Первый триумвират. Часть 7. Триумвират возвращается
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen)
Твое лицо, когда ты завоевал Египет, но вместо поздравлений тебя вызывают в суд: по возвращении в Рим на Габиния подадут в суд за нарушение пророчества Сивиллиной книги и отправят в ссылку.
Победы Цезаря в Галлии, так впечатлившие сенат, по иронии стали для него проблемой. Стало очевидно, что вскоре галльский вопрос перейдет в плоскость организации провинции, и тот, кто встанет у его руля, получит очень много политических очков. Оптиматы, естественно, не хотели, чтобы этим человеком был Цезарь, а потому начали обсуждать лишение его проконсульских полномочий.
Читайте также:
Ещё в январе 56 года в комициях некий народный трибун ровно с теми же доводами выдвинул проект закона об отзыве Цезаря. После его неудачи лидером движения за лишение Цезаря провинции стал внук покорителя Нарбоннской Галлии Луций Домиций Агенобарб, связанный браком с фамилией Порциев Катонов. Он намеревался стать консулом 55 года до н.э. и провести закон об окончании полномочий Гая Юлия, так как война в Галлии была уже, очевидно, выиграна.
В таких условиях Цезарь был вынужден отложить любые военные кампании и сосредоточиться на защите своего командования в Галлии. Именно в это же время конфликт из-за Египта обострился настолько, что к Цезарю на север поехал Красс, жаловаться на Помпея. Через некоторое время туда же засобирался и Помпей, так как фракционная борьба в сенате уже привела к параличу управления Республикой.
То есть у всех троих вновь возникли проблемы, которые можно было разрешить, перезаключив союз. Вместе с триумвирами в Лукку, где расположился Цезарь, отправились и многие сенаторы, в надежде добиться у сильных мира сего чего-нибудь для себя. Решение, предложенное Цезарем, было простым: Помпей и Красс должны снова стать консулами, для чего требовалось по максимуму отложить выборы, чтобы из Галлии успели прибыть ветераны для голосования. Оба консула, как они и хотели, получат свою войну: один в Испании, другой сможет из Сирии либо пойти в Египет, либо на Парфию, где как раз шла война между двумя претендентами. В обмен они защитят проконсульство Цезаря и продлят его. Таким образом каждый триумвир получал себе фронт для заработка славы и армию как страховку на случай непредвиденных событий в Риме.
При этом в Лукке происходило не только переоформление триумвирата, но и очередная глобальная смена союзов. Клодий и Клавдии вновь стали тактическими союзниками триумвиров. Вернувшись в Рим, “бешеный пёс” развернет кампанию по срыву выборов через постоянное провоцирование драк и нападений. При этом на одной стороне с ним действовал Цицерон. Бедняга мог стать в 60 году до н.э. равноправным членом триумвирата (точнее уже квадровирата), а теперь он отрабатывал услуги для Цезаря и Помпея, вложивших немалый политический капитал в его возвращение. Цицерон защищал в сенате войну в Галлии, продвигал необходимость сохранения командования Цезаря в ней и, в целом, поддерживал выдвижение Красса и Помпея в консулы. При этом сама вынужденность этого союза раздражала Марка Туллия, но и нарушить обещания он не мог, тем более, что триумвиры помогли карьере младшего брата Цицерона Квинта.
Вернувшийся в Рим Катон уже ничего изменить не смог. Клодий сумел-таки постоянно срывать выборы до конца года, когда в Рим во главе большого отряда ветеранов прибыл Публий Красс. После чего исход выборов был предрешен. Один из трибунов, хотевший наложить вето на голосование, чтобы первым оказаться на Форуме, решил переночевать в курии сената, где и был заперт до конца следующего дня. Еще одного трибуна и Агенобарба просто силой не пустили на Форум. В этот раз триумвиры даже не пытались скрывать методов обеспечения нужного им голосования.
В своих выступлениях Красс и Помпей будут постоянно ссылаться на их прошлое совместное консульство, когда они преодолели поразивший “сулланскую республику” кризис. И теперь эти двое должны были снова привести государство в порядок. Законы, необходимые триумвирам, были приняты при минимальном сопротивлении сената. Позиции их были настолько сильны, что они позволили выиграть на следующих выборах оптиматам, которые вместо попыток конструктива будут бессильно пытаться мешать, ничего не добившись по итогу.
При распределении провинций Крассу досталась Сирия, и он с энтузиазмом начал готовиться к походу против Египта. Однако всю малину ему попортил Габиний. К нему с очень большой взяткой явился царь Египта Птолемей и попросил, всё же, помочь вернуть трон, раз в Риме никак не могут решить его проблему. В этот же момент пришло и письмо от Помпея, в котором тот просил Габиния поскорее решить египетский вопрос, чтобы обеспечить поставки зерна, так необходимые Гнею для поддержания собственной репутации. В результате Габиний молниеносно ввел войска в Египет и оккупировал его.
Красс в начале повозмущался такому повороту событий, но потом решил, что оно того не стоит, и Парфия сулит ещё большие выгоды. Не дожидаясь окончания консульства он отправится в Сирию, чтобы поскорее начать войну.
Помпей же получил милую его сердцу Испанию, которая 25 лет назад стала для него трамплином в небеса. Хотя там ещё было с кем повоевать, Гней не собирался отправляться туда сам, решив переложить бремя управления провинциями на своих легатов, что было интересным новшеством. Официально причиной такого поведения была необходимость надзора за хлебными поставками, так как кризис снабжения всё ещё не был решен. Неофициально же, Помпей оставался в Риме как главный защитник интересов триумвиров, потому что ни Красс, ни Цезарь из своих провинций не могли оперативно и эффективно решать проблемы, которые, несомненно, возникнут из-за оптиматов.
Не имея права, как проконсул, находиться в Риме, он выедет на одну из своих вилл, откуда будет осуществлять надзор за всем происходящим. На какое-то время Помпей начнет жить идеальной жизнью, той, о которой всегда мечтал и к которой стремился: он самый влиятельный человек в Риме, его любит народ, к нему обращаются за решением проблем, от него зависят два других коллеги по триумвирату, а дома у него любимая и любящая его жена Юлия. Если ему наскучит политика, то он возьмет её, их будущего ребенка и махнет в Испанию. Вся его экстраординарная жизнь была нужна именно для этих моментов. Он был счастлив, наверное, так, как никогда раньше. Однако идиллия продлится всего полгода, после чего, жизнь Помпея и Республика окажутся в шторме, выходом из которого будет только новая гражданская война…
Продолжение следует...
Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте нас на других ресурсах:
Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши книг.
ВК ↩ –наша Родина.
Лига историков
18.4K постов54K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения