Ответ на пост «А из нашего окна штанга длинная видна!»

На Хороль

Быль

На аэродроме Хороль скопилось много топлива с выходящим сроком хранения. Решили послать на этот аэродром наш полк, чтобы мы полетали на боевую службу, "на себя", план продвинули, и топливо выработали. Нельзя сказать, что мы сильно обрадовались месячной командировке, но, люди мы военные, поэтому спланировали перебазирование, и немедленно приступили к выполнению планов командования.
Первым пунктом плана был перелет на аэродром Хороль. Так как на аэродроме отсутствовала штатная группа руководства полетами (ГРП), то решили сначала заслать одиночный борт с ГРП, которая и должна была принять все остальные борты. Меня включили в состав ГРП в качестве дежурного штурмана командно-диспетчерского пункта (КДП), руководителем полетов (РП) определили заместителя командира полка. Чтобы полет не пропал даром, командир полка решил в этом же полете выполнить контрольный полет по маршруту, по программе переучивания этого же заместителя командира полка. Короче, экипаж подобрался порядочный: командир корабля - заместитель командира полка, инструктор – командир полка, штурман-навигатор - подполковник, бывший штурман ракетоносной дивизии, ну и я в качестве пассажира, на месте штурмана-инструктора.
Накануне дня перелета все истово прощались с родными и близкими, поэтому на вылет пришли с помятыми лицами, и очень неустойчивой психикой. Мне было лучше всех, так как не надо было изображать из себя воздушного бойца. Но я не позволил себе ничего лишнего, не попытался "разгладить лицо", помня о том, что после прилета мне придется несколько часов просидеть на КДП. Не хочу наговаривать на своих товарищей, но мне показалось, что инструктор и штурман, после прохождения доктора, все-таки не смогли справиться с искушением привести здоровье в порядок. Но, не будем на этом зацикливаться, дело житейское.
Залезли в самолет, с трудом разместились. И, хотя Ту- 142 - достаточно большой самолет, в кабине было тесновато, так как еще и техники поналезли. Ладно. Взлетели. Полет проходил нормально. Самолет летел, командир корабля старался ему не мешать, инструктор дремал, штурман задумчиво смотрел на приборы, постепенно теряя связь с окружающей реальностью. Я рассматривал кабину, изучал работу навигационного комплекса, завидовал большим "лампам-цифротронам", которые прекрасно показывали расстояние до очередного поворотного пункта маршрута (ППМ).
Так мы долетели до ППМ, над которым надо было повернуть вправо на 100 градусов, и взять курс на Хороль. Погода была прекрасной, облачности в феврале у нас не бывает, поэтому я хорошо видел тот самый мыс, над которым мы должны были развернуться. Навигационный комплекс, что очень удивительно, работал прекрасно, "шпага" закинулась куда надо, "цифротроны" начали показывать дальность до следующего ППМ. Но самолет летел прямо, и это не вызывало никакого беспокойства в экипаже.
Я толкнул штурмана, мы с ним раньше летали в одном экипаже на Ту-22м2, особенности его характера я знал. Мишка очнулся, послушал меня, сделал успокаивающий жест рукой, мол, сейчас разберемся, отвернулся к приборам, и опять впал в транс. Мне все это не понравилось, я приступил к более решительным действиям - потянул за штанину инструктора. Тот встрепенулся, я ему показал рукой, что пора разворачиваться, он меня понял, но показал, что в самолете есть штурман, пусть он и думает. Командир корабля уверенно контролировал работу различных систем самолета, на самолетовождение не отвлекался, ведь в самолете 3 штурмана, да еще и пассажир из них же будет. Через некоторое время заволновался районный центр управления воздушным движением (РЦ). Да так заволновался, что прямо спросил - куда это мы следуем? Инструктор попросил РЦ минуту подождать, и начал опрос экипажа, с целью выяснить наше местоположение. Видя некоторую панику в экипаже, опять очнувшийся штурман задал штилевой расчетный курс на Хороль, не вникая в настоящее место самолета. Инструктор доложил РЦ, что следуем на "Цветной" (Хороль), командир корабля спокойно развернулся на заданный курс, все успокоились. Все, кроме РЦ, который настоятельно требовал уточнить наше место. На душе было неспокойно, но я не мешал ребятам бороться с РЦ.
Но, когда самолет, заходящий на Кневичи, со снижением пересек наш курс, я не выдержал, взял у инструктора карту, который ее зачем-то разглядывал, показал наше место, посоветовал развернуться вправо еще на 90 градусов, и пройти 8 минут. Инструктор молча отобрал управление у командира корабля, быстро проделал необходимые манипуляции, и успокоил РЦ, сказав, что мы немного уклонились, так как обходили кучевку. Пролетавший где-то рядом борт зачем-то сказал в эфир "Оба-на!", РЦ обескураженно молчал, мы пошли на Хороль, где и выполнили нормальную посадку "без последствий".
Нельзя сказать, чтобы совсем "без последствий", потому, что скоро на вертолете прилетели генерал-летчик, и полковник-штурман, отстранили всех от полетов, и начали контролировать героический экипаж в полетах в районе аэродрома и по маршруту. Но, это уже совсем другая история, уж совсем похожая на "очернительство".
Окончание
На Хороле