Почему люди за 150 лет стали выше? Антропологи о причинах

Расовые группы начали формироваться еще в неолите, а в 1-м тысячелетии н. э. - локальные антропологические варианты. Средний рост взрослого мужского населения Европы долгое время составлял 164–165 см (с возможной вариацией 162-175).

Во второй половине 19-го века средний рост жителей Европы, включая Россию, стал увеличиваться. Прибавка роста происходила наиболее интенсивно в низкорослых группах и замедлялась по мере приближения к высокорослым группам. Кроме того, рост происходил на всех этапах развития, а также появился заметный сдвиг в начале полового созревания.

Антрополог Виктор Валерианович Бунак посвятил свои работы изучению этого явления в промежутке с 1850-х по 1960-е. Он полагал, что рост может дойти до физиологической нормы в 178-180 см. Главная причина увеличение роста по Бунаку - генетические факторы. С ростом урбанизации и мобильности стали возможны инолокальные браки между людьми из разных частей страны и регионов. Повышение белкового содержания еды, ее доступность, а также  гигиена, физкультура, медицины, умеренные нагрузки создали условия для этого роста.

Почему люди за 150 лет стали выше? Антропологи о причинах Антропология, Европа, Антропологи, Рост, Средний рост, Дети, Длиннопост

Помимо Бунака исследованиями занимался антрополог Владимир Георгиевич Властовский (1925-1993). Он отмечал ускорение прорезывания постоянных зубов и окостенения скелета. Так за 100-150 лет подростки стали на 15–20 см выше. Половое созревание, особенно у женщин, сдвинулось на 2-3 года. Оно СТАЛО наступать у мужчин и женщин не одновременно, кроме того, увеличился репродуктивный возраст женщин (по данным 1880-х начало репродуктивных функций русских девушек в среднем составляло 15 лет 10 месяцев). Увеличились и различия в росте между мужчинами и женщинами. В целом, длина тела у мужчин возросла на 6,1%, а у женщин — на 4,2%;

Властовский отвергает гипотезы влияния ультрафиолетовой радиации, изменения температуры и влажности воздуха, увеличения электромагнитных и ионизирующих излучений. Его формула: Питание + Медицина и Гигиена + Нейрогенная часть + Генетические изменения.

В основе сдвига лежит изменение наследственности человека. Социальные условия жизни в каждой отдельной стране определяют темпы акселерации, реализуя в той или иной степени генетический потенциал роста и развития детей данной популяции.

В 1989-м Б. А. Никитюк пришел к выводу, что этот тренд реализуется на 3-х уровнях — эколого-биологическом, биосоциальном и социобиологическом. Автор не отдает предпочтения генетике; более того, в разделе о гетерозисе подвергает сомнению ведущую роль этого фактора.

Е. З. Година основной причиной ростовых сдвигов в последние 100–150 лет считает «комплекс изменений, связанных с улучшением условий жизни», как это принято в настоящее время в западной науке. На западе объяснение гендерного диморфизма (разницы в физическом развитии, росте ) всё чаще связывается с гендерным неравенством — неравноценным отношением к девочкам со стороны семьи и общества.

Ю.А. Ямпольская выявила цикличность на примере московских школьников: первые 70 лет 20-го века отмечены тенденцией роста с пиком в 1970-е, но уже в 1980-е гг. наблюдалось замедление темпов с элементами стагнации, а в 1990-е тенденция выразившаяся в увеличении возраста наступления половой зрелости, в уменьшении силы, из-за чего московские школьники стали отставать по физическому статусу от ровесников прошлых десятилетий. Объяснение этого процесса она видит в социально-экономических факторах — в падении благосостояния, ухудшении экологии, в смене жизненных ориентиров, в реформировании систем образования и здравоохранения.

Г. Чеснис, изучая изменение длины тела литовцев за две тысячи лет пришел к выводу, что к 14-16 векам. средний рост понизился до 166,80 у мужчин и 156,61 см у женщин под влиянием социальных факторов - закрепощение крестьян это непосильный труд, недоедание, плохие санитарные условия,  эпидемии, слабое здоровье. К 1966–1967 гг. мужчины достигли 173,5 см, женщины — 163,4 см. Причины удлинения тела — главным образом социальные (повышение благосостояния) и отчасти генетические — возрастание гетерозиготности вследствие возросшей мобильности населения. В течение двух тысяч лет география роста отличалась устойчивостью — он уменьшается по на-правлению к востоку и югу, что объясняется, по мнению автора, различным уровнем культурно-экономического развития западной и восточной части Литвы.

А. Л. Пурунджана и В. Е. Дерябин обнаружили, что за 100 лет различия в росте между разными регионами (например, Кавказом и Центральной Азией) сохранились, что говорить о генетических различиях и синхронных изменениях.

Коллективное сравнительное исследование 8,6 тыс. российских, белорусских и польских детей в 1996–2001 показало, что белорусские дети в возрасте 7–16 лет характеризуются дефицитом массы тела сравнительно с польскими и русскими, в то же время они отличаются ускоренными процессами роста и развития. О. Ю. Милушкина, изучавшая особенности физического развития детей-сирот Москвы в 2000–2002 гг., установила: пребывание в детских домах и школах-интернатах в течение 5 лет и более  компенсирует дефицит в размерах тела. Однако здоровье детей-сирот по ряду показателей хуже, чем у их сверстников из обычных семей, у них выше заболеваемость, ниже средний рост, вследствие наличия хронических заболеваний, расстройства поведения, курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсических веществ.

Итог: процесс увеличения роста сложен и зависит от множества факторов, при этом имеет индивидуальные различия