39

Пара слов о Тинькофф Ивестициях

Вообще, несмотря на колоссальный негатив от работы в Тинькофф Инвестиции, особенно испытанный в последние 2 месяца, я все же начну с хорошего и вкратце обмолвлюсь, как я вообще попал к этому брокеру.

Думаю, как и многих клиентов Тинькофф Инвестиции, меня в первую очередь привлек сам банк Тинькофф. Своей современностью, оптимизированностью, лояльностью и качеством сервиса.

Также, как и некоторые клиенты, года с 2018-го я начал наблюдать некоторые ухудшения в качестве обслуживания: то за друга приглашенного нужно «выпрашивать» деньги, предусмотренные акцией «Приведи друга», то другие мелочи. Тем не менее, положив руку на сердце, должен сказать, что этот банк сегодня один из лучших на рынке. Но речь не о самом банке, а его инвестиционном продукте.

Идея экосистемы Тинькофф Ивестиции, простота и удобство их приложений, взяло свое и в марте 2020 года я стал торговать ценными бумагами через этого брокера.


По-началу, вызвало некоторое разочарование множество мелких багов, даже по их собственным ценным бумагам, например, когда я купил рублевые акции TCS, я не мог посмотреть историю операций по этим сделкам, но мог увидеть в долларовых бумагах TCS.

Бывало, не удавалось часами зайти в приложение или удавалось, но невозможно было совершить ни одной сделки.


Вот, например, попытка закрыть шорт:

За период с марта по июнь, я таким образом составил обращений в техподдержку больше, чем за время своего пользования этим банком с далекого 2015-го.

Но я закрывал глаза на все эти недоработки и проблемы (весьма критические для многих), хотя и мнение о сервисе сильно испортилось.


Первый серьезный звоночек произошел, когда начались адские глюки приложения 14 июля. Мной была выставлена лимитная заявка продажи ценной бумаги за 1470$, но она исполнилась как рыночная, да еще и по цене 1433,02. Техподдержка стала меня убеждать в том, что я выполнил продажу по рыночной цене, а не выставлял такую заявку. Тогда я еще подумал, что действительно, вряд ли могла произойти такая ошибка, наверное сам затупил и не стал предпринимать каких-то дальнейших серьезных действий.

Это уже потом я обратил внимание, что у огромного количества людей происходит в Тинькове тоже самое. В местной социальной сети Пульс вы можете найти очень много таких постов:

Следующее, чем тогда же шокировал меня Тинькофф — это отсутствие уведомления об исполнении заявок и некорректное отображение количества ценных бумаг в портфеле. Вы выставляете заявку, скажем, на продажу какой-то ценной бумаги и она у вас отображается как неисполненная. Хотя она на самом деле была исполнена и об этом вы узнаете только на следующий день. Но сегодня, отталкиваясь от того, что она не исполнена, вы выполняете еще ряд операций. Так «благодаря» Тинькофф автор начал шортить Теслу «в лонг» вместо скальпирования на дневных трендах, проснувшись однажды с открытым шортом, которого еще минувшим вечером не было. Вы можете прочитать пульс за 14-17 июля в бумаге $TSLA, если на момент публикации этой статьи сотрудники Тинькофф еще не потерли все неугодные посты и воочию увидеть возмущения людей.


Умный человек тогда уже перестал бы пользоваться услугами этого брокера, но, увы, автор данной статьи к таким не относится, как и множество других их клиентов. Я понадеялся, что эти ребята сделали выводы, устранили ошибки и такого больше не повторится.

И действительно не повторялось (лично у меня) до 28 августа 2020 года.


Здесь стоит сделать небольшое отступление и рассказать, что предшествовало возникновению последней массовой проблемы.

Компании Tesla и Apple объявили о проведении сплита (дробления) акций. Не все участники торгов обратили внимание, что сплит эти две компании проводят формально по-разному. Apple провела традиционное дробление бумаг, в то время как Tesla пообещала начислить каждому акционеру 4 дополнительных ценных бумаги в виде дивидендов. Я не буду сильно засорять статью скриншотами общения с техподдержкой, любопытные читатели могут самостоятельно заглянуть в Пульс и прочесть, в каком «восторге» были клиенты Тинькофф Инвестиций от безобразного обслуживания и лжи техподдержки о реализации данного мероприятия. Сначала сказали, что все позиции шорт будут принудительно закрыты, затем сказали, что по новой информации этого делаться не будет. Потом говорили, что 21 августа будут фиксироваться держатели бумаг для начисления дивидендов, потом сказали, что с учетом режима торгов Т+2 держателем надо быть 19го числа. Была также версия о том, что это все не имеет значения и нужно просто 28го августа завершить торговый день, имея акции в наличии. То нужно будет платить налог с полной стоимости продажи дивидендных акций, то не нужно. Все эти показания разнились день ото дня, а с интервалом в 10 минут двое сотрудников техподдержки могли дать вам совершенно разную противоречащую информацию. Но вроде в итоге все сошлись на том, что шорты закрываться не будут, а чтобы поучаствовать в сплите, нужно просто держать бумаги на конец торгов 28-го числа.


Но для шортистов закончилось все намного проще. 28 августа с 17:00 в начале небольшого обвала стоимости акции Тинькофф начал принудительно закрывать клиентам шорт-позиции по бумагам $AAPL и $TSLA. Попутно некоторым из пострадавших, накидывая в портфель этих бумаг в лонг.

Обращения в техподдержку обрабатывались по несколько часов, а результатом этих обращений были примерно следующие слова «Мы все вернем и восстановим». Это немного успокаивало клиентов.


Но когда мне сказали, что вернут 31го, я потребовал прекратить эти махинации от моего имени и возвращать понесенные убытки, поскольку меня не устраивали «возвраты» позиций через несколько дней спустя наступления важного корпоративного события. К тому же технически никаких возвратов на бирже не бывает, а может лишь быть новое открытие шорта.

Далее пострадавшие разделились на несколько групп:

1. Некоторым, в том числе автору, так и не вернули компенсацию

2. Части пользователей заново открыли шорты, компенсировав разницу между ценой закрытия и открытия позиций.

3. Определенному кругу пользователей продолжили держать даже лонг

Были также и другие выдающиеся случаи в ходе этого события.


Возмущенные пользователи начали собираться в телеграмм-чате https://t.me/tinkoffisk

Модераторы Пульса начали экстренно банить клиентов за публикацию ссылки, однако в группе собралось более 300 пострадавших. В ней вы можете увидеть скриншоты и другие доказательства вопиющей наглости брокера.

На данный момент техподдержка в отношении возмущенных пользователей заняла позицию затягивания решения проблемы, постоянно перенося срок рассмотрения жалобы и требований по возмещению убытков.

Клиенты массово пишут жалобы в Центральный банк, СПБ-биржу и прокуратуру для проведения проверок по незаконным действиям брокера. Те, кому не вернули никакой компенсации, готовят коллективный иск в суд.

С неизвестной для пользователей целью, брокер стирал информацию о торговых операциях 28-го числа. Позднее после множества жалоб в техподдержку, он вернул все как было.


Вот так незатейливо 28-го августа Тинькофф Инвестиции в результате, следует полагать, халатности допустили массовый сбой, в результате которого люди понесли финансовые потери (и совершена крупная спекуляция на бирже), а, затем, начали умышленно выполнять операции от их имени, продавая и покупая за них бумаги. Игнорируя при этом, что многие могли в связи с несанкционированными действиями брокера, сменить инвестиционную стратегию, вывести деньги и пойти спать, в запой и т.п., думая, что у них уже все закрыто.


Таким образом, работая с данным брокером, будьте готовы к тому, что вы в любой момент можете утратить доступ к своему портфелю, ваши лимитные заявки по продаже или покупке активов будут исполняться не по указанным вами ценам, вы не будете обладать достоверной информацией в течение дня о состоянии вашего портфеля, а также брокер всегда может за вас продать ваши ценные бумаги в нарушение своего регламента обслуживания. А впоследствии ваши операции в профиле может скрыть очередной «Технический сбой»


Извините за многобуков, хотелось дать развернутый отзыв.

Правила сообщества

1. Необходимо соблюдать правила Пикабу;

2. Оффтопик (то есть посты, не связанные с тематикой сообщества) запрещены.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день.

Сожалеем, что столкнулись с рядом трудностей в работе сервиса инвестиций. Пожалуйста, примите извинения за неудобства. Кратко ответим по каждой ситуации.

О ситуации с графиком TCS мы в курсе, поправим в дальнейшем. По сути это одна бумага с разными тикерами и на разных биржах. Тем не менее ваше замечание верное, исправляем этот момент.

По ситуации с лимитным поручением Теслы. Мы проверили ситуацию и выяснили, что заявка была не лимитной, а рыночной. Поэтому сделка прошла по рынку.

По закрытию позиций Теслы. 28 августа у некоторых клиентов с короткими позициями Tesla и Apple некорректно сработал алгоритм контроля маржинальной позиции. Для минимизации убытков мы закрыли некорректные позиции по покупке акций. Первоначальные позиций восстановили. Все действия брокера были направлены на восстановление позиций до инцидента. Мы направили вам расчет компенсации. Предложенная сумма компенсирует комиссии брокера и изменение финансового результата по позициям в случае отсутствия инцидента. Сумму компенсации уже выплатили. Если не согласны с суммой, представьте, пожалуйста, аргументы, возможно, мы что-то не учли и исправим.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Во-первых, ничего вы мне не восстанавливали, вы даже не удосужились посмотреть собственные действия, что абсолютно в стиле вашей поддержки.

Во-вторых, я принял во внимание, что позиция закрыта, о чем уведомило приложение и что отражено в брокерском отчете, и изменил свою торговую стратегию с учетом этого состоявшегося факта. Я может уже спать лег, ушел в запой или завязал с торговлей ценными бумагами, а вы там что-то восстанавливать собрались в мое отсутствие. Закрытые позиции на бирже не могут быть восстановлены брокером ни технически, ни юридически.

Компенсацию в объеме понесенных убытков вы не вернули. Понесенный убыток равен разнице между открытием мной позиции и закрытием вами, поскольку, я оценил стоимость этой бумаги не выше опереденной суммы, по которой и открыл шорт. При закрытии шорта, вы произвели собственную оценку стоимости актива и, вероятно по причине халатности, совершили торговую операцию за меня по сумме, определенной вами или рынком. В связи с этим, на моем счету образовался убыток, которого не было до вмешательства вас в торговый процесс.

Фактически, это сопоставимо с тем, что вы украли бы у меня взятый на ваш кредит автомобиль, произвели самостоятельную оценку его стоимости, продали его по невыгодной для меня цене и погасили часть кредита, взятого на него, требуя оплатить остаток задолженности. Только, в отличие от автомобиля, акция не претерпевает амортизации.

Понесенные убытки и их расчет в чате оператору я написал уже.

Сроки ответа несколько раз переназначали и в результате отказались в полном объеме возмещать потери.

Пишите ответ по официальному каналу связи и дальше инцидентом будут правоохранительные органы заниматься, а я с вами судиться на основании него. Здесь вы только глубже себя закапывать будете публично, а разговор не будет иметь юридической силы для меня.


По июльскому инциденту я с вас ничего не требую, потому что у меня банально нет доказательств, хотя и есть основания.

Если вы считаете, что такого не бывает у вас и готовы упорно отстаивать такую позицию, то могу собрать еще сотни людей, пострадавших от этой проблемы, у многих из которых эти доказательства есть и они тупо забили. У вас то стопы выставить/снять невозможно, то заявку. То невозможно сразу определить статус ее исполнения.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ответ достойный уважения.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку