Ответ Аноним в «Кассир в Пятерочке»

Магазины "самообслуживания" были еще в советское время. Огромные "супермаркеты" открывались по столицам к Олимпиаде и чуть после нее. На кассе, была ли лента, не помню, но на кассе все товары сразу пробивали. По мере ухудшения дел с продовольствием в стране, отделы в магазинах самообслуживания начали отгораживаться прилавками. Тут, главное уже было не перепутать номер отдела, в который ты пробиваешь на кассе чек. Да, на кассе только чек пробивают, а с чеком уже идешь в заветный отдел. Где уже был до того, отстоял очередь и, возможно, что-то колбасно-сырное тебе уже взвесили. Однажды, в студенчестве, перепутал таки я номер отдела. "Добрая" продавщица в отделе заявила, что мне сейчас за это на кассе "по голове надают", да обманула. Поворчали там слегка, - молодая девушка на кассе была, - новый чек пробили, а голова цела осталась.

Да, очередь в сам отдел. Продавщица, взглянув исподлобья, бурчит, - "скажите, что бы за вами не занимали". Да, где там, - первая же парочка женщин за 40, которые становятся в очередь за тобой, на это "просили не занимать" не моргнув взглядом отвечают, что это их не касается и они "попросят еще одних". Видя, что очередь продолжает расти из тех, кто "попросит еще одного", продавщица уже начинает нервничать и повышает голос "Вы сказали, что бы за вами не занимали!?!" На что все из хвоста просящих начинают одновременно что-то лепетать. Получается схоже с птичьим базаром из передачи в "Мире животных" (здоровья Николай Николаевичу).

Отдельные тонкости с понятиями "жетоны" и "я много беру". Они были с региональными особенностями, и можно было попасть впросак, употребив их вне ареала их обитания.

"Жетонами" в Киеве назывались советские монеты в 50 коп, которые принимали автоматы по продаже подсолнечного масла. Такие автоматы были по всей стране, разливали из них масло в свою стеклянную тару, а монеты по 50 коп покупатели разменивали на кассе в магазине. И вот тут на слово "жетоны" из кассы в московском магазине раздалось грозное "Это не жетоны! Это деньги!" Понаехала тут, лимита паршивая.

Но, в Златоглавой существовала вежливая фраза "отвали" для всех граждан, просящих тебя что-то им купить без очереди, - "я много беру". Это связно было, понятно, с ограничениями по кол-ву товара в одни руки. Касалось это спиртного в основном, поскольку "срочно" купить сахара, масла или муки никому не нужно было. Разве что, помню, в овощном отделе кто-то чеснока купить "на закусить" полез, да недобро это восприняли люди. Так вот, Одесса, тогда еще УССР, очередь летом за пивом. Каждые минут пять, понятно, кому-то надо "всего" пару бутылок, - ну не стоять же в очереди со всеми ради этого? На "купите мне ... " одесситы сходу отвечают, - "а вы вон того, впереди, попросите". И вот так "впереди" дошло до моего однокурсника, настоящего москвича, который покупал по максимуму пива на всю прибывшую на стажировку нашу учебную группу. С поезда "трубы горели". Может быть он и не отказал, но видя, как все одесситы безотказно переводят стрелки на кого-то стоящего впереди очереди, решил не нарушать местных правил. Жалко, что впереди него уже никого не было. И он привычно выпалил "я много беру!" Очередь одесситов замолкла. "Чего-чего он сказал?" - все учуяли что-то инородное. "Он сказал, что много берет ..." и через пару секунд раздался организованный смех. Тому просителю пары бутылок пива, по памяти, никто из добрых одесситов без очереди так и не купил. Куда он делся не помню, может и сам стал в очередь. Она, кстати, небольшая была.

Что-то понесло на воспоминания. Ладно, ну так а что сейчас? Заказал доставку в сетевом магазине, тебе всего и привезли в тот же день. Что помяли или перепутали, отослал фото с мобильного телефона, - в три дня деньги вернули. Скукотища? Да не, ну нах те воспоминания молодости. Пусть больше энергии на что-то созидательное уходит, чем преодоление прилавков с препятствиями.