Ответ на пост «Разруха в головах»

Ни в коем случае не оправдываю воспитателя, что ударила ребёнка, но – не понаслышке знаю, насколько разными бывают дети в группах, и в принципе представляю себе, какие причины могли привести воспитателя к срыву.

Вот просто представьте себе, что в группе есть ребёнок со склонностью к немотивированной агрессии. Он может взять камень или палку и кинуть ими в другого ребёнка. Или стукнуть ими другого ребёнка по голове. Без каких-либо причин, просто потому что интересно посмотреть, что будет дальше. Или имея вескую причину, согласно которой его обидели – скажем, тронули за плечо, чтобы позвать играть вместе, или забрали обратно  свою игрушку, которую он перед этим отобрал у другого ребёнка (характерный вариант – отцовское наставление, мол, если обидят – не стесняйся в ответ проучить, а понятия об адекватности реакции у ребёнка при этом ещё не сформировались).

К тому же у детей, в отличие от взрослых, зачастую отсутствует представление о возможных последствиях своих действий, и  среднестатистический детсадовец при наличии подручных средств (палки, камни, качели) способен легко организовать своему сверстнику ЧМТ или выбитый глаз, или в  наиболее подходящий, с его точки зрения, момент столкнуть обидчика с высокой лестницы. Ко всему прочему, в половине случаев такие детки в точном соответствии с законами военной науки ещё и предпочитают начать боевые действия исподтишка, дождавшись опять-таки удобного момента (которых в работе даже самого внимательного воспитателя полным-полно). А серьёзная травма или увечье в группе – это для воспитателя в лучшем случае увольнение, а в худшем – статья.

Как правило, дети-агрессоры – это бомбы замедленного действия: воспитатели понимают, что в любой момент может рвануть, и уделяют им повышенное внимание, но в группе-то у них не один ребёнок, а пятнадцать-двадцать особей, и те тоже ведут себя далеко не тише воды ниже травы. Выпихнуть сложных воспитанников из группы? У воспитателей для этого  никаких инструментов нет, да и оснований не ахти: склонность к немотивированной агрессии – это не медицинский диагноз, справок не выдают. Вот родители – те да: могут собраться вместе всем кагалом и написать заявления, что не желают видеть такого-то ребёнка в группе. Но для этого родителям сначала нужно узнать о проблеме, а воспитатель рассказывать им о ней права не имеет, потому что само существование такой проблемы – это плохая работа воспитателя и родители в коллективном заявлении могут выбрать в качестве цели не сложного ребёнка, а воспитателя. Да и наиболее популярная точка зрения в таких случаях как обычно – «нашего/нашу не трогают, а до остальных нам нет дела».

Естественно, вся эта канитель – для воспитателя перманентный, априорный стресс, и в какой-то момент у некоторых реально может сорвать кукуху. В 99% случаев воспитательный арсенал в рамках дозволенного – отлучение от общих совместных игрищ или любимых игрушек, профилактические беседы или дальний угол игровой комнаты, но: 100%-99%=1%. Плюс при наличии альтернативы «ударила ребёнка» либо «сложный ребёнок чуть не вышиб глаз другому ребёнку» воспитатель, вы не поверите, предпочтёт признаться в первом, дабы никто никогда не узнал про второе. Потому что первое – это разовый инцидент с претензией от конкретного родителя, а второе – системная причина для вылета с работы с гарантией претензий от всех родителей.

Ещё раз: ни в коем случае не оправдываю – просто объясняю возможный мотив.