"Отмена" культуры врага: почему этого не делали раньше?

Еще сравнительно недавно культуру выводили за скобки конфликтов: в блокадном Ленинграде исполняли Бетховена, а немецкий летчик, сбивший самолет де Сент-Экзюпери, был поклонником его творчества.

"Отмена" культуры врага: почему этого не делали раньше? СМИ и пресса, Культура, Экономика, Пропаганда, Музыка, Культурное наследие, Ценности, Длиннопост

Ныне же, судя по "отмене" Достоевского и Чайковского в западных странах, если ты с кем-то даже непрямо воюешь, во враги следует записать всех, кто может хотя бы отдаленно ассоциироваться с противником.


Причины следует искать в том, что изменилось назначение и содержание культуры.


Исторически культура производна от культа, связана с религией и отражает высшие идеалы. Далее по мере секуляризации она постепенно отрывается от религиозных корней, но по инерции все еще связана со служением высшим ценностям – красоте, справедливости, правде. Поэтому еще сравнительно недавно творение культуры строго обусловливали наличием таланта. На лучших представителей человечества возлагалась миссия поднимать его ввысь с помощью творчества.


Шекспир, Гете, Пушкин, Бах, Моцарт – это своего рода культурные пророки, которым открыта высшая истина для передачи ее остальным людям.


Понятно, что, при таком подходе к культуре, ее никто не станет отменять, так же как математические теоремы не утрачивают своей силы от того, что их доказали немецкие или французские ученые.


Но в XX в., и особенно после войны, парадигма меняется. Вдруг обнаружилось, что смазливый парень с гитарой, исполняющий песни негритянской бедноты, может быть несравненно популярнее музыкантов с консерваторским образованием.


Добавим к этому то, что и СМИ стали себя все больше ощущать как настоящая "четвертая" власть. Оказалось, что старые шедевры можно просто не включать по радио и о них все забудут, и, наоборот, если парня с гитарой крутить 24/7, в сознании миллионов он займет место Моцарта.


Тем самым был открыт ящик Пандоры, когда в том, станешь ли ты звездой, все большую роль стали играть инвесторы, а не таланты. Процесс шел медленно, но верно. Его можно проследить, если сравнить модных исполнителей сегодня и несколько десятилетий назад. На ютубе имеется достаточно роликов с подробным разбором этой динамики, однозначно указывающей на деградацию музыки в современном мире. Beatles, Pink Floyd или ABBA – все это осталось далеко в прошлом не столько по времени, сколько по бесконечно опустившейся с тех пор планке.


Правят бал акулы шоу-бизнеса, давно осознавшие, что могут сделать звезду из кого угодно и объявить шедевром любое убожество. Если об этом достаточно долго говорить на посещаемых площадках устами проплаченных инфлюенсеров, с этим все согласятся.


Этот механизм работает в отношении как ныне здравствующих культурных деятелей, так и покойных. Не только молодую исполнительницу можно раскрутить или замолчать, но и Баха. "Люби меня по-французски" и "Страсти по Матфею" находятся в одном и том же положении.


Истинными творцами культуры в современном мире является коммерсанты, а не авторы. Соответственно, и потребление культурного контента можно регулировать в угоду коммерческим, а, если прикажут сверху, то и политическим, соображениям.


Чайковский – это не мировое культурное достояние, а продукт, который, как и Леди Гагу или Моргенштерна, можно рекламировать в меру необходимости.


Таким образом, "отмена" высших достижений прошлого – это закономерный результат культурного развития Запада в последние десятилетия, и здесь еще есть куда падать.