Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года

С какого-то времени заметил, что приведение в порядок старой и иногда нерабочей вещи доставляет мне больше удовольствия, чем покупка новой. Под это дело попал мне в руки дамский велосипед ХВЗ В-22, который фактом своего преображения доставил мне немало положительных эмоций.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

Конкретно эта модель примечательна тем, что это первый серийный дамский велосипед послевоенного времени, выпускавшийся в значительных количествах. Модель В-22 была разработана в 1946 году в КБ Харьковского Велосипедного Завода группой конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого. Серийный выпуск начался в 1948 году.


И хотя мне кажется, что прародителем этой модели является немецкий Diamant, споры о том, насколько сильно КБ ХВЗ приложили к нему руку оставлю велоисторикам. Моя цель была сделать так, чтобы на велосипеде было легко и приятно кататься.


В своем первозданном виде велосипед выглядел очень элегантно и изобиловал всякими крутыми штучками.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

Первое, что бросается в глаза - сетка на заднем колесе для защиты дамской юбки, чтобы она не попадала в спицы. Тонкая работа и изящное решение. На мой вкус выглядит замечательно.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

Были и ещё классные детали: красивый круглый светоотражатель на заднем крыле, рисованные от руки эмблемы и полоски, передний тормоз в покрышку типа "сапожок", передний фонарик с динамкой, классные педали.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

Но мне всего этого не досталось. Велик был некомплектным и можно сказать, не особо-то и на ходу. Переднее крыло отгнило напополам, передний тормоз, багажник, защита цепи были утеряны, весь велосипед был покрашен траурной черной краской и все графические элементы были утеряны. Кое-что осталось, но по сравнению с первоначальным роскошеством это были слезы.


По сути из родного осталась рама, руль, звезда, шатуны, подседельный штырь, заднее крыло и шильдик. Остальное все было поставлено уже сильно позднее: колеса и покрышки - конца 80х, седло от Камы.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

Поэлементную разборку, в процессе которой обнаружился год выпуска велика, я делал сам. Это несложно. Сложно было найти запчасти, которые мне были нужны. На авито редко, кто называет запчасти их эталонными названиями, тем более с указанием модели. Если продавец знает, от какого велика и какой модели эта запчасть, значит цена на неё будет немаленькой. Чаще запчасти выкладывают, сфотографировав кучу на полу, а ты уже по фотке сам ищи и разбирайся.


Вообще при восстановлении есть 2 концепции: ты ищешь оригинальные запчасти, максимально стараясь попасть в нужную модель или хотя бы год и тогда это реально восстановление и ценность велосипеда становится велика; либо ты просто ставишь велик на ход, заменяешь недостающее на современные аналоги и тогда у тебя получается "крокодил", который в среде настоящих ценителей не ценится.


Я пошел по второму пути и даже при этом поиск педалей, защиты цепи, багажника, колес и седла занял по времени несколько месяцев, а на запчасти было потрачено в разы больше денег, чем мне обошелся сам вел. Багажник (не оригинал, но похожий по исполнению) приехал из Сибири, защита цепи - с Урала, педали нашел в Татарстане, а кожаное седло в винтажном стиле приехало из Китая.


Из проблем, которые я получил - кривая рама, которую пришлось справлять рукоприкладством. Хорошо, что она оказалась без намека на ржавчину, а подшипники, хоть и долгое время провели без смазки - были в нормальном состоянии. Велик судя по всему особо не эксплуатировался. Поэтому приведение в привлекательный вид ограничилось порошковой покраской в 2 цвета.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

Отдельно пришлось потрудиться над восстановлением шильдика. У меня было фото, по которому можно было понять как изначально выглядела эмблема, но после очистки от старой краски у меня в руках был по сути просто кусочек металла, который красил акрилом при помощи зубочистки. Работа очень тонкая, и рука должна быть твердой; чтобы добиться хотя бы такого результата я перекрашивал дважды. А как раньше это делали вручную, и на потоке - я ума не приложу.  Особая пикантность - внизу эмблемы, там где очертания Земли, вокруг букв был отрисован контур СССР. Для меня это оказалось совсем недостижимо, и я просто закрасил в один цвет.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

По итогу я получил вот такого молодцеватого старичка. По городу на нем очень приятно ехать: посадка легкая, спина - прямая, управляемость хорошая.

Оживил велосипед ХВЗ В-22 53 года Восстановление, ХВЗ, Велосипед, Ремонт велосипедов, Рукоделие с процессом, Длиннопост

Ну и опыт, как без него. Полноценное восстановление велика - это масштабный многоэтапный проект, который потребует затрат времени, средств и сил, если делать это самостоятельно. Если в руки вам попал комплектный велик - это сильно облегчает работу, если запчасти надо искать, то следует приготовиться столкнуться с трудностями всякого рода. Я неспешно ковырялся со своим крокодилом месяцев 5, и если бы искал оригиналы запчастей, то думаю, что на поиск потратил бы ещё столько же.


Если говорить об экономической целесообразности: восстановить старый либо купить новый, то целесообразности нет.


В моем случае калькуляция выглядела так: 2к сам велик, 3,5к покраска, 2к покрышки, 3к обода и покрышки, 4к запчасти (багажник, защита цепи, седло, насос, педали), 2к доставка запчастей. Даже с учетом того, что мне удалось продать старые колеса и седло, потрачено порядка 15к. На тот момент в Декатлоне за 21 можно было купить классный городской вел с скоростями, внутренней проводкой, фонарем с динамкой и кучей современных плюшек.


Поэтому в данном случае восстановление - это не про выгоду, это про удовольствие от того, что старая невзрачная вещь ещё послужит.

Лига Велосипедистов

5.9K постов13.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается добавлять посты следующего содержания:

- с просьбой денег на что либо

- с поиском и предложением работы

- объявления о продаже / покупке

- объявления о съеме / сдачи недвижимости


Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Здорово, что вещь - древняя, а получилось вернуть ей приятный вид и послужит ещё! Изящные раньше у дам велосипеды были, оказывается :)

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Иногда смотришь на то, что делали раньше и думаешь, что технически наши предшественники во многих аспектах нас превосходили.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

эпоха производства сменилась эпохой потребления.  хорошая ли вещь, плохая ли--но надо каждый год продать втюхать новую. это касается хоть дорогих айфонов, хоть дешёвых велосипедов. а если через год выкидывать--то зачем тратиться на вылизывание конструкции, ресурс...

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Пластмассовый одноразовый мир победил, и от этого грустно. Тем ценнее, когда кто-то как автор прикладывает усилия, чтобы сохранить старые вещи в работоспособном состоянии. Чтобы люди не думали, что старое - однозначно негодное. Этот велосипед реально красив!

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

велосипед--это ещё что... есть ещё более интересная технология древних цивилизаций--чугунная сковородка. её можно сколько угодно перегревать, на ней можно резать мясо и тыкать вилкой, и она всё равно прослужит примерно вечность. стоит копейки(я имею в виду себестоимость).  никакой тефлон и нержавейка рядом не стояли.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Технически нет (сделать такой вел в Китае и даже в СНГ - проблем нет), а вот в плане продуманности и долговечности изделия - зачастую да: люди жили скромнее, велосипед мог служить многие годы.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно, употребив термин "технически", я выразился не совсем точно. Я впечатлился, когда увидел, что рама не сварена, а аккуратно спаяна. А на современных недорогих великах сварной шов, как отдельный вид иллюстрации термина "криворукость" :(

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Велы викторианской эпохи вообще сковывались кузнецом))))

Там швы практически не видны.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

О, я бы посмотрел такой велик! Для современного велосипедиста это, конечно, очень экзотическая конструкция :)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну там разные были. Были и стремноватые для нас "пенни-фартинги", но были и велы 1890-х - практически ничем не отличающиеся от советских велосипедов середины ХХ века. Да и от многих современных "городских" бюджетных моделей.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку