Племянник лейтенанта Шмидта

Часть 2. Политэмигрант Иван Бешов.

Два журналиста утверждали, что успели взять интервью у легендарного последнего потемкинца Ивана Бешова буквально в последние минуты его жизни. Первым был сицилиец из итальянского новостного агентства ANSA, Энцо Фаринелла. Вторым претендентом был забытый журналист газеты An Phoblacht, издававшейся ирландской политической партией Шинн Фейн.

Бешов поведал журналистам о тяжёлой доле русских крестьян в царской России. О том, что сам он родился в местечке около Одессы и с нежного возраста чувствовал социальную несправедливость. В 1902 году, 20 лет отроду, Ваня пошёл служить на флот. И вскоре дослужился по унтера. Но потом, за революционную деятельность, он был разжалован и переведен в арестантские роты. После которых его определили кочегаром на броненосец "Потемкин". Где Иван и восстал вместе со всей остальной командой в тот роковой для истории день. Не клеилось только то, что экипаж "Потемкина" тех событий он указал в 155 человек. Это списали на возраст или то, что он дальше кочегарки ничего и не видел на корабле. Однако, со слов Бешова, его близким другом был матрос Varukinciuk (очевидно, унтер Вакуленчук), которого убил "этот злой поляк" (очевидно, старпом Гиляровский). Упомянул он и руководителя восстания Матюшенко, - эту каноническую историю восстания сейчас можно прочитать в Википедии.

Но дальнейшая история Бешова поразила итальянского журналиста так, что он начал с интервалом в несколько секунд повторять "sei una bomba!"

Иван поведал, что из Румынии он на немецком пароходе, спрятавшись в трюме с углём, прокрался в Турцию. А оттуда первым же рейсом рванул в Лондон, надеясь пробраться к сестре, по какой-то беженской программе уже перебравшейся из Одессы в США.

Спустившись с трапа в Лондонском порту в 1913 году, Бешов встретил двух мужчин бомжеватого вида. Когда он с ними заговорил, то это оказались русские политэмигранты. Да не какие-то там, а сам Владимир Ильич Ленин с Троцким. Кобу они, очевидно, послали за закуской, но его, как известно, только за смертью посылать. Поэтому решили Кобу не ждать и открыть митинг на троих вместе с революционным матросом Иваном. После очередного "на сдорофье" легендарные партийцы решили, что пора отправить Бешова на соседний остров, Ирландию, открывать первичную дублинскую партячейку.

По прибытию в Дублин оказалось, что наступил 1914 год и началась первая мировая война. Поэтому английские колониальные власти упрятали Бешова за решетку как немецкого шпиона. Но вскоре осознали свою ошибку и выпустили его. Однако сам Бешов им этого не простил и принял активное участие в борьбе за независимость Ирландии. Причем участвовал в самом ее ключевом моменте, - Пасхальном восстании 1916 года. Что где-то аналогично "Потемкину" в контексте русской революции.

И так, и во второй части истории Ивана Бешова мы упираемся в очередного персонажа Ильфа и Петрова, - Васисуалия Лоханкина с его ролью в русской революции. Только здесь у нас "Иван Бешов и его роль в борьбе за независимость Ирландии". И таких "ролей" у Ивана было не меньше, чем у Васисуалия Лоханкина.

При всем скептицизме к историям Бешова, надо отметить, что они основывались на реальных событиях. В том же Пасхальном восстании в Дублине действительно участвовали несколько иностранцев. И один из них, согласно истории, был моряком. Правда, португальским моряком.

Единственное, в чем прокалывался Иван Бешов, так это в хронологии событий. Он как будто жил в фильме из сплошных флэшбэков и флэшфорвадов, говоря языком киношников. Как в фильмах Тарантино.

<<< Часть 1. Броненосец "Князь Потемкин-Таврический"

Часть 3. Русские нефтепродукты. >>>

--- Из архива Федора Савичева, продолжение следует