Почему из школьных уроков литературы нельзя убирать Толстого?

Очень часто в последнее время попадаются не только комментарии, но уже и статьи на крупных сайтах и в разных изданиях, которые продвигают идею удаления из школьной программы разных “тяжеловесных” писателей – Льва Толстого, например.

Почему из школьных уроков литературы нельзя убирать Толстого? Писатели, Литература, Книги, Лев Толстой, Война и мир (Толстой), Школа, Школьники, Длиннопост

И под такими статьями всегда встречаешь горячий отклик. Десятки людей пишут – ура, долой, зачем вообще нужны детям эти “кирпичи”, их все равно никто не читает. Это слишком взрослые книги. Давайте лучше “Гарри Поттера” изучать на уроках литературы!

Правы ли реформаторы, предлагающие скинуть русскую классику с корабля современности? Разумеется, нет.

Проблема только в том, что вразумительных ответов им никто не дает. В результате складывается ощущение, что вопрос упирается только в традицию. И защитники Толстого приобретают не очень приятный ореол замшелых ретроградов.

На самом деле на все аргументы гонителей русской классики можно привести вполне внятные возражения. Жалко только, что в сетевых спорах их редко пишут, обычно все сразу скатывается в разговор на повышенных тонах, где эмоции схлестываются с эмоциями.

Поэтому вот вам наша статья в качестве шпаргалки. Если вдруг опять увидите, как блогеры или комментаторы пишут “Долой Толстого!”, можете воспользоваться ей. Разбираем все прямо по пунктам.

Толстого уже никто не читает. Появилось много других хороших книг, давайте изучать их

Романы Толстого – это одна из главных вершин не только русской, но и мировой литературы. Никто этого не сможет отрицать. Без “Анны Карениной” и “Войны и мира” иностранцы вообще русскую культуру себе не представляют. Там эти книги читают и перечитывают, их бесконечно экранизируют. А в нашей стране, получается, мы от него отказываемся? Нелепо как-то.

Толстой устарел, никого не волнуют проблемы русского общества двухсотлетней давности

Это политические памфлеты на злобу дня могут устареть. Или романы, где принципиальное значение имеют узкоспецифические моменты. А Толстой в первую очередь писал о человеческих характерах и человеческих чувствах, которые никогда не устаревают.

Толстой слишком велик и сложен для подростков

Вы когда-нибудь занимались тренировками? Если не будешь нагружать себя, то никакого прогресса не будет. И в математике то же самое – не решая сложные задачки, не освоишь материал. Почему вы думаете, что в литературе должна быть только манная каша? Там точно так же жизненно необходимо вникать в сложные тексты, чтобы развивать свой интеллект и свой художественный вкус.

Лучше читать Толстого в сорок лет, тогда больше поймешь

Неправда, в сорок лет Толстого лучше перечитывать, а не открывать впервые в жизни. Вот тогда действительно больше поймешь. А если ты до сорока не читал таких книг, то откуда возьмется глубина восприятия? К тому же, те, кто не читал классику в юности, крайне редко потом испытывают желание за нее браться.

Детям в школе отбивают вкус к Толстому, поэтому они потом его и не читают

Тут телега впереди лошади поставлена. Ребенку, который в принципе любит читать, очень трудно “отбить вкус”. Нечитающим – да, запросто. Только они ведь не только Толстого игнорируют, но и Помяловского, допустим. Или Леонида Леонова. И еще многих других отличных авторов, которых в школе не проходили. На школу тут уже не сошлешься, просто они не любят и не умеют читать ничего сложнее, чем статусы в соцсетях.

В Америке детям Толкина дают, а не эту нудятину, давайте пример брать

В американских списках школьной литературы есть своя классика, весьма непростая для восприятия. Там читают Фицджеральда и Стейнбека, Мелвилла и Шекспира. Никому и в голову не приходит выкинуть тяжеловесов и оставить чистую беллетристику. Если что-то из более популярной литературы и включено, то только в качестве дополнения.

В качестве итога скажем следующее. Да, в современных школах с чтением дело обстоит, мягко говоря, не очень. Да, в саму “Войну и мир” школьники часто просто заглядывают, а с сюжетом знакомятся из кратких пересказов. Но и это уже немало – ведь они, по крайней мере, понимают, кто такие Наташа Ростова и Пьер Безухов. Они примерно представляют себе, что это за книга такая. Для них имя Толстого перестает быть пустым звуком.

И неважно, плюются они от него или, наоборот, с благоговением закатывают глаза. Главное, что с этого момента и до конца жизни Толстой забит куда-то в глубины подсознания. Он есть в некоем культурном фундаменте, который закладывается в школе. И этот фундамент – общий для всей нашей страны.

А если мы уберем из школы Толстого, Достоевского, Гоголя, Некрасова, Пушкина, Тургенева и прочих классиков, то всего этого фундамента не будет. Будет просто зияющая пустота.

Источник: Литинтерес