Пара слов об ошибках в альпинизме
Информация носит ознакомительный характер, рассчитана на новичков и не претендует на абсолютную точность. Буду рад, если меня поправят или дополнят, на вопросы постараюсь ответить в комментариях. В статье буду затронуты наиболее частые ошибки, совершаемые новичками во время тренировок. Разбор ошибок, как и их перечень будет достаточно субъективным и основан на личном опыте. Поскольку вопрос безопасности очень серьезный, приглашаю к обсуждению и дополнениям в комментариях. Поехали!
- не завязан узел на конце веревки.
Это вообще, наверное, самое частое, с чем приходится сталкиваться. Поясню для тех, кто не в теме - узел на конце веревки нужен, чтобы не пролететь всю веревку во время спуска по ней. Другими словами, спусковое устройство доедет до узла и на нем остановится. Тем не менее, это крайне опасная ситуация, попадание в которую может стоить жизни. Здесь есть один нюанс - при занятиях на скалодроме веревки используются заведомо больше, чем высота стенки, поэтому проехать всю веревку часто бывает невозможно. Отсутствие узла может войти в привычку и, когда человек окажется на большой высоте, где веревка уже не будет доставать до земли, то может по привычке не завязать узел и разбиться. Кроме этого, при спуске по двойной веревке, даже на невысоких стенках можно забыть выровнять веревку (сложить пополам, чтобы концы оказались одинаковой длины), не завязать узел и улететь. Собственно, здесь переходим к следующему пункту.
- не найдена середина веревки.
Иногда удобнее спускаться по одинарной веревке, иногда по двойной. Если спуск осуществляется по двойной веревке, то ее концы должны быть выровнены. Поясню, что имеется в виду: сначала ищется середина веревки, затем веревка закрепляется для спуска на середине, тем самым мы получаем два конца одинаковой длины. Далее два конца связываются в узел и используются для спуска равномерно. В ситуации, когда один конец оказывается короче другого, и они не завязаны в узел - короткий конец выскакивает из спускового устройства, далее соскакивает с точки крепления и начинается падение.
- неправильно завязан узел.
Это тот момент, когда лучше попросить завязать более простой и надежный узел, правильность которого будет легко читаться издалека. Например, восьмерку вместо булиня или прусик вместо австрийского схватывающего. Ну и здесь иногда путают проводник с восьмеркой и UIAA со стременем. В целом узлы, как и многая другая ручная работа, требуют определенного количества повторений и доведения до автоматизма с постоянной практикой, чтобы не забывались моторные навыки. Чаще всего можно услышать что-то вроде: "Да я раз десять вязал этот узел, все знаю". И на "земле" действительно все правильно получается, но когда работаешь на высоте и, особенно спешишь, то можно растеряться и все забыть, или сделать неправильно. Из личного опыта - хорошая тренировка, когда узлы вяжутся с закрытыми глазами и руки убраны за спину. Кроме этого, хорошо практиковать смену рук - чтобы не было привязанности к ведущей руке. Плюс смена ориентации в пространстве - завязать вися вниз головой, завязать зеркально, завязать перевернутый узел.
- не закрыта муфта карабина.
Часто усугубляется использованием автоматических карабинов (у них муфта защелкивается сама и не требует завинчивания). Использование автоматов входит в привычку и при работе с обычным карабином человек продолжает делать так, как он привык - думает, что муфта закроется сама. В целом это хорошо отслеживается при переходе с автоматических на ручные муфты, но по моему опыту к автоматам лучше вообще не привыкать. Еще проблему хорошо видно, если используются карабины с маркировкой открытия - как правило, часть под муфтой у них покрашена в яркий красный цвет, и, если муфта открыта, это видно. Карабины с открытой муфтой опасны тем, что, во-первых, могут полностью раскрыться и, например, соскочить с точки крепления. Во-вторых, в открытом состоянии они держат значительно меньшую нагрузку.
- плохая станция.
Обычно начинают с простых станций из петли на двух точках. Проблемы начинаются, если начинают городить более сложные варианты или меняются условия. Как мне кажется, забивать голову на начальном этапе сложными станциями не нужно. Имеет смысл учиться хорошо и быстро работать с простыми вариантами, чтобы не путаться. Однако, со станциями из петли есть некоторые нюансы. Например, они не всегда бывают удобны для организации спасательных систем или в случае, когда на станцию приходит много человек (карабины начинают мешать друг другу и заклиниваются). Кроме того, на реальном рельефе длины петли может не хватить, в этом случае используют репшнур, и с непривычки могут начинаться проблемы. Лучше заранее отрабатывать станции и на петле, и на репшнуре.
- недостаточная страховка.
Возможно множество различных вариантов, в зависимости от ситуации. Общая проблема - оставление человека без надлежащей страховки (даже временно). Например, оставили висеть человека на одном прусике и забыли сделать бэкап (во время спасработ). Убрали руки со свободного конца веревки во время страховки. Не завязали узел на конце веревке (не привязали конец к себе) при ее выдаче. Часто подобные ситуации возникают, когда человека на что-то отвлекается. Например, телефонный звонок, разговор и т.п.
- использование плохого снаряжения.
Хорошо, если перед каждым занятием/походом все снаряжение проверяется и существуют бланки по его периодическому осмотру и отбраковке. На практике снаряжение часто используют до последнего, особенно это касается турклубов. Поэтому лучше перед стартом еще раз все проверить: веревки, системы, каски, карабины и т.д. Хорошая практика, когда напарники проверяют друг друга. Можно столкнуться с ситуацией, когда приносят поврежденные карабины и говорят, что это типа вспомогательный, вешать каску на рюкзак, например. На мой взгляд, такого не должно быть - либо это полноценный рабочий карабин, либо полноценный вспомогательный, который не может применяться в работе. Может случиться так, что все нормальные карабины закончатся и в ход пойдут "вспомогательные", которые "вроде еще ничего", что небезопасно. С веревками стоит быть особенно внимательным и при малейшем подозрении на какие-то повреждения проконсультироваться у инструктора.
- наличие украшений.
Применимо в большей степени к скалодрому. Обычно, на входе предупреждают о том, что нужно снять кольца, браслеты, часы и цепочки. Я много раз видел, как люди роняли часы вниз (иногда ремешок застегивался, иногда рвался). Хорошо, если они просто упадут, хуже, если прилетят кому-то по голове или лицу. Сюда же можно отнести длинные распущенные волосы. К счастью, я не видел, чтобы они где-то застревали, но все равно стоит их убирать.
- плохая коммуникация.
Ценность коммуникации внутри команды часто недооценивают и считают, что если они могут договориться на земле, то и на высоте будет также. Это не всегда так. Часто человек работает, увлекается этим процессом и забывает проинформировать команду об изменениях (ведь ему остается понятно все, что он делает). Например, лидер лезет с нижней страховкой, и встал на самостраховку на станцию. Он видит, что он дошел до станции, и встал на самостраховку. Но страхующий, который остался стоять внизу, этого не видит и продолжает страховать. На небольшой высоте, например, на скалодроме, в принципе, все действия хорошо читаются с земли, но в горах этого может быть не видно. В целом, хорошо, когда есть привычка к командам, даже, казалось бы, в простых ситуациях: например, веревка, выдай, выбери, самостраховка, камень, земля, веревка свободна и т.д.
- лидерство и подчинение.
В целом, это вопрос в большей степени психологии, чем рабочих навыков. Как правило, у группы есть руководитель, который отвечает на организационную работу и вопросы безопасности. Хорошо, если в команде заранее назначается его заместитель и субординация продолжает соблюдаться. На деле бывает так, что если команда остается без руководителя и требуется провести спасработы, то начинается хаос. Люди начинают спорить, что и как нужно делать, хорошо, если только теряют на этом время, но споры могут перерасти и в серьезные ссоры. Кто-то начинает давать советы, кто-то продолжает делать по-своему, кто-то психует и все бросает... В целом, при проведении спасработ должен быть один руководитель, которого все будут слушаться и выполнять приказы.
Спасибо за внимание!
P.S. Я постарался написать текст максимально простыми словами, но, если какие-то моменты требуют пояснения - не стесняйтесь об этом спросить.
UPD: к посту есть уточнение касаемо опасности украшений. Спасибо, @bober8848.
Горный Туризм
1.6K поста4.2K подписчиков
Правила сообщества
• Пожалуйста, не публикуйте фото/видео/описания мест и маршрутов где вы не были.
• Не приветствуются публикации "бензинового" и "канаточного" горного туризма.
• Не желательны публикации "кемпингового" туризма.
• Воздерживайтесь от рекламы товаров и коммерческих услуг
• Не нарушайте правила Пикабу pikabu.ru/information/rules