Письмо V. О жертвах пропаганды

У юноши с критическим мышлением,
Как правило, священный уголок
Имеется с научным изречением
Заместо лжи религиозных строк.

На сей раз хочу начать с расхожей цитаты уважаемого Марка Твена: «Если вы не читаете газет — вы не информированы. Если вы читаете газеты — вы дезинформированы». Великие слова вроде бы, весьма актуальные в наше неспокойное время, не так ли? Однако мне они видятся ещё большим заблуждением, ещё большим обманом, нежели упомянутые газеты. «Почему же?» — спросишь ты и, может быть, даже возмутишься моим пренебрежением к почитаемому изречению. А я отвечу: потому, мой друг, что газеты, телевидение и прочие средства массовой информации никогда не стремились казаться чем-то благостным. Их лживая суть ясна любому мало-мальски думающему человеку, ибо лежит на поверхности, в отличие от сути обсуждаемой фразы. Такого рода сентенции да максимы всегда прикидываются непререкаемой истиной, прячутся под её личиной, дабы затем распространиться, подобно хитроумному вирусу, и поразить наибольшее количество голов.


Посуди сам. В первой части цитаты имеет место грубая логическая ошибка. Если вы не читаете газет, значит, вы не информированы — так заявляет автор. Следовательно, он утверждает, что этот «вы» существует вне общества и не подвержен влиянию оного, верно? Либо в окружении этого «вы» вообще никто не читает газет?


Мы живём в социуме, где постоянно что-то происходит. Мы улавливаем обрывки разговоров, сами контактируем со знакомыми и незнакомцами. Каждый день — повторюсь, каждый! — нам приходится погружаться в океан разномастных мнений, взглядов и убеждений, каковые, хотим мы того или нет, влияют на нас самым серьёзнейшим образом. Ты не стал листать утреннюю сводку? Отказался от телевизора? Не посмотрел новый выпуск очередного «честного» блогера? Замечательно, но тем самым ты лишь отсрочил миг обрушения на твою голову информационной волны. В личной беседе или молчаливом репосте, во время совместной прогулки или обеда кто-нибудь обязательно поделится с тобой основными новостями. Только эти сведения, в отличие от «газетных», будут неприлично искажены чужим восприятием. Непрофессиональным и бессознательным, прошу заметить. Отсюда вытекает единственный нелицеприятный вывод: если вы не читаете газет, то вас дезинформирует обыватель, их читающий. Не один, так другой. Повод ли это для гордости?


К сожалению, ни у кого из нас, живущих в эпоху информационного прессинга, нет никакой возможности избежать обмана. Ключевое подчеркну: мы не можем не подвергаться обману и, как следствие, не можем не быть обманутыми. Всякий индивид, являясь частью общественного организма, рано или поздно поверит одному из источников, примет одну из правд и изберёт одного из участников конфликта в качестве союзника. Как я уже ранее писал тебе, мой друг, над баррикадами вечно парить не получится, ибо тогда в тебя начнут стрелять с обеих сторон.


В снобистской позиции неучастия, отрицания и неприятия кроется великая опасность. Люди, впитывая тезисы вроде марк-твеновского, мнят себя представителями интеллектуального меньшинства, живущего по законам критического мышления. А на практике они лишь примыкают к сонму ревностных слепцов, чей разум сформирован противоречивыми нигилистическими аксиомами и преисполнен верой в неоднозначные авторитеты. Таких, к слову, сдвинуть с места или переубедить в чём-либо куда сложнее. Поэтому растиражированное сегодня оскорбление «жертва пропаганды» зачастую характеризует не того, в чей адрес оно направлено, а того, с чьего языка оно сорвалось.


Дабы лишний раз подчеркнуть важность всего вышеизложенного для человека, следующего дорогой мудрости, а не фанатизма; усложнения, а не упрощения, — вернусь к началу моего письма. Возможно, я расстрою тебя или заставлю горько рассмеяться, однако цитата, послужившая стержнем сего наставления, в действительности лишь приписывается Марку Твену, тогда как доказательств его авторства до сих пор не найдено.


Все мы — глупцы, мой друг. Все мы — жертвы обмана и пропаганды. Главный вопрос: какой именно пропаганды? Пропаганды ради чего?