Пионер Сыроежкин и робот Электроник с "вилочкой" в левом боку
Популярность всегда - лотерея, где выигрыш обычно не зарабатывается, а выпадает.
Поэтому справедливости в вопросах славы нет, и быть и не может.
Очень многие не просто хорошие, а великолепные советские детские писатели - вроде Льва Давыдычева или Юрия Коваля - добились известности, но не стали знаменитыми. А кое-кто, вроде воронежца Юрия Третьякова, даже и до "известного" не дотянул.
Есть, разумеется, и обратные примеры, когда обычные, добротные, но мало чем примечательные книги становились культовыми.
И наш сегодняшний герой - именно из таких. Знакомьтесь - Евгений Велтистов, создатель Электроника и Сыроежкина.
О своем писательстве этот сказочник говорил так: «Я заходу к себе в кабинет, сажусь за свой стол, беру ручку, чистый лист бумаги и словно проваливаюсь в свой собственный мир, немного отдыхая от хлопот и забот реального».
Скорее всего, имелся в виду большой служебный кабинет с ковровой дорожкой, коммутатором, перекинутым на секретаршу в приемной и несколькими телефонными аппаратами на столе, причем один, так называемая "вертушка" - с гербом СССР на наборном диске.
Когда я в одной из предыдущих глав назвал автора "Королевства кривых зеркал" Виталия Губарева "номенклатурщиком", я, похоже, поторопился. Губарев был всего лишь успешным высокопоставленным журналистом.
А вот Евгений Велтистов был настоящим чиновником, из власти предержащих, причем чиновником на высокой должности.
На пике карьеры он занимал должность заведующего отделом Центрального Комитета КПСС и курировал Центральное телевидение СССР.
Причем это не мешало ему быть неплохим сказочником.
Кстати, среди высокопоставленных партийных работников талантливые писатели вовсе не были такой уж редкостью.
Нет, я не про автора знаменитой трилогии "Малая земля" - "Целина" - "Возрождение".
Я про настоящих писателей. К примеру, Георгий Хосроевич Шахназаров, отец известного кинорежиссера Карена Шахназарова, летал еще выше Велтистова - он был помощником по международным делам Генерального секретаря ЦК КПСС (а позже - советником Президента СССР).
И одновременно с этим - весьма даровитым писателем-фантастом, издававшимся под псевдонимом Георгий Шах. Его чудесный рассказ "И деревья, как всадники..." я в деталях помню до сих пор, спустя много десятилетий.
Впрочем, с Виталием Губаревым Евгения Велтистова роднила не только принадлежность к элите, но и профессия.
Его дед сделал завидную карьеру в полиции Российской империи - из обычного околоточного надзирателя Московской городской полиции дослужился до надворного советника. Двое дядей погибли в Гражданскую, сражаясь в Белой армии. Отец - военный инженер - встал на сторону красных и единственный из семьи выжил.
Юный гражданин Страны Советов Женя Велтистов пошел в школу в 1942 году и в детстве мечтал стать продавцом книг - чтобы все прочесть.
Но в итоге закончил журфак МГУ и после его окончания в 1956 году работал в газете «Пионерская правда» и в журнале «Огонек».
В 1960-м у 26-летнего репортера вышла первая книжка "Приключения на дне моря" - о молодом журналисте, приехавшим на строительство Братской ГЭС с тремя пионерами, которых звали Непейвода, Молекула и Пли.
А еще через четыре года, в 1964 году, к собственному 30-летию он выпустил свою главную книгу "Электроник - мальчик из чемодана", где впервые появились московский школьник Сергей Сыроежкин и неотличимый от него робот по имени Электроник, питающийся током из розетки.
Конечно же, в сознании абсолютного большинства людей эти два героя намертво привязаны к телевизионному фильму 1980 года - и совершенно зря.
Книга и фильм принадлежат к разным эпохам - достаточно вспомнить, что только через два года после выхода книги в семье будущего руководителя Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок Юрия Владимировича Торсуева появятся на свет близнецы Юра и Володя, будущие экранные Сыроежкин и Электроник.
Фильм Бромберга - это поздний Брежнев, олимпиада в Москве, кассетные магнитофоны и группа "Бони М".
А книга Велтистова - это Хрущев, полет Гагарина, "физики и лирики" и "нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме!".
Действие книги где-то там, при коммунизме, и происходит - в мире, где Москва застроена небоскребами с садами на крышах, где в квартирах - панели с кнопками, генерирующими запахи и плоские экраны телевизоров, где над домами снуют воздушные такси, пионер Сергей Сыроежкин учится в школе для юных кибернетиков, а профессор Громов звонит дежурному милиции с просьбой "срочно разыскать в городе мальчика тринадцати лет по имени Электроник" по видеотелефону.
И основной пафос книги - это пафос грядущего торжества науки с яблонями на Марсе. Это было такое время. Время, когда буквально через несколько лет после "бип-бип" спутника Гагарин сказал: "Поехали!". И люди искренне ждали, что завтра - на Луну, послезавтра - коммунизм, а дети полетят к звездам.
Несмотря на то, что по образованию Евгений Велтистов был чистой воды гуманитарий, он, как любой хороший журналист, умел копать информацию. И неплохо разбирался во всех "горячих" темах того времени - ядерная физика, космические исследования, кибернетика, электроника и робототехника.
В его книгах очень велика научно-популярная составляющая, сегодняшние родители даже считают, что математики и физики могло бы быть и поменьше. Так или иначе, но именно из книг этого гуманитария я еще школьником узнал значение слова "коллинеарность".
Шли годы. Евгений Велтистов сменил журналистскую карьеру на партийную, но прежних увлечений не забыл, как не забывал и удивительных людей, с которыми его сводила судьба - от Сергея Королева до Сергея Капицы.
Последний, кстати, назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – "сказкой, спроецированной в электронный век".
Партийная карьера Велтистова развивалась успешно, и далеко не все подчиненные этого огромного человека (два метра два сантиметра роста) в неизменных роговых очках и с репутацией скрытного, въедливого и весьма жесткого чиновника знали, что в свободное время он пишет сказки.
А он писал. Писал, не останавливаясь.
1967 год — фантастическая повесть «Глоток солнца», 1970 г. — повесть-сказка «Гум-Гам», 1971 г. — продолжение приключений Электроника, повесть-фантазия «Рэсси — неуловимый друг»,
В 1975 году выходит третья книга про Электроника «Победитель невозможного», в 1976 - повесть-сказка "Миллион и один день каникул"...
И все-таки...
И все-таки что-то менялось.
Нет, популяризации науки в книгах Евгения Велтистова меньше не становилось, ее становилось больше, в «Победителе невозможного» кроме науч-попа уже мало что есть.
Но вот эта устремленность в будущее, задор, убежденность и блеск в глазах...
Они как-то гасли.
Не только у Велтистова - у всех советских людей. Искреннее восхищение 60-х "До чего дошел прогресс!" сменялось пониманием, что не все так просто, и за любой прорыв придется чем-то платить.
И в этой связи интересна совсем детская повесть-сказка Евгения Велтистова "Гум-Гам", где обычный советский дошкольник Максим встретился с мальчиком с другой планеты по имени Гум-Гам.
На его планете любой может творить чудеса с помощью загадочного устройства АВТУК (Автоматический универсальный конструктор). Достаточно откусить кусочек лунада и любое желание исполнится. Главное - не задавать вопросов: «Почему?», «Зачем?» и «Как?».
И вскоре земные дети поняли, почему на родине Гум-Гама, в СТРАНЕ БЕЗ ПОЧЕМУ, люди такие скучные и неинтересные, а дети перестали расти. Оказалось, Гум-Гам уже много лет не взрослеет - незачем, все и так есть.
Это сейчас понятно, что детская сказка обернулась пророчеством, а тогда...
Тогда, в конце 1970-х Евгений Велтистов начал работать над сценарием многосерийного телевизионного фильма по мотивам собственных книг "Электроник - мальчик из чемодана" и "Рэсси - неуловимый друг".
И главным маркером меняющегося мира стало не то, что вошло в фильм "Приключения Электроника", а то, что в него не попало.
В киноверсии из книг Велтистова пропали две вещи.
Во-первых, из них убрали будущее - время действия было перенесено в настоящее.
Во-вторых, исчезла популяризация науки - ей на смену пришли приключения, гонки на мотоциклах, Ури - парень, который может все и главарь мафиози Стамп, озабоченный поисками кнопки.
Впрочем, фильм, ставший культурным феноменом, заслуживает отдельной главы.
________________________
Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame
Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history
Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741
Книжная лига
24.6K поста79.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.