Ответ на пост «Логично»1
Прикол в том, что это не прикол. Более того, иногда даже 1200 с бесплатной доставкой будет приоритетнее, чем 1000 и 100 рублей за доставку. Мы все такие умные, но очень во многие ловушки попадаем просто потому что сознание не всегда включается вовремя. Есть очень старый анекдот, который хорошо описывает покупательскую психологию человека:
Старый еврей продает на базаре арбузы под табличкой "Один арбуз — 3 рубля. Три арбуза — 10 рублей". Подходит мужик и покупает арбуз за три рубля, потом еще один арбуз по три рубля, потом еще один арбуз, тоже за три. И на прощанье радостно говорит старому еврею:
— Смотри, я тебя обманул. Я купил три арбуза, а заплатил только 9 рублей! Не умеешь ты торговать!
Старик смотрит ему вслед и тихо произносит:
— Вот так всегда: берут по три арбуза вместо одного, а потом эти поцы учат меня коммерции.
Ну что - давайте разберем один из двух интересующих группу Анакондаз в одноименной песне вопросов, а именно: "какого...?"
Почему мы ведемся на откровенную дичь
Когда мы видим надпись: "цена 1200, доставка бесплатно"; а еще лучше: "цена 1200. доставка БЕСПЛАТНО!" - наше подсознание сразу ловит слово "бесплатно" как нечто особенное, отдельное. И офигеть какое нашему мозгу приятное. Поэтому в голове цена - немного дороже (это полбала в минус), а вот рядом БЕСПЛАТНО! (Это пару баллов в плюс).
Все потому, что бесплатно - это не просто экономия денег, это ощущение выигрыша без усилий. Деньги = потраченное на их зарабатывание время, а бесплатно = 0. Ничего не потрачено. И как итог, даже если вы заплатили больше в сумме, сам факт, что что-то нихрена не стоит, дает некислую эмоциональную награду. Ты тупо подсознательно рад.
Причем, если ты в этот момент не среагируешь на импульс, а подключишь рацио - хрен ты че купишь на сотку дороже даже с трижды бесплатной доставкой. Но вот рацио включают не все и не всегда, на этом и паразитируют маркетологи.
И это не личное мнение. Например, товарищ Дэн Ариэли - один из умнейших профессоров в области психологии и поведенческой экономики современности - устроил простой, но в тоже время гениальный эксперимент. Перед участниками ставили выбор: две конфеты. Причем со скидосом. Цена составляла примерно половину от реальной стоимости конфет.
Вариант А: дорогой, охренительный трюфель от Lindt за 15 центов (вместо 30);
Вариант Б: маленькая конфета Hershey’s* — за 1 цент (вместо 2).
*если кто не ел - Hershey’s это довольно таки дерьмовенькая дешманская шоколадка за оверпрайс, там мало шоколадки, она самая базовая, но упакована в отдельные пакетики.
И ясен красен люди в большинстве своем брали трюфели. Выгода на лицо. Ажно 15 центов, вместо 1!
Но потом Ариэли сделал одно простое движение, которое все поменяло: он просто сократил обе цены на один цент и трюфель стал стоить 14 центов, а Hershey’s бесплатно.
И все стали брать Hershey's, несмотря на то что трюфель все еще был так же дешевле обычного и явно вкуснее.
И вы сейчас, я вангую, тоже б взяли халявную конфетку, кто я такой, чтобы винить вас за то, что у вас это вшито эволюционно. Это ж буквально база.
В древности жизненно важные ресурсы (еда, вода, инструменты) были очень ограниченны. Если можно было получить что-то без лишнего труда и риска для жизни, шансы выжить и передать гены резко возрастали. Поэтому мозг учился фиксировать ситуации, где ты нихрена не потратил и выжил, и этот паттерн сохраняется до сих пор. И слава богу, потому что ну... Ресурсы все еще ограничены, пусть и не настолько базовые.
Мозг, получая что-то бесплатно, создаёт эмоциональный якорь. И в будущем при похожей ситуации мы интуитивно выбираем вариант с минимальными затратами. Это экономит время, энергию и снижает вероятность фатальной ошибки.
И как с этим жить?
Избавляться от этого? Во-первых невозможно, а во-вторых - глупо. Ибо у тебя и так есть суперсила автоматически определять потенциальную выгоду не тратя, особенно, на это энергии. Поэтому нефиг лишать себя суперсил, при этом борясь с ветряными мельницами, аки рыцарь печального образа. Стоики долго не живут.
Но вот заточить инструмент таки можно, чтобы тебя не кидали через выступающие из тела срамные части.
Для начала заведи привычку взевешивать решения о покупке. Классическое "за" и "против". Причем не сразу как только ты загорелся. Там придумаешь себе "за" легчайше. Человек вообще любит себя убедить, что он прав, когда что-то сделал на эмоциях. Покупатели Лисяней и Зикеров тебе это подтвердят.
Поэтому есть правило ночи. Если покупка требует твоего вмешательства (а то я тебя знаю - будешь "за" и "против" выписывать, если мороженку захочешь в парке. Жмот), то ты выписываешь за и против строго на следующий день. Все. ты великолепен и мудр, как сто Будд.
А чтобы каждый раз не тратить свои силы на оценку уровня: "а оно требует моего вмешательства" - поставь себе тупо денежный фильтр, как в старых кередитках. Если снимают больше косаря - введи пин-код. Вот и назначь себе от какой суммы твое рацио подключается к процессу покупки. Ну и у каждого оно свое, зависимое от уровня нормы. Знавал я как-то человека, который мог импульсивно купить квартиру. Завидую белой завистью.
А еще ты можешь использовать эффект халявы себе во благо. Потому что вокруг есть много чего бесплатного. Например прогулка в парке. И этим бесплатным ты себя можешь награждать за какие-то выполненные дела, например. Двойная польза. И дело сделал и на подарок себе не потратился, ну просто бусечка-кукусечка.
Так что умный человек даже из вроде как не оч позитивного своего свойства очень много пользы может вытащить. А я, если что - всегда готов помочь - это буквально моя работа. Найти то, что работает против тебя и настроить это тебе во благо.
Так что, чтобы всякое полезное не пропускать - подпишись здесь, на пикабе. А еще, ты всегда можешь посмотреть на мои другие соцсетки, например, в ВК и Ютубе - я снимаю видео с пошаговыми инструкциями на то, как побороть наиболее распространенные проблемы, а в ТГ - делюсь новостями науки и каким-то инсайтами из моей личной практики, а также разбираю ваши запросы.
И еще... Этсамое... Подписка - БЕСПЛАТНО! Без реклам, смс и регистраций. Все, чтобы потешить твоего внутреннего жлоба.
Обнял!



Психология | Psychology
27.8K постов61.5K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.