло и немало прекрасных профессиональных поваров. Потому что внезапно оказывается, что кроме кухни и зала в заведении существует еще и "офис" - накладные, счета фактуры, общение с надзорными органами, разрешения, отчеты, бюджеты, реклама, переговоры - это пожирает просто адское количество сил и времени (особенно при отсутствии скиллов).


Проблема #2: Высокий входной порог


Казалось бы, сколько там тех денег-то нужно на условную вареничную. Ну плиту купим, кастрюли из дома принесем, мебель из палет сколотим - в сотку уложимся. Но как только дело доходит до реальных трат, бабосы начинают разлетаться быстрее, чем из денежного пистолета Supreme. Оказывается, все стоит каких-то нереальных денег - от аренды, ремонта, оборудования (профессионального за тысячи у.е., которое прослужит годами или дешевого из Эльдорадо, которое вы будете менять, ремонтировать и докупать 3 раза в неделю), до согласований, лицензий, разрешений, техпроекта, переделок ремонта под нормативы, повторных согласований.


И вот уже ваш бюджет в сотку на открытие плавно перевалил за 500, а конца еще не видно.


Проблема #3: Слишком завышенные ожидания


Нет, вы не выйдете в плюс в первый месяц. Оказывается, деньги в кассе - это не ваша прибыль; работники хотят зарплату не зависимо от того, на сколько вы наторговали; аренда сама себя не оплатит; надо докупать средства производства; что-то вышло из строя. Минимум через полгода (и это при хорошем попутном ветре) наступает наконец-то момент, когда ваш баланс приходов-расходов начинает колебаться в районе нуля. Ура, вы перестали докладывать из своего кармана! На возврат вложенного уйдет еще примерно год (это опять же при хорошем раскладе). И только потом можно говорить о прибыли.


Проблема #4: Конкуренция


Высокая. Nuff said. Не важно, что в районе только одна вареничная - ваша. Еще есть чебуречные, шаурмичные, макдачные, уютные кофейни, пивбары и т.д. с их акциями, скидками, подарками - все те ваши коллеги по цеху, которые не прочь отщипнуть кусочек побольше из бюджета вашего потенциального клиента.


Проблема #5: Партнеры


Часто начинающий предприниматель, понимая, что сам все не вытащит, уже на начальном этапе берет себе в партнеры условного кореша Серегу. Проблемы с Серегой могут начаться как при плохом развитии событий, так и при хорошем. Даже лучшие друзья (да что там, даже супруги) в определенный момент начинают кидать друг другу предъявы кто больше сделал, больше вложил, больше отдыхает, больше работает. Об этом уже много раз говорилось и ситуация в общепите в этом смысле мало чем отличается от других сфер.


Проблема #6: Персонал


Хорошо, конечно, если у вас много бабла и вы открываете ресторан с прицелом на звезду Мишлен, приглашаете отличного шеф-повара откуда-то из Бургундии - Франш-Конте, который приезжает со своей профессиональной командой, а высокорейтинговое рекрутинговое агентство подбирает вышколенных официантов со знанием 3-х языков, хостес, барменов, метрдотелей, администраторов...


Если же вы открываете вареничную в Мытищах или кофейню в Таганроге, то вам придется столкнуться с суровой правдой жизни. Дело в том, что в последние десятилетия профтехобразование (и это касается не только России) находится в глубокой жопе яме - упало не только качество, но и престиж. Учиться на повара шли в основном те, кого больше никуда не взяли. Большинство относительно способных ребят уже имеют постоянное место работы и вам придется столкнуться с дегенератами не очень способными ребятами. Вашему вниманию предстанет аттракцион невиданной тупости, откровенной лени, феерической необязательности, виртуозного воровства, тяжелого алкоголизма и легкой наркомании. И это не в привокзальном кафе-сортире, где заплата 3 копейки. Такие люди с корочками ПТУ и санкнижкой имеют завышенные ожидания по зарплате и даже умеют мимикрировать под нормальных поваров, правда недолго.


Даже если штат укомплектован, ваши проблемы далеко не позади. Начинаются невыходы, небрание трубок, скандалы, интриги. Если у вас небольшое действующее заведение и на смене 1 повар и 1 официантка-кассир, то невыход одного человека - это катастрофа пиздец. Если повар потрахивает официантку, то теперь ты убейся, но поставь их в одну смену. Если они в одной смене и поругались, то ... и так до бесконечности. Хьюман рилейшнз, бич.


Проблема #7: Свободное время


У вас его просто не будет. Вообще. Если вы открылись и не сдохли во время всей беготни по инстанциям, ремонтов, поисков денег и сотрудников, то сейчас самое время. Вы приходите на работу перед открытием, уходите глубоко после закрытия. Спите по 3-4 часа в день. Это как родить ребенка и быть ему одновременно и матерью и отцом - кормить его сиськой 24/7 и при этом впахивать на работе. Вы не можете поехать в отпуск - даже если все идет относительно хорошо, как только вы выйдете за порог, ваш "ребенок" разобъет себе голову молотком и спалит хату. Ваши настоящие дети постепенно забывают, как выглядит их родитель.


Помните, что общепит - это 7 дней в неделю. Когда ваши бывшие коллеги по скучному офису веселой толпой в пятничку танцуют макарэну и слизывают текилу с потных сисек стриптизерш, вы пашете. Потому что пятница, суббота и воскресенье - это дни, благодаря которым вы держитесь на плаву в остальные дни недели.


Проблема #8: Стресс


Теперь это ваш лучший друг. Вы никогда не перестаете работать. Возвращаясь домой вы вспоминаете, что надо было что-то распечатать, выслать, составить и достаете ноутбук. Ложась спать, продумываете, как бы все успеть с утра. Огромный ком задач, каждая из которых приоритетней другой. Проблемы с партнерами, поставщиками, персоналом, жалобы гостей, часто непонимание в семье из-за вашей работы. Все от вас что-то хотят. Ааааааа. Седые виски, панические атаки и бессоница в подарок.


Проблема #9: Паразиты


Тут речь пойдет не о мышах и тараканах. Поговорим о  друзяшках, родственничках, знакомых, бывших коллегах и остальных дармоедах "близких и родных" людях. Как люди узнают, что их знакомый (вы) открыли "ресторацию" начнется паломничество. При этом помните, что мало кто будет щедро сыпать золотыми, чтобы поддержать ваш начинающий бизнес. Они будут приходить, чтобы поесть со скидкой, а лучше на халяву - ты чо, по-братски. При этом поцокивая языком, типа "ну мы едали и лучше на Лазурном побережье", перемежая ковыряние в зубах ценными (нет) советами по готовке, ремонту, рекламе, ведению вашего бизнеса и просьбами устроить племянника/брата/свата. Самые отвратительные из них будут говорить персоналу, что знают их "хозяина", понтоваться и щелкать пальцами.


Проблема #10: Гости


Ваши любимые гости не дадут вам спуску, о нет. "Уже год посещаю данное заведение, всегда все было прекрасно, но сегодня перепела суховаты". Оценка - 1. Сууууука! Ты год ходила, тебе все нравилось и ты ни разу не поставила пятерку. "А сделайте мне скидку, а я знакомым расскажу, как у вас тут хорошо". "Мне не понравился вкус, вычеркните это блюдо из чека" - диалог при вымазанной хлебом тарелке. Вдыхаем-выдыхаем, улыбаемся, извиняемся и идем крушить мебель (а хотелось челюсть).



П.С. Автор просит не принимать вышеизложенное за поучение, насмешку или (на приведи Будда) оскорбление лиц, организаций, населенных пунктов.



Призываю коллег по цеху описать в комментариях свои подводные камни.



По традиции: если пост понравится, в следующем выпуске - позитив в общепите и возможные пути обхода подводных камней.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
41
Автор поста оценил этот комментарий

А вот что делать, если  блюдо действительно не понравилось, но на тарелке не 100% остаток, прер - лопатка на гриле + овощи. Овощи, ясно понятно, слопали, лопатку.. ну, чуть погрызли и бросили.
лично  я поступаю как заправская терпила - плачу и больше не прихожу, или (если, скажем, там проходят концертики и стенд-ап) больше этого не заказываю.

Вот правилам - как надо было поступить?

раскрыть ветку (44)
60
Автор поста оценил этот комментарий
В хорошем заведении, официанты обязаны уточнять у гостей все ли им понравилось и доносить это на кухню. Если не спросили, то лучше сообщить официанту. Хорошие повара и шефа прислушиваются.
В случаях, когда гостю не понравилось, блюдо приносят на кухню, там пробуют (или хотя бы осматривают) и выносят вердикт. Форс-мажоры бывают разные, даже на хороших кухнях.
Я, как повар горячего цеха, всегда обращаю внимание на то, если на мойку приносят блюда, которые не доели.
раскрыть ветку (2)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Это как-бы правильно, но не забывайте, что сколько людей, столько и мнений, и "на всех не угодишь".

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Когда я спрашиваю, чаще всего ответ "много")
38
Автор поста оценил этот комментарий

Не надо стесняться. Если вам не нравится еда, вы спокойно можете сообщить об этом персоналу и выяснить, почему так произошло. Иногда кухня не знает, что накосячила. Например, вы просили без грибов, а официант забыл указать это в комментариях. Или вас прожарка мяса не устраивает. Или вам кажется, что ингридиенты не свежие. в нормальных заведениях спокойно относятся к таким ситуациям, общаются с гостем и если не удалось убедить, что с блюдом все в порядке, переделывают или предлагают другое. Радзражают именно халявщики, которые придумывают повод для скандала, чтобы не заплатить. Но, сказать по секрету, даже самому отъявленному мудаку проще дать скидку, чем слушать вопли, которые отпугивают остальных гостей.

раскрыть ветку (17)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Часто слышу в свой адрес что-то вроде "твои родители ИП, почему не пошел по их стопам, сначала бы на них поработал, потом на себя, а так на дядю пахать как лох". Почему то люди у нас думают, что раз ты главный, то можешь сидеть и плевать в потолок, деньги сами будут в карман лететь. Многие себя сильно переоценивают, думая что справились бы с каким-то делом. Большинство даже ларёк с пивом не потянут
раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Одно время думала - ах, свое дело, что-то интересное, чему можно посвятить свое время без остатка и ещё деньги зарабатывать!

И зеркало такое: посмотри правде в глаза, бестолочь, твой максимум как управленца - коммуналку вовремя заплатить.

Не дано - бывает, чё поделать-то.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что чтобы зарабатывать самому надо уметь въебывать как папа Карло работать. Именно работать 24 часа в сутки. И контролировать своих лентяев, для которых идеальный рабочий день это если зарплату дали, а клиентов не было. Я тоже мечтаю о своем бизнесе, но очень уж высокий порог вхождения и выход на окупаемость только через два-три года. Я столько не протяну.

21
Автор поста оценил этот комментарий

... ну вот я тоже, лучше заплачу, чем скандалить буду.
Я говорю официанту - сухая, не съели даже..
он в ответ - согласно и радостно кивая:" Дааа, сегодня суховато получилось".. и, всё- дальше или надо было как-то клянчить скидку - а  я ежик, сцука, птица гордая.

И еще - про "сколько раз ходили", тоже, в обратную сторону это тоже работает, когда вы новых клиентов какими-то плюшками привечаете.

раскрыть ветку (3)
22
Автор поста оценил этот комментарий

ох блядь. ходил в одно заведение регулярно. у них даже какая-то там звезда от кого-то там есть.

постоянный сцуко клиент, чаевые оставляю всегда. принести остывшее блюдо? не принимать заказ 20 минут? накосячить с заказом? накосячить с блюдом? да как нехуй делать.

плюнул, хожу в забегаловку к ашоту, тот только что в жопу не целует и что характерно, у него всегда свежее/горячее/вкусное.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

В Стамбуле около хостела чуть ли не в подворотне была "кафешка" где было два дивана, между ними стол. И я постоянно ходил к ним, местные там тоже едят, англ там не знают. Мне очень понравились у них донеры за 10-12 лир )


Ну и как же ковер на всю стену и человеку паук на турецком по телику ) 

12
Автор поста оценил этот комментарий

Надо просто сказать: "Блюдо сухое, замените, пожалуйста". Передержанное мясо - такой же косяк как сырое или горелое

4
Автор поста оценил этот комментарий

А .. еще: вот принесли мясо и овощи, мясо ... мясо не нравится.. овощи тоже есть не стоит? А они классные ))
есть и попросить заменить счет только на овощи? Блюдо целиком (это гриль, там долго). Да и овощи мы уже ..съели))
регламент ?


я ни в коем случае не прикапываюсь и не шучу, просто.. как должно быть с вашей т.з.?

раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я не могу говорить за всех, в каждом заведении поступают по-своему. Это очень длинная тема для дискуссии, почему в том заведении они сделали именно так. С моей точки зрения - вам должны были сделать скидку на блюдо или заменить мясо. Ну опять же, от вас как от гостя нужна обратная связь. Вы сообщили, что мясо "суховато" при оплате счета. А надо было подозвать официанта, как только вы поняли, что мясо не жуется и вернуть на кухню. Все-таки, между "суховато" и "не возможно есть" - огромная разница. Вы мучались, не съели и заплатили. Они, может, и не поняли, что произошло.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вопрос был  немного в другом ))

алгоритм действия, я так понимаю - как только поняли что мясо не съедобно сразу подозвать официантов и не трогать овощи.
правильно?))
вообще - мы туда ходим не ради поесть - там .. живой Джаз!!
и рок-н-ролл!!
мм
для мяса + пива выбираем чешский ресторан, ни разу не подводил, но и опять.. дочери не интересно, на нас смотреть
но для себя сделали ремарку, что нам пиво, дочери сок/чай и, максимум, тарелку "под пиво" для нас,и для дочери чего сладкого.
помочь же еще хочется, ага, ну...чтобы они не разорились, и было место, где еще можно потанцевать рок-н-ролл, хоть и места катастрофически мало.

раскрыть ветку (1)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А что за заведение?
1
Автор поста оценил этот комментарий

А что вы думаете о простенький пекарне (чисто свежий хлебушек и простенькие булочки) в крупном спальном районе? Выискиваю возможные проблемы. Пы. Сы. Просто задумка, рубить непомерное баблище не планирую, если и сделаю, то больше ради интереса и опыта.

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

очень много булок придется продать для окупаемости , в первую очередь по аренде . залюбитесь

2
Автор поста оценил этот комментарий

Цена на хлебушек очень низкая, вы ею даже усушку/утряску не перекроете. Именно поэтому хлеб пекут в минипекарнях с кондитерским отделом, либо большими партиями с батонами(а так же сухарями). Тот же пумпошка по сравнению с небольшой пекарней только для хлеба и булочек- давал больше маржи, а он закрылся. (12 лет отдала минипекарне, знаю о чем говорю)

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пумпошку закрыли из-за кидка с арендой же! Ну и тратил он деньги налево-направо вообще не задумываясь...
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я вас понял)

0
Автор поста оценил этот комментарий

У нас в городе лет 5 назад бум пекарен произошел, пооткрывались на каждом углу. Но отзывы по работе там очень плохие, кидают работников (ну это по словам работников) и текучка постоянно гигантская.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, все зависит от самого приготовления. На вкус и цвет товарища нет - что одному вкусно, другому может не понравиться. Поэтому если не нравится чисто по вкусовым качествам, типа специй мало/много, или сочность не той степени, то я думаю, все же стоит заплатить. Даже у одного повара одно и то же блюдо может получиться разным на вкус.

Другое дело - если реально что-то не то. Например, пережарили/недожарили блюдо, либо ингредиенты явно несвежие. Тут уже, наверно, стоит пожаловаться, потому что некачественное блюдо вам пытались впихнуть под видом нормального.

раскрыть ветку (10)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Даже у одного повара одно и то же блюдо может получиться разным на вкус.

хм, то есть мы участвуем в лотерее?)))

либо ингредиенты явно несвежие.

ноги нашей там больше не будет никогда, ибо я не верю, что шеф не в курсе данного перфоманса

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Про лотерею - по сути так и есть. Есть куча факторов, влияющих на блюдо. Те же ингредиенты, их размер, температура при готовке.

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

и этот праздник за наш счет?
я же от про что.
Когда я иду, я на что-то рассчитываю, я же не в гости пришла, если средний чек без алко 1000,,1500 на человека, я .. надеюсь, что этот вечер семья проведет со вкусом

раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Оно-то так. Но здесь не фабрика по производству техники и даже не продуктовый завод с кучей анализов и проб. Тут только хэндмейд, причем со специфическим материалом. Потому такое разнообразие и происходит

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий
И не макдак конвеерный
Автор поста оценил этот комментарий

Ясно , мы с - пониманием..))
выходит, заведение лучше  сделает скидку, вплоть до много % горластой тетке, чем чуть более чутко отнесется к людям, которые грустно сообщили, что там чуть было металлокерамику не оставили в мясе ))
при чем - какого-то реверанса было бы достаточно, про скидку и не оплату даже и мыслей не было.



в общем - как поступали, так и будем поступать ))
а то, ишь, понравится в одном месте, и чего хорошего пропустим..

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Видимо, вы невнимательно читали мой первый комментарий. В общем я говорил в точности наоборот.

Если на ваш лично вкус блюдо пришлось не по вкусу, то кипишевать не стоит. А вот если оно неправильно приготовлено или в нем найден волос повара, то уже смело можете голосить

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Видимо, вы невнимательно читали мой первый комментарий.

эээ, чего началось, нормально же общались )))


отЪ не срача ради - вот, купили мы  мясо - оно, сухое, оно не очень резалось даже их режиком., но, опять таки - резалось же!


да же, фрагментарно, жевалось, помимо этого было куплено много еще чего и данное мясо не являлось королем стола и просто отодвинулось.

и я, лично я вот,  понятия не имею, это у меня челюсти слабые или приготовлено не правильно? ))
мы сказали официанту, пошутили немного, он согласился, и взял оплату ))

то уже смело можете голосить
а вы тоже, сударь, невнимательно читали мои сообщения ? ай-ай ))


мы не так часто выбираемся всей семьей, чтобы из-за одного блюда портить весь вечер )

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Про голосить - это так, не принимайте близко к сердцу.

А в вашем случае, думаю, скорее технологии приготовления не соблюдались - вряд ли существует блюдо «резиновый тапок»)

Поэтому скорее всего вы могли бы требовать хоть какой-то, но компенсации

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

можно на ты ;))

подытожим - Хамлом можешь ты не быть, но лохом быть ты не обязан!!

3
Автор поста оценил этот комментарий

Насрать на пол в туалете .

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

осподи, зачем? о________О

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Не ну а че они ? Пусть знают

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

аргумент

1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне как-то не понравилось блюдо и я официанту сказал, что это блюдо у вас не удалось и он когда пришёл рассчитывать, пол стоимости этого блюда вычеркнул, без скандалов и прочего. Потом мне в блюде с грецкими орехами попалась скорлупа, тоже сказал и блюдо вычеркнули вообще, я так понимаю и у повара из зарплаты вычеркнули и это тоже без ругани. Это всё правда в хороших заведениях уровня выше среднего.

1
Автор поста оценил этот комментарий

В принципе, так и должно быть: не нравится - не потребляй.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это в будущем, понятно.
то есть заплатить всё равно какбе ннннадо?

хотелось бы услышать мнение эксперта..

раскрыть ветку (4)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Если не нравится объективно: "испорчены или заменены ингредиенты, пересолено, зажарено в подошву, хрустит песок, не то мясо" - смело предъявляете.
А если - "я не ем красную рыбу по средам" - то это ваша проблема.
Правильные заведения вам канеш могут пойти на встречу. Но там ценник позволяет это нивелировать.
7
Автор поста оценил этот комментарий
У всех по-разному позволяет себя вести совесть. Например, я очень долгое время (2 месяца, каждый будний день после работы) год назад ходила в одно кафе. Заказывала +/- одни и те же блюда. Потом перестала ходить ( причины не связаны с кафе). В этом году была 2 раза: видимо, изменился повар, уже вкус блюд абсолютно не такой. Не стала устраивать скандал. Просто заплатила, всех поблагодарила и больше не хожу. Смысла трепать нервы официантам не вижу.
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий


хотелось услышать от держателей кафе и ресторанов, какбе, эталонную модель поведения клиента в данном случае, частично мне ответили чуть выше/ниже/где-то рядом.
за что им - спасибо )

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, зависит очень от заведения, конечно.

Сетям и большим ресторанам(от 200 посадочных), наверное, вообще пофиг на то, понравился ли вкус блюда конкретному гостю, но вот нам было бы важно, ибо живем практически благодаря постоянным клиентам. Например, был момент, когда меняли форму подачи одного блюда, но постоянным клиентам не нравилось, ибо визуально блюда стало меньше(граммовки те же). В итоге вернули изначальный вариант.


Вкус блюда может зависеть от множества факторов. Например, до этого заказывали курицу всегда у одного и того же поставщика, но в один момент мясо стало реально хуже - все еще съедобно, но не то. Пришлось менять поставщика.

Ну и конечно, нормальное заведение всегда сделает скидку, если вдруг проблема произошла по их вине, ибо ответственность за тех же поставщиков всегда лежит на ресторане.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Сотрудники если обучены и клиентоориентированные то должны бы спросить Всё ли хорошо Всё ли понравилось и если есть объективные замечания- то убрать это блюдо из счёта

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку