545

Почему французская орфография такая странная-2: beaucoup

Под прошлым постом о французской орфографии появился вот такой комментарий:

Почему французская орфография такая странная-2: beaucoup Занудная лингвистика, Лингвистика, Французский язык, Этимология, Длиннопост

Действительно, слово боку «много», знакомое всем по песне из «Трёх мушкетёров», пишется по-французски в восемь букв. Давайте разберёмся, как так получилось.


Начну с того, что beaucoup хоть и пишется слитно, по происхождению это два слова – beau /бо/ «красивый» и coup /ку/ «удар». В латыни, предке французского, формы этих слов звучали как bellus и colaphus. Далее я сначала разберу, как из bellus colaphus получилось beaucoup фонетически, а затем особенности семантики: переход от «красивый удар» к «много» несколько нетривиален.


1.1. Латинское слово bellus «милый, приятный, прелестный» читателю хорошо знакомо. Оно просматривается в словах белладонна (< ит. bella donna «красавица»), беллетрист (< фр. belles-lettres «художественная литература»), бельэтаж (< фр. bel étage). Итальянское слово bellissimo – это превосходная степень от bello «красивый, прекрасный».

Почему французская орфография такая странная-2: beaucoup Занудная лингвистика, Лингвистика, Французский язык, Этимология, Длиннопост

В Галлии в VIII веке отвалились почти все заударные гласные, в результате чего bellus стало звучать как bels. В XI веке l перед согласным даёт u. Аналогичное изменение произошло, например, в белорусском, где мы находим формы воўк «волк», доўг «долг», маўчаць «молчать». Затем во французском e перед u дифтонгизируется, переходит в ea (bels > beus > beaus). Что важно, графика следовала за фонетикой: писали beaus и произносили бэаўс.


На следующем этапе (XIV век) во французском окончательно утратилось склонение, и остаётся только форма косвенного падежа beau. Потом au переходит в закрытое o: /бэаў/ > /бэо/. Наконец, устраняется зияние, то есть последовательность двух гласных: /бэо/ > /бо/. Однако теперь орфография перестаёт отражать произношение, и мы приходим к ситуации, когда пишется beau, а произносится /бо/.


Аналогичную историю последовательность ell пережила и в других случаях:

Почему французская орфография такая странная-2: beaucoup Занудная лингвистика, Лингвистика, Французский язык, Этимология, Длиннопост

Нужно сказать, что beau – форма мужского рода. В женском не было условий для перехода l > u, и латинское bella изменилось минимально, дав belle /бэль/. То есть «красивая женщина» будет belle femme /бэль фам/. Кроме того, поскольку l > u перед согласным, то в ситуации, когда старофранцузское bel находилось перед гласным, оно не изменялось. Это распределение сохранилось до сих пор: beau jour /бо жур/ «прекрасный день», но bel homme /бэль ом/ «красавец».


1.2. Теперь перейдём к coup «удар». Его история начинается в греческом, где было слово κόλαφος /кóлапˣос/ «удар кулаком». Оно было заимствовано в латынь как colaphus в том же значении. При этом большинство римлян, конечно, не умело произносить греческие придыхательные согласные, и в их устах colaphus звучало как /кóлапус/.


Довольно рано в народной латыни краткие безударные гласные в определённых условиях стали выпадать. Это произошло и с colap(h)us, которое стало произноситься как colpus /кóлпус/.

Почему французская орфография такая странная-2: beaucoup Занудная лингвистика, Лингвистика, Французский язык, Этимология, Длиннопост

Следующим этапом, как и в случае bellus, стало выпадение заударных гласных, которое было одним из факторов уменьшения количества падежей: на месте шести латинских мы находим всего два старофранцузских: именительный и косвенный.

Почему французская орфография такая странная-2: beaucoup Занудная лингвистика, Лингвистика, Французский язык, Этимология, Длиннопост

После того как в форме colpus выпал -u-, появилось сложное для произнесение стечение согласных lps. Проблема была устранена выкидыванием -p- (который, однако, сохранился в форме косвенного падежа. Далее произошёл всё тот же переход l > u перед согласным, и на месте cols / colp возникли формы cous /коўс/ и coup /коўп/.


После утраты склонения выжила только форма косвенного падежа coup /коўп/. Монофтонгизация дифтонгов приводит к тому, что на месте оў начинает произноситься просто у. Аналогична история слов collum «шея» > фр. cou /ку/ и mollis «мягкий» > фр. mou /му/.


Завершающим аккордом стало произошедшее в XV-XVI веках отпадение ряд конечных согласных, включая -p. Аналогично: drap /дра/ «сукно», trop /тро/ «слишком», sirop /сиро/ «сироп».


Правда, стоит упомянуть о такой штуке, как связывание (liaison). Связывание – это когда в некоторых словах конечные согласные перестали произноситься в положении перед паузой или согласным следующего слова, но сохранились в положении перед гласным. Например: vous donnez /ву доне/ «вы даёте», но vous avez /вуз аве/ «вы имеете». Аналогично устроены русское о / об или английское a / an. Слово beaucoup в высоком стиле или в поэзии сохраняет -p перед гласным: j'ai beaucoup aimé /же бокуп эме/ «мне очень понравилось…». Но связывание – это всё же не та причина, по которой французы пишут -p в beaucoup. Так, пишется il va /иль ва/ «он идёт», хотя в связывании вполне себе появляется -t: va-t-il /ват иль/ «идёт ли он».


Кстати, от coup образован глагол couper /купе/ «резать, рубить», а от него такие слова как coupé /купе/, coupon /купõ/ и coupure /купюр/.


Поместим историю фонетики beaucoup в таблицу:

Почему французская орфография такая странная-2: beaucoup Занудная лингвистика, Лингвистика, Французский язык, Этимология, Длиннопост

Теперь разберёмся, насколько обоснованно современное написание beaucoup:


- b – тут всё понятно;

- e – написание чисто историческое, отражает старое произношение;

- au – диграф имеет некоторый смысл, поскольку обозначает, что о здесь закрытое (во французском два вида о);

- c – без вопросов;

- ou – диграф полностью на своём месте, показывая, что здесь звучит /у/, а не /ӱ/, ср. tu /тю/ «ты» и tout /ту/ «всё»;

- p – написание скорее историческое, хотя имеет некоторый смысл в рамках связывания.


Резюмирую: написание beaucoup, конечно, традиционное и отражает не современное произношение, а века так XI, однако, если разобраться, всё не столь уж сложно и бессмысленно.


Кстати, если вы удивлялись, почему по-английски так странно пишут beauty (< фр. beauté /боте/) или coup d'état, теперь вы знаете ответ: англичане просто сохранили особенности французской орфографии.


2. Перейдём к семантике. Как из «красивый удар» вышло «много»?


Начну с того, что beau – это не только «красивый», но и «превосходный, отличный, хороший». Кроме того, это прилагательное служит как своего рода интенсификатор. Например, bel âge /бэль аж/ – это «солидный возраст», beau monde /бо мõд/ – «высший свет» (отсюда русское бомонд), beau-fils /бо фис/ – «пасынок» или «зять» (при fils «сын»), а belle-mère /бэль мэр/ – «мачеха», «тёща» или «свекровь» (при mère «мать»).


Именно как интенсификатор beau служит в beaucoup. То есть, это скорее не «красивый удар», а «отличный удар». Подтверждает это тот факт, что beau coup выиграло в конкурентной борьбе у аналогично выстроенных словосочетаний bon coup «хороший удар» и grant coup «большой удар», которые встречаются в старофранцузских памятниках.


Теперь присмотримся к coup. Его семантика тоже далеко ушла от латинской. В современном французском помимо «удара» это ещё и «выстрел; глоток; поступок, дело; раз» (кстати, русское раз тоже первоначально обозначало «удар» и родственно глаголу разить). Таким образом, во французском у coup появляется целый ряд новых значений. С другой стороны в сочетании с beau происходит процесс десемантизации: beau и coup перестают восприниматься как словосочетание и срастаются в одно слово, значение которого уходит от конкретного в сторону обозначения абстрактной интенсивности, то есть просто «много» (подробнее в статье Marchello-Nizia Ch. Les grammaticalisations ont-elles une cause? Le cas de beaucoup, moult et très en moyen français // L'information grammaticale, 2000, t. 87, pp. 3-9).


Случай beaucoup не уникален. О. Дойчманн описал большое количество случаев перехода от лексики «битья» к обозначениям вроде «много» во французском и его диалектах (Deutschmann O. L'emploi de noms d'action désignant d'abord une «volée de coups» pour signifier «beaucoup» en territoire gallo-roman // Revue de linguistique romane. 1937, t. 13, pp. 83-125). Например, taper /тапе/ «хлопать, стучать, ударять» > tapée /тапе/ «куча, масса» или tripoter /трипоте/ «теребить, мять» > tripotée /трипоте/ «град ударов; куча, множество».


Происходит это и с другой лексикой. Например, в русском и белорусском есть слово шмат «кусок», заимствованное из польского szmat. В белорусском дрейф значения завёл это слово настолько далеко, что это одно из основных слов для «много», например, можно сказать шмат людзей. Ещё одно – багата, и в словосочетании багата людзей ни о каком богатстве речь не идёт, это просто значит «много людей». В сербохорватских диалектах «много» могут обозначать слова чуда, благо, сила. Эти случаи объединяет то, что первоначально они обозначали нечто значительное («большой кусок», «благо»), а затем они утратили конкретное значение в пользу абстрактной интенсивности. Такое явление называют семантическим выцветанием (semantic bleaching).


Такова вкратце история слова beaucoup. Надеюсь, она помогла вам лучше понять, почему французская орфография такая странная.

Наука | Научпоп

9.1K постов82.4K подписчика

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


- Посты-ответы также должны самостоятельно (без привязки к оригинальному посту) удовлетворять всем вышеперечисленным условиям.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
70
Автор поста оценил этот комментарий

@Moderator9000


Я прослоупочил твой пост о том, как нам обустроить Пикабу (Об авторах, ссылках и всех недовольных на Пикабу. Часть 1), и сейчас писать там в комментариях бессмысленно, уже никто не увидит. Поэтому напишу тут, заодно мои читатели что-то добавят.


1. Уход авторов совершенно неизбежен. Администрация сайта не в силах его предотвратить, может только замедлить, а также создать условия, когда на смену старым авторам будут приходить новые. Причины у всех авторов разные. Кто-то раскрутит тут свой канал на Ютьюбе / в Телеграме / паблик в ВК и полностью уйдёт туда, потому что там можно зарабатывать (думаю, система донатов тут поможет только отчасти, поскольку Ютьюб всегда будет позволять получать больше, чем Пикабу). Кому-то просто станет тесно, когда он упрётся в потолок количества подписчиков для своей тематики. А кому-то банально надоест писать тут, и я думаю, что это одна из важнейших причин. Автор приходит на новую для себя площадку, ему всё в новинку и интересно, он приносит сюда что-то, написанное уже раньше, что-то рождается уже здесь в качестве ответа на комментарии, появляются какие-то новые темы. Но рано или поздно это приедается, и со временем удовольствие от публикаций на сайте начинает сходить на нет, и на первый план выходят минусы. Тогда автор пробует себя на другой площадке, и всё повторяется заново.


Да, и есть такой момент, что и авторы приедаются читателям. Автор начинает постить на новую тему, которой не было на сайте, поначалу его активно плюсуют, он ободряется, начинает писать с ещё большим запалом, но посты надоедают, набирают намного меньше плюсиков, автор впадает в уныние и писать перестаёт.


2. Мне нравится, что администрация сайта ставит перед собой задачу мотивировать авторов. И меня есть пара мыслей, как это можно сделать. В 2018 году проводился конкурс авторов, и по-моему, это была отличная идея. Подобный конкурс можно сделать ежегодным, и это будет превосходной мотивацией для автора, и само участие в нём добавит ему читателей и подписчиков. С другой стороны, если я правильно помню, голосовали за авторов. Думаю, это немного неправильно, поскольку тот автор, который известен шире, у которого больше подписчиков, получает преимущество перед начинающими. На мой взгляд, интереснее было бы голосование за посты в рамках тематических категорий.


Когда я пишу об этом, в голове держу конкурс «Статьи года» в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Статьи_года). Нечто подобное можно было бы организовать и на Пикабу: определить состав категорий, отобрать посты, провести голосование. Победившие посты получают ачивку и/или вешаются на неделю в рекомендациях сбоку. Я уверен, что для многих авторов участие в подобном конкурсе было бы серьёзной мотивацией.


3. Я вспомнил, как @L4rever делал посты об интересных пикабушниках (Интересные пикабушники и сколько у них подписчиков: третья (лучшая) часть). Думаю, эту идею можно раскрутить. Например, сделать подборку циклов интересных постов, разбить тематически и поместить в какой-нибудь заметный уголок сайта. Это позволит тем, кто жалуется на негатив, открыть для себя новых авторов или новые темы, а авторам получить новых читателей. Если я правильно понимаю, то нечто подобное упоминалось в твоём посте как «библиотека пользователей по теме», верно?


В обоих случаях совершенно необязательно создаётся нагрузка на администрацию. Я думаю, что найдутся пикабушники, готовые участвовать в отборе постов для конкурса или составлении подборок на общественных началах. Во всяком случае, поначалу, пока это будет в новинку.


4. Можно сделать еженедельную или ежемесячную подборку постов. Помню, одно время выходили подборки лучших постов за месяц, если я не ошибаюсь. Однако такие посты и так почти все видели. Интереснее были бы подборки постов, которые по разным причинам не взлетели, но, например, модераторам, которые видят в разы больше постов, чем средний пикабушник, чем-то показались заслуживающими внимания.


5. Плюсую идею альбомов постов в профиле автора. Мне самому, чтобы быстро ориентироваться в своих постах пришлось создавать отдельный вордовский файл с каталогом ссылок, разбитых тематически. А новый читатель, зайдя в мой профиль, вообще не разберётся в этой каше. Сам сайт даёт ему слишком мало возможности категоризации.


У меня была идеи плашки в профиле, в которой можно было бы делать списки с тематической разбивкой (вроде такой: #comment_170760049), и я даже обсуждал это в прошлом году с админом (#comment_156725509). Но, наверное, это можно реализовать значительно удобнее. Думаю, можно было бы провести опрос, там подкинули бы интересных идей.


6. Теперь расскажу немного о своём личном авторском опыте на Пикабу. Несколько лет назад я с большим удовольствием стал наблюдать бум отечественного научпопа, который продолжается и по сей день. В то же время мне как-то стало обидно за лингвистику: по ней научпопа как раз было очень мало, и общий уровень познаний людей в этой сфере удручал (и удручает). Однажды я фоном слушал ролик Антропогенеза, пока занимался рутинной обработкой материала для статьи.


Этим роликом была прямая линия с пользователями Пикабу. Я заинтересовался ресурсом, стал читать без регистрации, параллельно прикидывая плюсы и минусы ресурса. Потом наткнулся на очередной заплюсованный пост с народной этимологией и не выдержал. Зарегистрировался и написал опровержение (Интересный факт, услышанный на лекции в медицинском: опровержение), которое встретили очень хорошо. Это меня серьёзно воодушевило, и я через пару дней сделал ещё один пост об этимологии, рейтинг которого остановился где-то в районе +4. Стал думать, что я делаю не так, попробовал сменить тему. Через некоторое время выложил ещё несколько постов на этимологическую тематику, но более или менее зашёл только пост с опровержением очередной выдумки. Разумеется, меня это демотивировало, поскольку я решил, что либо я плохо пишу (что в значительной мере правда), либо аудитории сайта лингвистический научпоп неинтересен.


Несколько месяцев не писал ничего, потом выложил пост, который зашёл очень хорошо, причём неожиданно для меня: я дописал его 22 февраля и выложил на следующий день, даже не подумав, что количество посетителей сайта серьёзно увеличивается в праздник. Появились подписчики, и я обрадовался, что аудитория всё-таки есть, и теперь-то посты точно не будут оставаться незамеченными. Однако следующие несколько постов особого успеха не имели, и я вынес для себя урок, что 100 подписчиков не гарантируют выхода в горячее (и, видимо, даже того, что пост 100 раз прочитают).


Потом благодаря подробному ответу на глумление задорновцев в очередном незашедшем посте удалось набрать критическую массу читателей, и посты стали стабильно попадать в горячее и набирать комментарии. Более того, многие прошлись по прошлым постам и от души их проплюсовали. И из этого следует важный вывод: аудитория для моего контента на сайте была, просто она не подозревала о моём существовании. А мне как автору понадобился «скандальная» тема, чтобы они о моих постах узнали.


На мой взгляд, это говорит о том, что Пикабу нужно научиться лучше сводить автора и читателя. Действующая система подписок, сообществ и тегов хороша, но, думаю, может быть улучшена. В комментариях писали об умной ленте, и, действительно, это может быть выходом (при условии, конечно, что умную ленту предварительно протестируют на маленькой группе и соберут отзывы для допиливания). Однако администрация может сделать ещё кое-что: банально лучше объяснить пикабушникам, как пользоваться подписками на авторов и на теги, игнором и так далее. Вроде бы, планируется возврат «Моей ленты» и это не может не радовать. Было бы здорово, если бы при этом появились обучающие посты, рассказывающие, как грамотно выстраивать «Мою ленту», чтобы она не становилась нечитаемой с одной стороны, и чтобы в неё попадали интересные новые авторы с другой. Конечно, для кого-то это информация будет не нова, но кому-то, я уверен, очень пригодится.


Прошу прощения за многословие!

раскрыть ветку (9)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте.

Большое вам спасибо за большой и развернутый комментарий.


Больше всего меня радует, что мысли авторов по большей части совпадают с моим видением проблем и способами их решения. Я пока не могу обещать или говорить о том, что мы будем делать, а что не будем, или в каком направлении мы будем двигаться, т.к. в настоящий момент это моя частная инициатива, но теперь я знаю, что могу рассчитывать на поддержку таких пользователей, как вы.


Спасибо.

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, что стараетесь изменить Пикабу к лучшему.


P.S. Мы вроде на ты были (#comment_168984418)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да меня клинит с "ты" на "вы" периодически, не обращай внимание)

9
Автор поста оценил этот комментарий

Благодаря этому комментарию мне захотелось рассказать про валлийский язык, больше, чем в одном из моих постов. (=
Я вообще не знал про эту проблему, и я мягко говоря удивлён. Полностью поддерживаю ваш комментарий во всех его аспектах, только авторы бывают разные. Речь должна идти не только о писателях, но и о рукодельниках, художниках, музыкантах, фотографах и  так далее.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Так я говорю не только о текстовых постах. Например, если организовывать конкурс "Пост года", то совершенно очевидно, что должны быть отдельные номинации для рукодельников, фотографов и т.д. Но скажу также, что фотографиям и рисункам в каком-то смысле проще пробиваться в "горячее" и "лучшее", чем длиннопостам: у читателя меньше времени занимает оценка того, достоин ли такой пост его внимания и плюса.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот у музыкантов похожие проблемы. Фото или арт глянул, оценил и перелистнул дальше, а музыку надо слушать, и длиннопост читать.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, согласен. Или длинные видео. У какого-нибудь научпоп-видео длиной в час шансы выйти в горячее весьма невелики, если, конечно, автор уже не имеет большого количества подписчиков.

Автор поста оценил этот комментарий

Единственный вариант мотивации, который вижу я - это деньги. И не разрешени оставить кошелек, а реальный гонорар.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ты серьёзно? Да, конечно деньги - это элементарный ресурс, позволяющий жить, а не выживать. Но всё же, если всё будет в конечном счёте сводиться к деньгам, то "качество" будет либо падать, либо стоять на месте, мол а нах стараться, если деньги все плодют? Вот если можно, естественно с согласия @moderator, админов  т.д. оставлять ссылки, на которых человек добровольно копеечкой может подержать, это другое дело. Хотя мир не без ███████, которые только и будут флудить, но всё же как тогда быть?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку