Пение духовных роспевцев

Роспевцы, это важные произведения скопческих пророков, которые содержат в себе разные истины, относящиеся к учению, культу, быту и истории скопцов. По мнению самих сектантов, происхождение роспевцев нечеловеческое, и оно «уложено Святым Духом в уста пророков».

О глубоком уважении сектантов к роспевцам, соединенном даже с некоторым к ним благоговением, говорят даже те факты, что они хранят их секретно, не показывая их никому из мирских. Особенным благоговейным уважением пользуется у скопцов, так называемая «молитва Иисусова», начинающаяся словами: «Дай нам, Господи...». О ее происхождении и значении даже образовалось даже несколько легендарных сказаний. Так, по преданию рязанских хлыстов, эту молитву дал ангел божий начальнику одного рязанского корабля Сергею Игнатову, когда «он был на гумне». Сама по себе, эта молитва, имеет силу равную к низведению Святого Духа.

В литературном отношении роспевцы представляют собой рифмованные стихотворения, больше похожие на народные произведения. В большинстве их можно находить искусное соединение мысли и образа, излияние глубокого лирического чувства, доходящего по местам до восторженности, живописность образов и стройность картин.

Богослужебное употребление духовных роспевцев у хлыстов и скопцов весьма велико. Их пением начинается и заканчивается каждое богослужение. Основание для такого широкого употребления роспевцев во время богослужения хлысты и скопцы видят в словах 45го псалма, где заповедуется верным постоянно восклицать «Богу гласом радования». Помимо этого, ссылаются скопцы и на Апокалипсис Иоанна Богослова. В словах, где говорится о ста четырнадцати и о четырех тысячах девственниках, которые пели «песнь нову пред престолом».

Различаются роспевцы по времени, духовности, обстоятельствам их пения. Есть роспевцы, которые поются только при радениях. Причем, одним поются только на круговых радениях, другие на корабельных, и так далее. Есть свои роспевцы и освящение моленного дома, и на здравие именинника.

Каждому особому виду радений соответствует свой определенный напев. Так, например: быстрому радению, требуется бодрый напев; медленному радению – медленный. Характер исполнения роспевцев, тоже всегда разный. Иногда сектанты поют приятно слуху, иногда со всхлипыванием и с порывистым духом трели.

Сообразно тому, как в Православной Церкви существует несколько видом богослужений: вечерня, утреня, Литургия и т.д.; у скопцов также же несколько видов богослужений: простые беседы, обыкновенные радения, чрезвычайные радения, радения под двунадесятые и годовые праздники, чинопринятие в секту, обряд прощения, чин освящения моленного дома, чин посвящения в достоинство кормщика корабля, водосвятие. Остановимся подробнее на основных.

Читайте далее "Обыкновенное радение"