Ответ-болванка ИП на незаконное предложение повторно заключить договор с регоператором

В ответ на письмо от __________ № _________, с предложением заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № б/н от 01.07.2022г., сообщаю.

У меня отсутствует обязанность по заключению прямого договора с региональным оператором на основании следующего.

Моим основным видом экономической деятельности является "_______________________" (ОКВЭД _________).

В квартире хранится документация, печать ИП и находится компьютер. При этом штатных сотрудников, контрольно-кассовой техники, офисных и иных помещений, используемых для ведения предпринимательской деятельности, не имею.

Согласно пп. А п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила № 1156):

«Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».

Управление многоквартирным домом № ___ по улице _____________ в г. Ижевске осуществляет ___________________ (ОГРН _________________), информация об этом имеется в ГИС ЖКХ.

Я, как собственник квартиры № ________ в многоквартирном домом № ____ по улице _______________________ в г. Ижевске, оплачиваю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами _________________ вместе с остальными услугами по управлению и обслуживанию многоквартирного дома (копию платежного документа прилагаю).

Дополнительно поясняю.

Согласно п. п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен ст. 445 ГК РФ, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой ГК РФ или иным законом установлена обязанность по его заключению.

В п. 4 ст. 445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статьей 24.6 которого предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и п. п. 4, 8 (11), 8 (12) Правил N 1156.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил обращения с ТКО).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, оплата услуг по вывозу ТКО по адресу: г. Ижевск, ул. ___________, д. ____, кв. ________ производится мной, проживающему(ей) по указанному адресу, в составе оплаты жилищно-коммунальных услуг управляющей организации МКД, что является согласно пп. "в" п. 8 (1) Правил N 1156 основанием, освобождающим меня, как собственника ТКО от повторного заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО".

Само по себе наличие у меня статуса индивидуального предпринимателя без учета фактических обстоятельств (отсутствие офисного помещения, штатных сотрудников) обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не образует. Факт ведения мной предпринимательской деятельности, в результате которой образуется ТКО, региональным оператором не подтвержден.

Иной подход противоречит смыслу и содержанию Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, основной целью которого является предотвращение вредного воздействии отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Кроме того, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 31.01.2017 по делу N 306-ЭС16-9493 по делу N А55-10533/2015 указано, что заключение договора на прошедший период противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающих совершение действий в прошедшем времени (пункт 1 статьи 307 ГК РФ, а также нормам статей 445, 448 ГК РФ, направленным на обеспечение фактической реализации интересов сторон).

При таких обстоятельствах, учитывая, что установление обязательства без взаимного согласия сторон договора по совершению каких-либо действий в прошедшем периоде времени невозможно, учитывая наличие типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 с целью императивного регулирования порядка обращения с ТКО, оснований для распространения условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № б/н от 01.07.2022г. на период с 01.01.2019 г. не имеется.

Данный подход согласуется со сложившейся судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 22.01.2020 N 308-ЭС20-599, от 12.04.2021 N 307-ЭС21-3186, постановления АС Центрального округа от 06.12.2021 по делу N А83-20196/2020, АС Северо-Кавказского округа от 30.10.2019 по делу N А63-18530/2018, от 09.04.2019 по делу N А63-2329/2018, АС Северо-Западного округа от 11.01.2021 по делу N А26-5257/2020, АС Поволжского округа от 01.12.2020 по делу N А65-37665/2019, от 12.11.2021 по делу N А55-29644/2020).

Приложение:

1) Копия платежного документа для оплаты коммунальных услуг, в том числе ТКО.

2) Копия платежного документа об оплате услуг, в том числе ТКО.