Перед Новым годом

29 декабря. Летаем плановую смену, закрываем год. В конце смены погода ухудшилась, Ту-16 и Ту-22м2 отправляют на запасной Хабаровск-гражданский. Ребята берут курс на Хабаровск, подлетают к нему, тут районный центр управления воздушным движением (РЦ) решает, что лучше военные борты отправить на военный аэродром, и перенацеливает экипажи на Хурбу (Комсомольск-на Амуре).

Но на Хурбе не готовы к приему, не включили светотехнику, а уже завечерело. Запас топлива в аэропланах не безграничен, командиры принимают решение садиться без прожекторов. Для Ту-16 это не проблема, любой боеготовый командир готов к посадке без прожекторов, а в Курсе боевой подготовки (КБП) Ту-22м2 такого упражнения нет, да и нос на посадке несколько мешает видеть землю даже днем.

Ту-16 производит нормальную посадку без светотехники. Следом Ту-22м2 заходит на посадку. В тот момент, как он после ближнего привода начинает моститься на неосвещенную полосу (ВПП), включается все светотехническое оборудование, развернутое по гражданской схеме. Ослепленный этим морем огней, экипаж садится в стороне от оси, на пробеге наматывает часть их фонариков на свои колеса. Все закончилось благополучно.

А у нас идет разбор полетов. Дивизия, проверив состав экипажей, "делает вывод" о том, что посадка без прожекторов произошла потому, что в Ту-16 сидел нештатный второй штурман - замполит полка. Экипаж от полетов отстранить. А 30 декабря, после 15.00, перелеты боевых самолетов запрещены.

В ночь на Хурбу вылетает Ан-26, в котором сидит новый экипаж Ту-16, ну и я в нем, конечно. Прилетели, пошли ночевать. В Комсомольске -35, холодно, спать невозможно. Пришлось выпить, чтобы уснуть.

30 декабря. Вылет на 12.00. Прошли доктора, получили условия на перелет, пошли на самолет. Запускаемся. Правый двигатель "не идет". Вот уже второй час не идет. Уже "бэкфайер" приземлился дома, а мы все двигатель запускаем. Не идет, замерз, собака. А уж как мы замерзли, печатными словами не передать. Стартех залез в этот двигатель, что-то там крутит внутри, кричит про "запуск". Запустили со стартехом внутри.

Запрашиваемся на взлет. Команда - выключиться, командиру и штурману на командно-диспетчерский пункт (КДП), изменились условия. Так как нет никакой уверенности в том, что двигатель еще раз запустится, решаем двигатели не выключать, "работающий" самолет оставляем на стартеха и правака, сами идем на КДП. Изменили эшелон полета на 300 метров, а по радио сказать нельзя, надо расписаться за новые условия. Материмся, расписываемся, делаем вид, что не слышим вопроса о том, почему гудит наш самолет, убегаем.

Через 50 минут мы дома.