37

Почему Гэтсби не великий

© Бермант-Полякова О.В., 2016


Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (1925) известен по масштабной экранизации (2013) База Лурманна, которую критики сразу же назвали гламурной. Бюджет фильма 105 миллионов долларов, и потрачены они на сногсшибательные костюмы и декорации (впрочем, сборы в мировом прокате составили 351 миллион долларов и окупили и создание коллекции одежды от Prada для фильма, и создание ювелирной коллекции от Tiffani – в каждой сцене на каждой героине новые украшения).

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост

Фильм сделан любовно, чего только стоит маргаритка, выгравированная на перстне Гэтсби ( имя его возлюбленной звучит как Дейзи, а daisy по-английски это и есть "маргаритка") Здесь есть двойной смысл, ускользающий в переводе – отсылка к сленговому выражению "отправиться к маргариткам" в значении сыграть в ящик, умереть и быть похороненным.

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост
Фамилия главного героя, Gatsby, тоже непростая. Она переделана из Гетц, גץ, это мужское имя на идише, языке евреев-выходцев из Германии, и перекликается с темой зелёного огонька на причале возлюбленной.


Значение слова Гетц – fire, flash – огонёк, вспышка, всполох. Кульминационная сцена, когда Дейзи, её муж и любовник выясняют, кого именно она всегда любила, начинается с зажигалки крупным планом. Огонь Гэтсби приближается к Дэйзи на опасное расстояние.

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост

История Гэтсби это притча о блудных детях двадцатого века и о неслучившемся в их жизни. Блудный сын Джей уходит от нищего отца Гетца, чтобы никогда не вернуться домой и не примириться с ним. Родной отец, старый Гетц, приезжает на его похороны. Это притча о блудном сыне без счастливого финала и воссоздания прежней привязанности.


Блудная дочь Дейзи хочет сбежать из дома и из мира семейной жизни, - бежит из роскошного отеля, убивает, и в итоге остаётся примерной дочерью, матерью и женой. В её истории есть наказание за бегство и возвращение, но нет реализации своего анти-родительского намерения. Это притча о блудной дочери (снова игра слов), не сумевшей разорвать прежние привязанности.


Оба бессознательно притягиваются друг к другу.

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост

Трактовка происходящего как "американской мечты" о том, чтобы стать миллионером и получить всё, или как истории о человеке с фасадным Я, который решился по-настоящему полюбить и потерял всё, или – социалистически-фицджеральдовская трактовка происходящего как "богатым всё сходит с рук, а у бедных нет ни малейшего шанса" это аберрации художественного видения.


Если бы мы транспонировали историю Гэтсби в наши дни, и представили коллизию более приземлённо, например так: студенты-первокурсники оказались вместе на слёте. Это мероприятие объединило самых разных людей. Дочь министра правительства, студентка Даша, танцевала вместе с Огневым, парнем, который приехал из какого-то неизвестного города и жил в общежитии. Она пригласила Огнева на день рождения и целовалась с ним. Потом они несколько раз переписывались в соцсетях. Огнев решил, что станет богатым и великим и женится на Даше.


Даша вышла замуж за старшекурсника, сына вице-президента национальной корпорации. Он был парень с комплексом мадонна-проститутка, и как только жена родила и стала Матерью, тут же потерял к ней всякий сексуальный интерес.


Даша томилась в асексуальном браке и вдарилась в шопоголизм.


Огнев принял покровительство одного пожилого бизнесмена, научился носить дорогую одежду, грамотно разговаривать, вести себя в обществе. После смерти бизнесмена он ничего не унаследовал и связался с цыганами-торговцами наркотиками.

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост

Благодаря своему лоску он был вхож в круги "золотой молодёжи" и вёл себя как наркодилер. Сеть распространителей была намного крупнее, и загородный дом Огнева служил местом дискотек и официальным прикрытием для криминальных дел.


Кто бы из нас поверил, что Даша бросит всё и станет женой Огнева? А власть художественного слова такова, что читатель верит – у Гэтсби был шанс.


Фицджеральд писал свой роман, зная, с какой обложкой тот выйдет. Вот она, не пугайтесь:

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост

Режиссёр фильма бережно отнёсся к этому факту, и его видеоряд повторяет образность первой книги. Безусловно, это визуализация идеи "Бог всё видит" или похожей.

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост
Что же он видит?


Психологический мир уязвимого человека, - нечестность Тома, мужа Дейзи.

Психологический мир уязвимого человека, - нечестность Джея Гэтсби.


И Джордан, и Ник вовлекаются в обман, вынуждены "делать то, о чём не принято говорить за обедом": ездить к любовнице Тома, подстраивать встречу Дэйзи с Гэтсби. Они предают самих себя-честных.


И только одна Дэйзи в финале оказывается неспособной предать саму-себя любившую и соврать о том, что любила только Гэтсби. Она единственная, кто говорит вслух правду, - в её замужестве когда-то в прошлом была любовь. И мир лжи вокруг неё рассыпается, как карточный домик.


Поскольку, находясь за рулём машины, она сбивает насмерть любовницу мужа (Фицджеральд, конечно, усугубил) и Дэйзи-маргаритка становится нераскаянной убийцей, она уже не Мадонна в глазах своего мужа. И сексуально у них всё будет хорошо. Они снова пара, уезжают подальше вдвоём, и Гэтсби ей совершенно не нужен.


Именно это и потрясает Ника, рассказывающего нам всю историю. Сверх-ценная идея гипоманиакального Гэтсби о любви с Дэйзи и его танго с реальностью, сыгранное Леонардо ДиКаприо по партитуре лёгкого Аспергер-синдрома у главного героя, это лишь аранжировка.


Мечты Джея Гэтсби пере-прожить прошлое и стать законным мужем Дейзи в доме её родителей - это позиция человека, в жизни которого нет прошлого и нет репутации. Он живёт в мире без истории. Не случайно популярность к роману пришла во второй половине двадцатого века. Гэтсби по психотипу "наш", он  геймер, он легко создаёт новый аккаунт, думая, что поступки "с предыдущего аккаунта" не имеют значения.


Сознание Дэйзи (кляйнианские психоаналитики сказали бы, что здесь депрессивная позиция противопоставлена шизоидно-параноидной), наоборот, исторично. Она не может быть человеком, не помнящим родства и живущим без учёта прошлого. Каким бы ни был расклад по нравственности и безнравственности героев, чьи пути пересеклись однажды нью-йоркским летом, фильм говорит нам о главном: История тут и история видит всё.

Почему Гэтсби не великий Бермант-полякова, Фильмы, Великий Гэтсби, Психология, Длиннопост

Лига психотерапии

5.5K поста26.1K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый вечер!

Я знаю книгу чуть ли не наизусть и очень люблю.... А можно разъяснения по поводу вот этого:

"...по партитуре лёгкого Аспергер-синдрома у главного героя"


это вот - неловкость Гэтсби, или...?


Спасибо заранее! Мне сильно важно - у себя подозреваю эти черты...

Надинка.

раскрыть ветку (40)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый!


ДиКаприо очень сильный актёр, он свой рисунок роли дал. И, по моему предположению, отталкивался от современной психологической литературы про расстройства аутического спектра - общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи.


Если вы читали в ру-психолог Угадайку-марафон по "Кино для взрослых", там был персонаж такого плана, Соколик (и тоже в деньгах хорошо понимал, ибо банкир).


Но ДиКаприо не клиницист, он не знает, что если человека "выдрессировали" знать социальные ритуалы, как Соколика (и в книге Гэтсби "выдрессировал" яхтсмен), то он не может быть органичным в других ситуациях, он везде неорганичен. А ДиКаприо органичен и в сценах с дворецкими, когда говорит, кого принять, кто подождёт на телефонной линии, и в сцене в подпольном ресторане-варьете. Он только  в сцене "первого свидания после долгих лет" социально неуклюж: то цветов слишком много, то две минуты до четырёх это уже она не придёт, то выбегает под дождь от перевозбуждения. Он не соблюдает социальный ритуал, и это выглядит как "срыв адаптации". Но тогда он бы сутки бродил по острову или по поместью в состоянии полу-прострации (как боялись, что Соколик будет из-за свадьбы ходить, и поэтому на острове её делали), и НЕ вернулся бы в домик и уж тем более НЕ сидел бы ворковал с Дэйзи через 15 минут.

раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Про меня: я что=-то боюсь смотреть фильм - боюсь нарушить "то ценное", что создала во мне книга.

Когда-то давно, 12 лет назад - я как раз и любила "недоступного" ( как я думала) мужчину,почти ровесника - на 3 года старше. (У меня тогда уже была дочь)

У меня была сверх-идея - во что бы то ни стало - добиться его симпатии и не дать ему забыть о себе. Я даже ему песнь написала, напела на кассету своим голосом и подарила.


Вышло так, по жизни - что...человек пришел в мою жизнь как любовник и признался в чувствах - на три (3!) месяца - 10 лет спустя. И я услышала все восхитительные слова, и так далее...И жизнь показала, что он -  ужасный, ненадежный партнер, и что с ним не так просто ладить.

Но это вот светлое влияние в течение 10 лет его образа не дало мне засохнуть, что ли.

Я бы тоже написала об этом роман. Только в старости, лет в 70... там были интересные повороты. В общем, я полностью разочаровалась в таком.

3
Автор поста оценил этот комментарий

>Если вы читали в ру-психолог Угадайку-марафон по "Кино для взрослых"


Увы,Ольга Викторовна я - недочитала....у меня было сильное переутомление тогда. Я дважды работу меняла, перегруз был.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Там специфический текст, в нём от задачника по психодиагностике больше, чем от литературы. Литературный опус у меня "Дубрава", который про Полосатого.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А ссылку можно на "Дубраву"?

А вы меня узнали? я Элли_2005

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, по имени. Мы же с вами друзья в Фейсбуке, кажется. Там вы по имени.

1
Автор поста оценил этот комментарий
2
Автор поста оценил этот комментарий

Соответственно, если исходить из рабочей гипотезы, что у Гэтсби сверхценная идея (стать богатым), и он в какой-то момент понимает, что его психика двух сверхценных идей (вторая - стать мужем Дейзи) не потянет,


как он там говорит, "я знал, что мне нельзя влюбляться"


то он должен (по идее) от перевозбуждения впасть в кататонию. Конфронтировали его, он мобилизовал последние силы, честно ответил, что в Оксфорде был на экскурсии 5 месяцев, а не учился, - и от перенапряжения всех душевных сил замер у окна столбом. Часов на 48, до вызова бригады скорой психиатрической помощи :) и вышел из кататонического ступора через реактивный психоз.


И я думаю, что Фицджеральд видел такое, у него же жена была госпитализирована как раз в таких местах. Потому что предчувствие огромного нервного срыва витает там в тексте. Но не описано.

раскрыть ветку (31)
0
Автор поста оценил этот комментарий

я думаю, поэтому книгу так любят, потому что она про вот это напряжение, про жизнь на пределе

раскрыть ветку (29)
2
Автор поста оценил этот комментарий

На пределе не совсем точное слово, мне кажется. Там трансгрессия - выход за пределы.


Как есть регресс (движение назад), прогресс (движение вперёд) и трансгрессия (выход за пределы возможного). Это кульминационные моменты жизни обычно, и книга в книге нет человека, который не совершил бы трансгрессии. Только у каждого из героев она своя.

раскрыть ветку (28)
0
Автор поста оценил этот комментарий

да, согласна про слово


а у Мужа Дейзи какая?


а у героя, глазами которого мы видим сюжет?

раскрыть ветку (27)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Том Бьюкенен простил ей измену. Это непросто для человека его характера, я думаю.


Ник Карроуэй (мальчик из приличной семьи) в буквальном смысле переступает порог дома Гэтсби (входит в мир олигархов, сказали бы мы сегодня) и лично знакомится с человеком, у которого вместе заколки галстука - коренной зуб (врага, надо полагать), настоящим мафиози Меиром Вольфсхаймом.


Его трансгрессия - пожать руку вору в законе, на языке сегодняшнего времени.

раскрыть ветку (26)
0
Автор поста оценил этот комментарий

а Дейзи - убивает?

раскрыть ветку (21)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Дэйзи в фильме показана целующейся с Джеем Гэтсби и сцена позволяет думать, что она с ним переспала. До свадьбы. Так что её трансгрессия (в случае это правда) была - отдаться по любви. И вся их переписка потом, всё что между ними похоже ведь на то, что у них не только поцелуй был.

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

по книге у них был секс до свадьбы, Фитц намекает на это, имхо

раскрыть ветку (12)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Так я и говорю. Она вышла за пределы, отдалась ему (скандальное событие для семьи, в которой она росла, вполне себе позорная тайна), а он решил, что деньги важнее её переживаний и она подождёт, пока он реализует сверхценную идею номер 1 и разбогатеет.


И после этого у него камбэк такой красивый, она снова отдаётся ему (скандальное событие теперь для семьи мужа, частью которой она стала), а он решил, что его сверхценная идея номер 2 про "скажи, что всегда любила только меня" важнее её переживаний. Дейзи, как я думаю, хотела просто сбежать вдвоём.


Думаю, что и в молодости, и в супружестве это было её подлинное желание (в обоих случаях проигнорированное мужчиной с рас-планом в голове). Гэтсби Дэйзи подходил на роль в приключении неблагодарных "блудных детей", покидающих "отцов".


Фицджеральд описывает её как "пустую" женщину, но только такая, имхо, может связаться с мужчиной, у которого в голове рас-планов громадьё. Для её планов в его голове нет места, так у неё особых далеко идущих собственных планов и не имеется.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так получается, у него был шанс быть с Дейзи? Просто не хватило внимания к ее чувствам? Тогда получается муж простив, как раз дал ей то внимание к ее чувствам, которого ей не хватало :-/


Для Дейзи похоже очень важна любовь. Мне поэтому вот эта экранизация больше нравится, тут у актрисы всегда какие-то слегка печальные глаза.

0
Автор поста оценил этот комментарий

по книге не совсем так, Дейзи бросила ГГ в юности, если я правильно помню

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно
1
Автор поста оценил этот комментарий

Comeback impossible, камбэк невозможен. Прошлого не вернуть, Фицджеральд прямо об этом говорит.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, а если бы он связался с женщиной своего склада? Шизоидно-паранойяльной, комбэк бы получился? :-/ Она же тоже бы "не помнила истории".

0
Автор поста оценил этот комментарий

и играет на этом вечном желании андуинга и перепроживания

имхо

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я по фильму этого вот не поняла ))) Все смотрю, поняли, одна я считала что там дальше поцелуев не зашло )

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

я считаю, в фильме с Лео - у них не было секса

в книге, в моих воспоминаниях, намек на секс до брака с Томом и отсутствие секса при новой встрече

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Пересмотрела. На 1:16 есть пара кадров с доказательствами. В фильме, получается, она изменяла.

0
Автор поста оценил этот комментарий

тогда "потерянное поколение" предполагает и такую трактовку - "все потеряли(сь)"

3
Автор поста оценил этот комментарий

Потом Дейзи выходит за пределы респектабельной жизни замужней женщины и изменяет мужу с полууголовником Гэтсби.


Потом Дейзи выходит за пределы подчинения мужскому миру (играть по правилам родителей о том, за кого надо выходить замуж, играть по правилам мужа в постылом браке, играть по правилам куклы-марионетки в отношениях с кукловодом-Гэтсби) и отстаивает себя, свои чувства. Говорит правду о том, что любила больше, чем один раз за свою жизнь. В мужском мире это подрыв основ.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

поэтому, наверное, роман был сухо принят современниками

но дождался своего часа в пятидесятые, когда по пути Дейзи пошли многие женщины,  в разных соцслоях

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, тоже так думаю.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Фицджеральд к Дейзи крайне предвзят, на мой вкус. Потому и иллюстрации к эссе - больше про Дейзи, чем про Гэтсби.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Мужчина же )))

0
Автор поста оценил этот комментарий

Том Бьюкенен простил ей измену - тоже вот удивительно для меня. Мне казалось, что люди его склада на это не способны в принципе. Сгрызут потом же за свою слабость (если сразу не ушли).

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Она же человек его круга, там такая многослойность, столько связей всех со всеми... А Гэтсби один, у него никаких связей, никакой истории, и похороны это подчеркивают. Свои не всегда правы, но они всегда свои, поэтому Том и простил Дэйзи, даже не потому что она его жена, а потому что она его вида, его породы.

0
Автор поста оценил этот комментарий

мы не видим, как они живут дальше


сгрызть то можно разными способами

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да... тут вы правы...

0
Автор поста оценил этот комментарий
Ага. И фицджеральд сюда же
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потом сцена, когда Том конфронтирует его с тем, что тот ведёт двойную жизнь. Том тоже ведёт двойную жизнь, у него адюльтер, но это не наказуемо уголовно в штате Нью-Йорк (в других штатах в то время да, тут надо фактографию знать, я не владею, просто предполагаю).


Джей Гэтсби срывается в ярость. Сыграно великолепно, актёрское воплощение превосходное, убедителен, верим, драматургия выстроена так, что всё происходящее воспринимается как единственно возможное. Но. Для людей, чей анамнез отягощён соответствующим образованием, - и был пост про экстренную психологическую помощь, в 2-х частях


http://pikabu.ru/story/chto_delayut_psikhologi_okazyivaya_ye...

http://pikabu.ru/story/chto_delayut_psikhologi_okazyivaya_ye...


очевидно, что должно быть превращение реакции. А у Фицджеральда (и соответственно, у персонажа его романа - Гэтсби) агрессия не превращается ни в ступор, ни в истерику, ни в психомоторное возбуждение, ни в слёзы. Так не бывает.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку