Ответ на пост «Бомбануло меня»56
Что за год сделал президент Аргентины Хавьер Милей
10 декабря исполняется два года с момента прихода к власти в Аргентине Хавьера Милея. Во время предвыборной кампании он называл себя «анархо-капиталистом», размахивал бензопилой и угрожал «порезать» государственный бюджет, чтобы сократить расходы и справиться с инфляцией. А еще — собирался «взорвать» Центральный банк, в котором работают «одни аферисты», легализовать продажу человеческих органов и право заниматься проституцией. Своим кумиром Милей считает избранного президента США Дональда Трампа. В сентябре лидер Аргентины заявил, что в списке действительно значимых политиков есть только два человека: «Один — это Дональд Трамп, а второй — я».
Когда он вступил в должность, не было никакой уверенности в том, что он сможет управлять Аргентиной. Он был мистером Никто.
Марсело Гарсия, глава консалтинговой компании по управлению геополитическими рисками Horizon Engage
Кто такой Хавьер Милей и как он пришел к власти
До вступления в должность президента у Хавьера Милея практически не было опыта в политике. По образованию он экономист: 20 лет преподавал в вузах страны макро- и микроэкономику, монетарную политику и теории экономического роста. Кроме того, Милей работал главным и старшим экономистом в государственных и частных структурах, в том числе в британском банке HSBC.
Широкую известность в Аргентине он приобрел после того, как начал выступать на телевидении. В эфире он вел себя экстравагантно, оскорблял гостей и использовал ненормативную лексику. Зато уже в 2021-м журнал Noticias отвел Хавьеру Милею четвертую строчку в списке 100 самых влиятельных людей Аргентины. В том же году он занял депутатское кресло в парламенте и начал продвигать идею минимального вмешательства государства во все сферы жизни общества.
Его победу на президентских выборах (с 56% голосов) многие аналитики поначалу называли «неожиданной», но сходились на том, что это — результат усталости аргентинцев от традиционных политических сил, которые погрязли в коррупции и были неспособны вывести страну из экономического кризиса.
Когда Хавьер Милей пришел к власти, Аргентина находилась в глубоком кризисе: в супермаркетах цены росли ежедневно, годовая инфляция превысила 200% (экономисты предупреждали, что страна балансирует на грани гиперинфляции), госдолг преодолел отметку в $400 млрд (90% ВВП), уровень бедности составлял более 40%. Тогда Милей начал проводить «шоковую терапию» для вывода страны из «критической ситуации».
Президентский срок Хавьер Милей начал с девальвации национальной валюты на 54% (с 366 аргентинских песо до 800 за $1). После этого официальный курс доллара подскочил с 400 до 980 песо и стал значительно ближе к рыночным показателям. Кроме того, курс доллара на черном рынке серьезно снизился (разрыв между «черным» и официальным сократился на 44%). Правда, Центральный банк Милей так и не распустил.
В конце декабря Милей представил правительству пакет реформ из более чем 600 статей. Он предлагал легализовать 12-часовой рабочий день и сократить пенсии. Закон не раз корректировали и приняли только в июне. Власти закрепили такие инициативы, как приватизация ряда госкомпаний, система стимулов для крупных инвесторов, вкладывающих в экономику Аргентины не менее $200 млн, и налоговая амнистия. В частности, амнистия предполагала, что аргентинцы могут «достать свои сбережения из-под матрасов и оффшорных счетов» и вернуть в кредитные организации до $100 тыс. без уплаты налогов. Эта схема к концу 2024-го обеспечила банкам страны $19 млрд.
«Шоковая терапия» Милея направлена на оптимизацию и сокращение расходов любыми доступными способами. С момента вступления «президента-анархиста» в должность в Аргентине уменьшили число министерств с 22 до 8, уволили более 30 тыс. государственных служащих и свернули порядка 200 тыс. социальных программ. Финансирование университетов урезали (некоторые после этого не смогли оплачивать счета за электричество), инфраструктурные проекты — заморозили (около 200 тыс. строителей потеряли работу), пенсии и субсидии на электричество, газ и транспорт — уменьшили.
В результате правительству Милея удалось сократить государственные расходы на 5,6% от ВВП — рекорд с начала 1960-х.
