491

Ответ на пост «Очень простое объяснение государста»1

Поздравляю, вы переизобрели теорию оседлого (стационарного) бандита Мансура Олсона, согласно которой государство возникает в несколько этапов:

1. Изначально есть свободное местное население, которые живут отдельными деревнями, сёлами и городами, не объединенные в единое государство. Кочевники набегают и грабят это население.

2. Население договаривается с одной из групп кочевников, чтобы те осели на их тер-рии и защищали их в обмен на сбор налогов, либо кочевники захватывают их и остаются там надолго и сами насильно собирают налоги. Так возникает государство, основная функция которого - монополия на насилие и войну и сбор налогов.

Государство не лезет в личные дела местного населения, лишь бы налоги платили, поэтому ему не важно какую религию они исповедуют и тд. Завоеватели становятся "элитой" - правящей верхушкой, привелегированным населением, остальные - простой народ, притом "элита" зачастую принадлежит вообще чужому народу и никак не симпатизирует местным, поэтому им легче применять насилие по отношению к местному населению, грабить и жестить.

Так возникли очень многие государства - Англия, Франция, Киевская Русь (я в курсе что это историографический термин, прост для удобства так назвал) - там устраивали набеги викинги, Империя Юань, Золотая Орда и её преемница Московская Русь (такого тоже не было, прост чтоб не путали с Киевской), Крымское Ханство и тд - от набегов Чингизидов, арабский Египет, Персия и прочие арабские гос-ва возникли в результате набегов арабских кочевников, и тд. Даже в Древнем Египте государственность шла от завоевателей Гиксосов.

3. Соответственно, чтобы увеличивать богатства, можно либо изымать больше налогов, либо захватывать новые тер-рии. Если увеличивать налоги, местное население под руководством местных "бандитов" может взбунтоваться и "скинуть иго", перенаправив поток налогов более "справедливому" бандиту. А экспансия ограничивается тем, что свободная территория рано или поздно кончится и придется иметь дело с другими сильными государствами.

Поэтому такие государства переходят из внешней экспансии во внутреннюю, и всё больше и больше увеличивают присутствие в личной жизни граждан, извлекая из этого выгоду. Так образуются национальные государства, в которых в предельном выражении этой идеи всё население живёт и работает на благо государства как единая семья - нация. Сначала государство создаёт школы чтобы воспитывать новых граждан. Затем отправляет мужчин в армию чтобы обучить верных солдат. Диаспоры, традиционные патриархальные общины вредны такому государству и поэтому изничтожаются, т.к. они живут в своих интересах и мешают государству (что можно наблюдать в любом сериале про мафию, например). Как следствие - большие (расширенные) семьи распадаются в пользу нуклеарных. Создаются спецслужбы для защиты государства от организованных группировок, а вместо уничтожения преступников создаются тюрьмы, где отдельные представители группировок вербуются и сливают инфу.

Примечательно, что изначально под нацией понимали просто всё население государства, т.е. то что мы называем гражданством. Национализм изначально был тем же, что мы сегодня имеем ввиду под поняем патриотизма. Однако, после известных событий в период между Первой и Второй мировыми войнами, стараниями одного непризнанного художника произошла подмена понятий, и под нацией стали понимать людей общего происхождения, неважно в какой стране они живут - что даёт моральное право на "объединение нации" через нападение на другие страны. А с другой стороны, это даёт моральное право на уничтожение всех несогласных, без необходимости подводить законную базу - достаточно лишь того, что они принадлежали "вражеской" нации. Поэтому, когда вам навязывают мнение, что ВСЕ представители какого-то народа плохие - задумайтесь, а не пытаются ли вами манипулировать по принципу "разделяй и властвуй"?

4. Государству противостоят "бояре", т.е. капиталисты, банкиры, торгаши - называйте как хотите. Им не нужно сильное государство, достаточно только лишь чтобы оно защищало их от соседних бояр.

Поэтому авторитарным правителям противопоставляется идеология либерализма, согласно которой один чиновник не должен слишком долго задерживаться на своём посту, будь то хоть мэр мелкого городка, хоть сам правитель государства - власть должна быть сменяема. Насколько дольше сидит чиновник - настолько больше рычагов влияния он для себя создаёт и впоследствии обществу (т.е. боярам) сложнее будет его сковырнуть с этого поста. Капиталисты  устраивают революцию и скидывают правящую династию, ставя на её место парламент или президента, и продвигают в депутатские и президентские кресла своих людей. Так возникла современная политика.

В этой схеме есть слабое место - политик может стать слишком популярным в народе и постоянно переизбираться, тем самым его уже не всковырнуть. Отсюда и ограничения на максимальное кол-во сроков. Но и на это находятся лазейки в законодательстве. Конечно, на каждого популярного самостоятельного политика найдется свой безумный психопат, желающий в него выстрелить из винтовки пока тот едет в президентском лимузине по Элм-Стрит, но это как-то некрасиво, да и если много раз повторять этот приём, то народ начнет о чем-то догадываться. Лучше заранее всё так организовать, чтобы политик даже не пытался играть свою игру. Отсюда и продвижение во власть людей нетрадиционной ориентации, любителей всяких извращений с тёмным прошлым и тд, т.е. тех, на кого есть компромат и кого легко можно вывести из игры, "случайно" обнаружив ноутбук с порочащим честь содержимым в какой-нибудь ремонтной мастерской. А с появлением интернета и возможности довольно точно влиять на исход выборов рейтинг будущего президента поднимается ровно настолько, чтобы выиграть в выборах, но не быть популярным в народе. А к концу президентского срока популярность максимально обрушивается, чтобы он не смог переизбраться. Отсюда и выборы в США 50 на 50 и спотыкающийся дедушка, который здоровается с воображаемыми друзьями.

5. Как я говорил ранее, с появлением национального государства пошла "внутренняя экспансия",  одной из функций государства стал тотальный контроль населения. В современном мире, где после падения СССР остался лишь один доминант, воевать друг с другом нет смысла. Надо стирать границы и торговать друг с другом, что в условиях доминирования одной группировки означает, что все страны снимают таможенные ограничения в пользу транснациональных корпораций. Т.е. военная функция государства больше не требуется. А с появлением интернета, социальных сетей, повсеместной цифровизации, когда у каждого есть смартфон, для тотального контроля населения государство тоже не нужно - этим займутся корпорации типа фейсбука и гугла.

Мир будущего - это мир в котором вообще нет государства в нашем современном представлении, нет полиции, нет войск. Киберпанк. В котором есть "города-государства" с тотальным порядком с "социальным рейтингом" под куполом, и внешний хаотичный мир без законов. Соответственно, глобалисты теперь продвигают другую идеологию - либертарианство, в котором государство вообще никуда лезть не имеет права.

Настал последний век национальных государств, в котором они, дабы выстоять в противостоянии против глобалистов, будут защищаться изо всех сил, что означает максимальную централизацию власти. Именно поэтому, для борьбы с государствами всячески поощряются все формы децентрализации - криптовалюты, защищенные месенджеры и тд, т.е. то что можно вывести из под контроля государства и спецслужб. Государства, в свою очередь, не отстают, и создают в ответ свои цифровые валюты, соцсети и тд. Так что ещё не ясно, кто победит.

Нда, чет хотел пару слов про теорию Олсона написать, увлёкся и стал выгружать поток мыслей из головы. Очнулся - а передо мной уже длиннопост с историей, политической философией, и щепоткой конспирологии. Соответственно, из теории стационарного бандита здесь только первые два пункта, а остальное - мой личный взгляд на теорию происхождения государства. Ну да ладно, лишним не будет.

Про теорию стационарного бандита можно подробнее глянуть в википедии:

Государство в данной теории отождествляется с «оседлым (стационарным) бандитом» («stationary bandit»), который принимает решение закрепиться на определённой территории, единолично контролировать её и получать доход от населения (осуществлять грабежи) в долгосрочной перспективе. В этом заключается его отличие от «кочующих бандитов» или «бандитов-гастролёров» («roving bandits»), целью которых является извлечение максимальной выгоды в краткосрочной перспективе. Грабежи, осуществляемые «оседлым бандитом», приобретают форму регулярного налогообложения, при этом разумный «оседлый бандит» устанавливает такое налогообложение, при котором у населения остаётся часть ресурсов, которые можно использовать для накопления, инвестирования и последующего увеличения объёмов производства и соответственно прибыли, которая облагается налогом со стороны «оседлого бандита». Кроме того, «оседлый бандит» стимулирует развитие хозяйственной деятельности и заинтересован в экономическом развитии территории.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_оседлого_бандита

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Из кочевников берут правителя - идиотская мысль. При постоянных набегах из степи на Русь кочевников почему-то не пригласили. Правили свои.

Не учитываются уклады - кочевой, феодальный, буржуазный и противоречия перехода между ними.

Излишне примитивно и упрощенно.

раскрыть ветку (22)
22
Автор поста оценил этот комментарий
Рюрик такой: ну да ну да пошёл я нахер😂
раскрыть ветку (9)
8
Автор поста оценил этот комментарий

И тут Рюрик такой: "Я кочевник? Охуеть!"

раскрыть ветку (8)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Он был варягом, но и точно не "своим" 😊
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Варяги по характеру завоеваний похожи на кочевников - так же стремительно появляются изниоткуда и исчезают вникуда, быстро перемещаются, выжигают всё на своём пути и грабят местное население. После захвата Руси они так же относились к местному населению, как и кочевники по отношению к покоренным народам в других странах. Более того, именно они начали продавать местное население в рабство, и делали это в таких огромных количествах, что на западе слово "славянин" стало синонимом слова "раб", до сих так и пишется "slave".

раскрыть ветку (6)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Я зашёл в комменты, чтобы написать что пост охуенен, а точка душноты проста и забавна - сначала появилась старая/ладожская/новгородская Русь, а когда эта династия дошла до становления Киева столицей, то была уже изрядно разбавлена местной кровью и привязана к местным традициям.


И тут в комментах от автора же я вижу этот термоядерный бред про слэйв-славянин. Каким факин слэйвом надо быть, чтобы продолжать раз за разом распространять этот тухлый факт?

О лживой пропаганде навязывающей знак равенства между "Slav" (славянин) и "slave" (раб)

Да полный интернет разгромных статей.


И Скъявонская площадь в Венеции родственна не рабской торговле (ещё один тухлый факт) а скъявоне, венецианскому же мечу.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вы ссылаетесь на курсовую работу, которая пришла к выводу, что слово раб в английском восходит по цепочке к греческому эсклавос. Вот только эсклавос в свою очередь восходит к самоназванию славян в греческом искажении. То есть эта история не связана с Русью и скандинавами, но связана со славянами, которых массово захватывали в рабство (скорее всего на восток от римских границ и на северо-восток от Балкан).
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Можно ссылаться ещё на Дзен, LJ и все ссылки Гугла/Яндекса, ведущие на _подобные_ статьи. Все равно никто из именитых таким вопросом особо не задавался, потому что в большой науке этот вопрос сразу упрется в политику.

Суть в том, что в Венеции кроме славянских рабов было исключительно много славянских купцов и наемников, а английское слово "раб" более старое и никакого отношения к названию славян не имеет. Хоть бы и балканских.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

английское слово "раб" более старое

Ангийское слово slave происходит от sclavus (раб) из средневековой латыни, точно так же, как английские слова serf и service происходят от слова servus из классической латыни, также обощанчавшего раба. А в средневековую латынь слово sclavus попало из греческого, на котором значительная часть средневековой латыни лексически основывалась, где было слово эсклавос. Которое в поздние периоды означало рабов, а в ранние - было введео в оборот греческими путешественриками-историками для описания славянских народов. В какой момент слово эсклавос перестало использоваться в значении - славянин - и стало использоваться в значении - раб - сказать затруднительно, но я думаю это произошло в тот момент, когда pax Romana уперся в Дунай, за которым на тот момент жили в основном славянские племена. Факт массового захвата славян в рабство в тот период вполне себе достоверно подтвержден. Славяне массово перевозили Дунай с набегами, или пытались это сделать, особенно когда лимитаны были ослаблены. В свою очередь местные племена так же переходили Дунай уже вовне империи и грабили прилегающие земли, в том числе и захватывая рабов. Так как крупной экспансии в других регионах Рим тогда не вел, вполне можно предположить, что значительную часть ралов, особенно в местах проживания грекоязычных граждан, могли составить славяне. Вряд ли их было много на Апеннинском полуострове, но на Балканах и в том же Византии их вполне могло быть достаточно много именно в рабском положении, чтобы стереотип закрепился.

По поводу Венеции, кстати, все прикольнее. По поводу происхождения венетов консенсуса пока что нет, но влияние на их язык балто-славянского языка никто не оспаривает. Собственно, по основным версиям это или славянский народ, или балтийский. Есть еще версии, что это изначально неславянский народ, который подвергся культурной экспансии и "ославянился", так же, как болгары, например. Ну или это просто результат ассимиляции славян и латинов. В любом случае и само название города и название многих ранних топонимов имеют балто-славянские или славянские корни.

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Все равно никто из именитых таким вопросом особо не задавался, потому что в большой науке этот вопрос сразу упрется в политику.

Почему не задавался? Вот прям в комментах из того поста привели пример: #comment_82999185



https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/205613

Оле́г Никола́евич Трубачёв (23 октября 1930, Сталинград — 9 марта 2002, Москва) — советский и российский лингвист, один из ведущих российских учёных в области этимологии славянских языков и славянской ономастики. Cпециалист по сравнительно-историческому языкознанию, славист, лексикограф, этимолог, доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992). Муж лексикографа Г. А. Богатовой.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1397362#cite_note-Vas...

Название славян и значение «раб» в некоторых языках

По одной из версий, от племенного названия славян в греческом языке также было образовано название раба — среднегреческое σκλάβος[3]. При этом, действительно, славянские пленники в раннем средневековье нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли[6], их значительный процент среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы[7].

Из греческого происходит позднелатинское слово sclavus «раб», которое через средневековую латынь распространяется во многие западноевропейские языки, образуя немецкое Sklave, итальянское schiavo, португальское escravo, французское esclave, английское slave, и т. п.

В XVIII—XIX вв. в западноевропейской публицистике популярностью пользовалась ошибочная (или тенденциозно славянофобская) точка зрения, согласно которой, напротив, слово «славянин» происходит от слова со значением «раб»; полемика с этим мифом встречается ещё в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского[8].

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Хотел сначала поблагодарить за ценное замечание, но чет пост по ссылке не убедил и там в комментах критика годная. Кароч оставим на откуп читателям.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Речь не про кочевые и оседлые народы. Речь про кочевых и оседлых бандитов. Грубо говоря, сидели славяне где-то на юге. А на севере, в Ростове (который Великий), а точнее в Сарском городище, которое рядом с Ростовом, сидели финно-угры. И славяне иногда поднимались по рекам, давали финно-уграм пизды, забирали все ценное и уходили обратно. А в какой-то момент славяне подумали, что выгоднее будет не набегами действовать, а собирать дань постоянно. Оставили для этого пару сотен человек, которые, собственно и заложили Ростов. Теперь не нужно регулярно давать пизды финно-уграм. Теперь они долдны регулярно собирать дань, а пизды им нужно давать только если они не смогут это сделать. По сути и в первом случае и во втором славяне выступали как "бандиты". Но в первом случае они были кочевыми, так как набегали, брали все, что могли и уходили. А во втором случае - оседлыми. И не обязательно вся эта система существовала именно при национальной разнице. Например где-нибудь в Киеве точно так же жили поляне, которые грабили других полян. И точно так же они в определенный момент решили не грабить соседние деревни, а обложить их данью. Став из кочевых бандитов, которые набегают и забирают все, что могут - оседлыми, которые доят постоянно, но понемногу. А когда доишь, а не охотишься, то начинаешь заботиться о состоянии коровы. А корова начинает искать у тебя помощи.
раскрыть ветку (1)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Совершенно верно! Вам удалось выразить мысль лучше, чем мне. Спасибо.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
При постоянных набегах из степи на Русь кочевников почему-то не пригласили. Правили свои.

Путаете хронологию. Сначала пригласили варягов (ещё не факт что реально пригласили, может это так летописец для красоты написал, а по факту был обычный захват), потом Рюриковичи раздробились и превратились по сути в города-государства, которые были поглощены монголами и местные князья признавали владычество монгольского хана. На местном уровне конечно же правили свои - как и в других завоеванных кочевниками землях.


Не учитываются уклады - кочевой, феодальный, буржуазный и противоречия перехода между ними.
Пятичленка Маркса давно уже раскритикована, ознакомьтесь с современными размышлениями на эту тему. Одно не переходит в другое и не являются стадиями развития одного целого.


1. Кочевники - скотоводы, которые кочуют ради того чтобы прокормить скот на новых пастбищах. Им антагонистичны оседлые земледельцы, которые остаются на месте чтобы взращивать агрокультуры. Кочевники уходят в прошлое в двух случаях - если сами добровольно отказываются от кочевого образа жизни и превращаются в земледельцев или в их правителей (о чем написано в моём посте), либо когда они проигрывают конкуренцию более сильным державам - а это произошло в эпоху расцвета пороховых империй - именно тогда на Руси появились пушки и казаки пошли на восток вытесняя кочевников, в то же самое время Османы своими пушками захватили Константинополь, ближний восток, а затем и половину Средиземноморья.

Однако, нас интересует не кочевой образ жизни и не их экономика, а власть - кочевники (и викинги) приходят на раздробленную территорию, захватывают её и устанавливают единое владычество. Был ряд деревень и городов, пришли варяги - появилось единое гос-во. Было несколько княжеств, пришли монголы - появилось единое гос-во. Было множество варварских княжеств, пришли викинги - появилось государство Франков. И так далее.


2. Феодализм - это способ мобилизации военной силы и выстраивания вертикали власти в условиях падения экономики. Ярчайший пример - государство франков, в условиях когда не было денег на сбор и содержание войска, а надо было противостоять соседям, король (стационарный бандит) отдавал часть захваченной земли подчиненным (т.е. делился властью), в обмен на то, что те придут на помощь когда придёт время. Подчиненные становились хозяевами на своей тер-рии, кормились с этой земли, но были обязаны с этих налогов собирать себе снаряжение. Феодализм - это не про средневековье, не про рыцарей, не про феодальную раздробленность, феодализм - это про падение экономики, внеэкономическое подчинение и про власть. Вот последние лет 15 у нас тоже падение экономики и можно воочию наблюдать как в нашем государстве появляются элементы феодализма - губернаторы, министры и прочие чиновники получают право сидеть на злачных местах в обмен на верность верхновному главнокомандующему.


3. Ну про буржуазию и то как она взаимодействует со стационарным бандитом я написал в четвертом пункте поста. Притом нас интересует не экономика, а власть.


Таким образом, марксисткий тезис, что в корне всего стоит экономика, не верен. Экономика - это топливо, это строительные кирпичики, это шестеренки в механизме, но двигателем в возникновении государств и борьбе между ними является власть - стремление быть на вершине иерархии, подчинить всех остальных.

раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

"Кочевники уходят в прошлое в двух случаях - если сами добровольно отказываются от кочевого образа жизни и превращаются в земледельцев или в их правителей (о чем написано в моём посте),"

И вот это абсолютно неверное высказывание. Кочевники потому и кочевники что на их территориях другой образ жизни невозможен. В Монголии кочуют до сих пор, оленеводы на севере кочуют до сих пор.

Земледельческие государства, тот же Рим, захватывали другие. Так делали не только кочевники.

В обще на вскидку даже видны пробелы в этой гипотезе.

раскрыть ветку (2)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
И вот это абсолютно неверное высказывание.

Верное. Речь про конкретных кочевников, а не про кочевой образ жизни вообще.


Земледельческие государства, тот же Рим, захватывали другие.
В Древнем Риме не было государства в том смысле, о котором идёт речь в этом посте - там не было элиты, отделенной от народа, страна управлялась самим народом через сенат, консулов и народных трибунов. А вот сам Рим по отношению к завоеванным народам - был стационарным бандитом.


Так делали не только кочевники.
Ну, с этим соглашусь. Но это не принципиально, суть не в кочевниках, а в том, что разрозненные города объединяются в одну страну не добровольно, а в результате захвата внешними силами. А также в том, что государство, государственная власть, элиты - в сущности своей антинародны, и наивно полагать, что они что-то делают ради народа, а не из своих интересов.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
1) Рим управлялся сначала царями, а потом только сенатом. Причем сенат состоял только из самых знатных патрициев. Плебеи получили только часть власти в виде народного соьрания и то вследствие крупных беспорядков. И то это довольно быстро прекратили.

2) Изначально римское государство возникло когда Рим состоял из одного города. И нужно оно было для строительства стен и сбора легионов. Изначально там правили цари вообще, по наследственному принципу. Налоги они не собирали. Делили землю между плебеями и собирали войска за свой счет и счет добровольных взносов патрициев.

3) Кроме внешнего насолия есть и внутреннее. Рим, некоторые греческие полисы вроде Афин, Испания.
3
Автор поста оценил этот комментарий
Радикально не согласен со значительной частью написанного.

1) Роль кочевников в вашей истории преувеличена. Во-первых, переход от кочевого образа жизни к оседлому весьма условен и недискретен. Те же германцы, начав вести оседлый образ жизни, мигрировать не перестали и продолжили переселяться на запад, захватывая местные народы. Ту же империю франков создали оседлые германцы, несмотря на свою оседлость собравшиеся в армию, разбившую местные войска и занявшие высшее положение в местной иерархии. Ситуации, когда кочевники или мигрирующие племена захватывали местных случались и довольно часто. Особенно в рамках великого переселения народов. Что неудивительно, так как минрирубщее племя модет мобилизовать и сконцентрировать в одном месте куда больше воинов в краткосрочной перспективе. Но существует много примеров и обратного. Римскую империю создали без массовых переселений, например. В Испании государство формировалось без массовых миграций. На Руси славяне вместо того, чтобы просто подчинить себе местные племена почти полностью вытеснили из и создавали государства, чтобы управлять именно славянским населением в основном. Вообще, жто противоречие уже разбиралось во время критики теории внешнего насилия. И была выработана теоретическая система, устраняющая жти противоречия. Суть ее сводится к тому, что государство модет возникать не только в рамках внешнего насилия, но и внутреннего. Да, часто один народ захватывает другой и вырабатывает иерархическую систему для контроля над данниками. Но если такое не происходит, само население внутри себя постепенно расслаивается, в его рядах выделяются более богатые, знатные и могущественные и уже они вырабатывают систему контроля над соплеменниками. Но это касается на самом деле только формирования протогосударсивенных образований в рамках небольших общин. Масштабное государство возникает только тогда, когда возникает запрос на обслуживание более масштабного интереса. А там уже другие причины начинают играть роль. На территориях ирригационного земледелия первым делом появляется запрос на централизованное управление водной системой. Государство изначально появляется как институт, который нужен, чтобы организовывать строительство правильных каналов и плотин и чтобы пиздить тех, кто строит из неправильно, что сильно угрожает остальным. Ну и для распределения земельных наделов на орошаемых территориях. На территориях же без необходимости орошения государство появляется позже, как институт разрешения споров между влиятельными людьми без кровопролития и для организации войны с соседями. В обоих случаях о бандитизме речи уже не идёт. Государства первого типа просто присваивают все источники богатства, распределяя из самостоятельно, так как иначе не избежать бойни и саботажа в виде отбора воды у нижележащих поселений или их затопления. Государства второго типа наоьорот - вообще не касаются имущественнызв опросов. Например раннее римское государство даже не имело бюджета и источников финансирования. Гражданин, избравшийся городским магистратом, например, сам оплачивал строительство водопровода. Из своего кармана. Когда они собирали легионы, сенат на собрании определял, кто и сколько должен оплатить, а часто это решалось добровольно. Самая первая система налогообложения вообще предполагала, что всадник платит Риму за право собирать налоги в определённой провинции, а потом сам соьирает столько, сколько может и разницу оставляет себе. То есть в первую очередь римское государство, состоявшее из влиятельных и богатых граждан, просто балансировало их интересы, не вмешиваясь в их финансовые дела, не устанавливаются систему рэкета и так далее.

2) Экспансия казаков на восток не была связана с наличием пороха и ружей. Порох вообще принято переоценивать. Есть несколько интересных фактов, связанных с мифами:

1. Войска Кортеса побеждали индейцев не за счет ружей. Это были профессиональные воины, выращенные в культуре, воюющей со всеми вокруг кучу лет, имеющие стальные доспехи и кавалерию. Они держали строй, выполняли команды, отступали куда реже индейцев и большую часть их уничтожили кавлерийскими атаками. Наличие пороха упрощало войну, но и без него они бы отлично справились.

2. Есть интересный пример боя кастильцев с японскими пиратами в районе Бирмы. Кастильцев было человек 60, у них было 20 мушкетов и пики. Японцев было около полутора тысяч и у них были ружья. Так вот, порох был не лучшего качества и доспехи кастильцев держали пули. При этом кастильцы были очень опытными и держали строй. Они выиграли битву, потеряв одного убитым и нескольких ранеными. Убили они человек 300, остальные бежали. Потому что пираты были недисциплинированным и слабо мотивированным сбродом.

3. Собственно казаки были профессиональными и мотивированными военными. А противостояли им охотники. И основную роль сыграла именно разница в качестве контингента, а не лучшая вооружённость. Китайская армия была не сильно лучше вооружена, но с ней у казаков возникло куда больше проблем. Потому что это была уже армия.

На самом деле экспансия казаков была вызвана той же причиной, что и колонизация Америки. В России освоили почти все месторождения. А новым заводам требовались ископаемые. Поэтому начали осваивать Урал. А позже возникла проблема малоземелия. Поэтому с одной стороны отжали у кочевников Крым, Новороссию и усмирили Кавказ, а с другой - полезли в Сибирь.

3) Государственность у славян возникла до прихода скандинавов. Вообще, приход Рдриковичей существенно ни на что не повлиял. Они по сути просто заняли место в системе, уже существовавшей до них. Их заслуга заключается в относительной централизации, вместо кучи отдельных городищ появилась единая страна, способная поднимать много воинов. Но это произошло бы и без них - примеров хватает.

4) По поводу феодализма - это просто способ масштабировать систему управления, существующую до феодализма. Как управлялось древнерусское государство? Был князь. У князя была дружина. Дружина содержалась или напрямую князем, или путем предоставления участков на время службы. В крупных городах князь сажал наместника. Была еще родовая знать - бояре. Они владели землей не за службу а по праву рода - жто потомки местных правителей, которых не убили, а взяли в вассальную зависимость. Система эта не очень поворотлива. Со временем отношения усложняются. Например поспорили два крестьянина из-за коровы. Что им делать? По русской правде они искали ближайшего дружинника, который за деньги разрешал из спор. Но друдинрика могло и не быть. Он мог быть, например, на войне. Наместник есть только в крупном городе. А князь лично нанимал каждого дружинника. А у него тоже появлялось все больше и больше дел. Самый простой вызод из ситуации - масштабировать систему. Например отправить младшего сына в крупный город, чтобы уже он собирал свою лрулину и отправлял наместников уже по крупным селам. А он тоже не дурак и отдавал крупное село своему друдиннику, чтобы тот набирал свою малую дружину. И постепенно выстраивалась феодальная система. Проблема ее была в том, что чем дальше по цепочке от князя конкретный феодал, тем больше ему поебать на дела этого самого князя. Он же человек, а значит действовал в своих интересах. Поэтому со временем такую систему начала вытеснять приказная, но жто уже другая история. Таким образом если княжеское правление жто первый Макдональдс в Сен-Бернардино, хорошо отлаженный механизм управления в рамках одного ресторана, то феодализм жто франшиза Макдональдс, то есть масштабируемая система, которую можно было применять к большим территориям. И развивался он не в период упадка, а наоборот - в период экспансии. Чем больше новых городов и деревень нужно подчинить контролю, тем выгоднее расширять на них действие феодальной лестницы, а не пытаться управлять ими напрямую. Та же Римская империя именно в период расцвета начала формировать протофеодальные отношения, когда вместо прямых эдиктов из Рима местные дела начали передавать сначала проконсулам, потом преторам, местным общинам и так далее.

5) По поводу экономики - марксисты на самом деле перегнули с ее влиянием, но недооценивать его тоже нельзя. Любая политическая система жто система властных отношений. Власть в первую очередь жто способность заставить других людей делать то, что тебе выгодно. А для того, чтобы концентрировать власть в больших масштабах нужны материальные ресурсы. И тут возникает дилемма пирога и дележки. Вот есть пирог - все, что произведено обществом. Первые протогосударсивенных образования на самом деле были заняты тем, чтобы элиты от этого пирога откусили как можно больше. Но довольно быстро они пришли к мысли, что их интересует не сама по себе доля пирога, а как можно больший кусок в распоряжении. А значит увеличивать его можно не только забирая себе как можно большую долю, но и увеличивая сам пирог. Соответственно уже первые государства были заняты не только тем, чтобы перераспределять как можно больше пирога в пользу элиты, но и тем чтобы как можно сильнее повысить количество производимых благ. Поэтому все вопросы госуправления так или иначе упираются в экономику. Они по сути решают всего два вопроса - как заставить население больше произвести и как при этом большую часть передать тем, кто этим государством управляет.
раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Великолепный коммент! Спасибо, что не поленились так подробно расписать.

Посоветуете какие-нибудь книги, авторов, лекции на ютубе и прочие материалы для изучения? Или же диванное самообучение бесполезно и за такой глубиной погружения в тематику надо топать в универ на истфак?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, я на истфаке не учился. Хотя поэтому мне знаний в этой сфере часто и не хватает. но я учился на юрфаке, там историю тоже изучают, причем именно историю государства и права. Поэтому если хотите разобраться именно в теории происхождения государства - ищете учебники для юристов и работы юристов, специализирующих на истории. Потому что у историков часто слишком широкий взгляд на все эти вещи. Книги и авторов конкретных не посоветую, так как плохо их запоминаю и еще хуже запоминаю - из какого именно источника какую инфу я взял.

1
Автор поста оценил этот комментарий
1. Кочевники - скотоводы, которые кочуют ради того чтобы прокормить скот на новых пастбищах. Им антагонистичны оседлые земледельцы, которые остаются на месте чтобы взращивать агрокультуры.

Никто не антагоничен. Оседлые земледельцы это натуральное продолжение кочевнического образа жизни.

Однако, нас интересует не кочевой образ жизни и не их экономика, а власть - кочевники (и викинги) приходят на раздробленную территорию, захватывают её и устанавливают единое владычество

Так викинги это земледельцы.

Был ряд деревень и городов, пришли варяги - появилось единое гос-во. Было несколько княжеств, пришли монголы - появилось единое гос-во. Было множество варварских княжеств, пришли викинги - появилось государство Франков.

И во всех случаях государство и аппарат управления уже существовал до прихода вышеперечисленных людей. Произошла смена правительственной верхушки.

2. Феодализм - это способ мобилизации военной силы и выстраивания вертикали власти в условиях падения экономики. Ярчайший пример - государство франков, в условиях когда не было денег на сбор и содержание войска, а надо было противостоять соседям, король (стационарный бандит) отдавал часть захваченной земли подчиненным (т.е. делился властью), в обмен на то, что те придут на помощь когда придёт время.

Такие условия были почти всю жизнь до 1400х годов в Европе. Это не падение экономики, а результат ограниченной производительности. Ответьте на вопрос почему феодализм появился только в конце жизни Каролингского государства, а не раньше - в 5 веке, когда экономический коллапс поразил буквально все что можно?

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Такие условия были почти всю жизнь до 1400х годов в Европе. Это не падение экономики, а результат ограниченной производительности. Ответьте на вопрос почему феодализм появился только в конце жизни Каролингского государства, а не раньше - в 5 веке, когда экономический коллапс поразил буквально все что можно?

Во времена малых ледниковых периодов люди вымирали из-за голода и чумы, во времена средневекового климатического оптимума появлялся избыток населения. Однако, экономика была неразвитой т.к. в ней не было денег. Как нанимать людей и снаряжать их, если нет денег? Только прямыми приказами - убеждением через религию или насилием.


Насчет остальных замечаний соглашусь, пост вышел косячный. Сейчас уже поздно исправлять, но если б можно было переписать с нуля, я бы уточнил, что возникали государства разными путями, однако в конечном итоге приходили к одному и тому же - в результате внешнего завоевания либо политических интриг (в которых одна из группировок захватывает власть, получив в свои руки слишком большие рычаги влияния на общество) выделяется правящая верхушка, которая по своей природе антагонистична остальному обществу и относится к ней так же, как бандиты-рэкетиры относятся к крышуемому бизнесу.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
правящая верхушка, которая по своей природе антагонистична остальному обществу и относится к ней так же, как бандиты-рэкетиры относятся к крышуемому бизнесу.

Вот именно это, как мне кажется, достаточно примитивное объяснение. А главный обезьян в стае не относиться к ней как бандит к крышуемому бизнесу? Где-то да, но бандиту надо взять своё, тут он больше похож на паразита, а государю надо думать о том как своё владение развивать. И тут он уже ближе к руководителю бизнеса. Мне кажется, это ключевая точка при прочих внешних сходствах.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку