От рождения до смерти. Вся жизнь Нормана Роквелла. Очень длиннопост
Представьте парня: худой, мечтательный, рисует с детства. Это Норман Роквелл. Его путь – не про громкую славу "великого художника", а про то, как он стал голосом обычной Америки. От первых обложек для скаутов до легендарных картин в Saturday Evening Post – он показывал жизнь такой, какой её знали миллионы: со смешными моментами, семейным теплом и сложными вопросами. Норман никогда не боялся рисовать социально-опасные образы, но и никогда не занимался только этим, а отражал совершенно разную жизнь. Он пережил личные трагедии, сгоревшую студию, критику "серьезных" искусствоведов, но упрямо рисовал свою Америку – с веснушками, улыбками и надеждами.
Сегодня я расскажу вам каким был Норман Роквелл, мы погружаемся в его биографию, от рождения до смерти, и даже больше.
Норман Роквелл — выходец из достаточно старого рода, его далёкий предок, Джон Роквелл (1588–1662), был переселенцем из Англии, из графства Сомерсет.
Семья Роквеллов, 1911 год. Отец — Джарвис-Уоринг Роквелл-старший; Мать — Энн Мэри «Нэнси» Роквелл (урождённая Хилл). Второй ряд: слева — Норман Роквелл, справа — Джарвис Уоринг Роквелл-младший.
Норман родился в Нью-Йорке, 3 февраля 1894 в совершенно стандартной американской семье своего времени. Его отец, Джарвис-Уоринг Роквелл-старший, всю жизнь проработал менеджером на текстильной фабрике в Нью-Йорке. Мать, Энн Мэри Роквелл, в духе времени была домохозяйкой. Норман был младшим из двух детей. Его брат, Джарвис Уоринг Роквелл-младший, был старше его на полтора года, прожил жизнь вдалеке от общественного внимания и умер в 1973 году.
Юный Норман Роквелл начал рисовать с самого детства. Его рисунки не сохранились, однако по воспоминаниям, наибольшее влияние на него оказали книги Чарльза Диккенса, Марка Твена, сказки, которые любил читать отец своему сыну. Будучи уже взрослым серьёзным иллюстратором, Роквелл не просто проиллюстрирует Марка Твена, художник посетит родной город писателя, прочувствует атмосферу его дома. Отдавая дань памяти героям, Норман даже отыскал пещеру, в которой заблудились Том Сойер и его спутница Бекки. Творчество Твена не только даст первый толчок к развитию способностей Роквелла, но и окажет большое влияние на его карьеру иллюстратора. Но об этом позже.
Пока молодой Норман только начинает свой путь к славе. В 14 лет его отдают в Нью-Йоркскую школу искусств, уже в 15 лет он получает свой небольшой заказ. Далее следует поступление в Национальную академию дизайна,
а следом — в Лигу студентов-художников Нью-Йорка. Это учреждение образования стоит рассмотреть подробнее.
Основано оно было выходцами из Национальной академии дизайна в 1875 году. Основная причина создания — поиск свободы в обучении, тогда как академия придерживалась стандартных на тот момент учебных планов и программ. Важным отличием Лиги было и то, что в ней изначально училось много женщин, в вопрос эмансипации женщин-художников Лига внесла огромный вклад, не только предоставляя им право учиться, многие женщины-художники в дальнейшем занимали значимые административные должности в её рамках. Деятельность Лиги оказалась успешной, уже в 1877 году Национальная академия дизайна меняет свою программу на более либеральную, однако студенты проголосовали за сохранение деятельности школы.
В «Лиге» Норман учился у именитых мастеров и великолепных педагогов. Выделим отдельно двоих — Фрэнка Дюмона и Джорджа Бриджмена.
Фрэнк Дюмон — последователь американского импрессионизма, разработавший призматическую палитру, которую часть художников трактует не как метод или технику, а как подход к мышлению художника. Более 50 лет Фрэнк учил молодых художников правильно воспринимать свет и передавать его в картинах. Работа со светом в дальнейшем станет одной из сильных сторон Роквелла. Джордж Бриджмен занимался подготовкой художников по направлению анатомии. Был он человеком сложным, однако за 45 лет работы более 70 000 художников прошли обучение в его классе. Роквелл очень ценил и уважал Бриджмена. Из-за большого объёма работы Бриджмен работал только с отдельными людьми, а уже его лучше ученики должны были в качестве преподавателей помогать остальным. Роквелл вспоминал о случаях, когда после окончания занятий, которые вёл он, Роквелл, Бриджмен пил пиво и рассказывал о великих иллюстраторах, у которых учился сам.
Непосредственно во время обучения в Лиге у Нормана появляется первый крупный заказ на иллюстрацию книги, ему на тот момент было всего 18 лет. Это была книга Карла Гарри Клауди «Скажи мне, почему: рассказы о матери-природе», хотя сам Карл больше известен как масон, писавший книги о масонстве.
Уже в 19 лет Роквелл получает первую стабильную работу именно как художник. Его нанимают в журнал «Boys 'Life», в котором он будет работать на протяжении трёх лет. Там выходят его первые обложки, однако движение бойскаутов Роквелл будет поддерживать на протяжении всей своей жизни.
Когда Роквеллу исполняется 21 год, он вместе с семьёй переезжает из Нью-Йорка в пригород, Нью-Рошелл. В этом месте жило немало художников, и совершенно неудивительно, что Роквелл нашёл родственную душу, человека, совместная работа с которым оказалась ещё одним трамплином для выхода Роквелла в мир обложек лучших журналов в Америке. Он знакомится с Виктором Клайдом Форсайтом, и они открывают совместную студию. Форсайт был карикатуристом, на тот момент уже известным и уважаемым, вхожим во многие редакции и имевшим серьёзный навык коммерческой работы.
За работу на «Boys 'Life» Норман получал достаточно небольшие деньги и временно приостановился в своём росте (насколько это конечно применимо к столь молодому художнику). Форсайт активно убеждал Роквелла в том, что он достоин большего и… убедил! Роквелл загорелся идеей попасть со своими работами в «Saturday Evening Post», один из крупнейших американских журналов.
Норман Роквелл идёт на перевую встречу с редактором «Saturday Evening Post». Карикатура из книги «NORMAN ROCKWELL. ILLUSTRATOR»
Изначально Роквелл хотел направить туда рисунки девушек модельной внешности и иную «богему», однако именно Форсайт повлиял на то, чтобы Норман отказался от этой идеи и направил в журнал рисунки абсолютно стандартных, общераспространённых элементов быта обычных американцев.
Роквелл подготовился основательно к первой встрече с арт-директором журнала, заказал себе большой чёрный футляр для картин, который был похож на чемодан, вложил туда две картины, посвящённые детству, и незавершённый эскиз. Его чемодан, о котором даже в шутку спросил редактор: «А не гроб ли это?» — вызвал больше внимания, чем сами картины, их… просто взяли и купили, сразу, заключив договор о создании трёх обложек для журнала. Это был фурор, первое, что сделал Роквелл, — написал телеграмму Форсайту, что ещё раз подчёркивает, насколько важна была ему помощь более опытного товарища. К слову, Роквелл изменил и сам журнал, «Saturday Evening Post»
после его презентации своих работ опубликовал служебное правило, согласно которому абсолютной любой художник, который принесёт свои работы, — гарантированно встретится с главным редактором или его заместителем.
Норман весьма спокойно реагировал на многочисленную критику своих работ: «Я думаю, что я рассказчик, — и хотя это, возможно, не самая высокая форма искусства, это то, что я люблю делать».
Роквелл был патриотом США, в годы Первой Мировой войны он считал своим долгом попасть в ряды армии. В 1918 году ему было 23 года, он твёрдо решил идти в армию. Однако с первой попытки ему попасть в армию не удалось. Не хватило веса! Норман весил всего
64 килограмма при росте в 180 см. Поэтому Роквелл воспользовался достаточно стандартным средством обхода этой проблемы. Он наелся бананов, пончиков и напился воды до самого «не балуй» и со второй попытки прошёл набор в армию.
Что может делать перспективный молодой художник в армии?
Правильно, красить! Изначально его направили в Ирландию рисовать знаки отличия на самолётах, однако немецкая военная подводная лодка «помогла» кораблю вернуться в порт. Во время стоянки несколько сотрудников заметили портреты, которые Роквелл рисовал в свободное время, и профиль его работы резко сменился. С тех пор ему нужно было рисовать для газеты армии США
«На плаву и на берегу», что отнимало минимум его времени, ему предоставили большую свободу для творчества, главное, чтобы оно было хоть как-то связано
с армией и флотом. В военных действиях Роквелл не участвовал (хотя риску подвергался — он перенёс «испанку»). Война закончилась, и вот он снова гражданский.
Автопортрет Нормана Роквелла на плаву и на берегу, когда он находился на военно-морской базе Чарльстон во время Первой Мировой войны.
После службы, уже через много был у Роквелла и творческий провал. Он совпал с разводом с первой женой. Роквелл загорелся идей написать Великую Картину, съездил поучиться в Париж к последователям модернизма. Вернувшись, начал использовать приобретённые навыки в иллюстрировании — получилось отвратительно. Его начальник вызвал Роквелла на разговор и прочитал ему большую лекцию о том, что главное в творчестве — быть собой, а не пытаться создать шедевр, опираясь на чьи-то нормы. Редактор высказал весьма интересную мысль: «Лучше, чтобы твоя работа была на обложке самого популярного журнала, чем застыла в фондах музея».
Большую роль в жизни Роквелл имел 1930-й год: в отпуске он поехал к своему другу Форсайту в Калифорнию и там познакомился с Мэри Барстоу. Роман был невероятно быстрым, всего через 3 недели они поженились и жили счастливо до трагической смерти Мэри от болезни сердца. В этом браке родилось трое детей.
Норман в период 1930-х гг. очень много рисует. Его творчество настолько динамично, что он больше не может тратить время
на полный рисунок с натуры,
и художник начинает активно использовать фотографию и нанимать фотографов для своей работы. Он будет пользоваться этой техникой до конца жизни. Роквелл всегда был дотошен в постановке композиции своего рисунка, а следовательно и фотографии. Перед фотосессией Роквелл показывал эскиз натурщикам, объясняя, как и где лучше встать, как держать руки, какие эмоции изображать. Так как большинство моделей не были профессионалами, а просто друзьями или соседями художника, Норман не мог требовать от них слишком многого. Тем не менее, Роквелл относился к этому этапу очень серьёзно и старался максимально близко воплотить задумку в реальность.
Примерно в это время художник начинает использовать интересный приём, он «подрезает» края картин, делая их похожими на фотографии и размещая изображения таким образом, как их мог видеть находящийся там наблюдатель, тем самым создавая сильнейший эффект погружения во многих из своих работ. Для примера, приведём часть из наиболее известных картин Роквелла и их «фотозаготовки». Важно понимать, что заготовки и фотографии — лишь способ ускорить и упросить написание первоначального полотна, Роквелл никогда не занимался гиперреализом и не перерисовывал фотографии полностью.
В 1939 году Роквелл с семьёй переезжает в Арлингтон, небольшой город, после чего творчество Нормана окончательно захватывает описание «быта маленького города». Имел Роквелл отношение и к кинематографу. Он был автором иллюстраций к семи фильмам и в целом был достаточно близко знаком с Голливудом.
Вторая Мировая война и 1943 год разделяют творчество Роквелла на «до и после», он создаёт своё самое известное творение — «Четыре свободы», из которых «Свободу слова» сам считает самой важной и самой ценной из своих картин. Про эту серию мы будем говорить отдельно, про каждую из картин.
С выставкой этих и ещё некоторых иных картин Роквелл объезжает всю Америку, собранные средства отдаёт в фонд армии, подробнее к идеологической и политической значимости отдельных работ Нормана мы обратимся во второй части.
В 1943 году Роквелла ждала ещё одна серьёзная проблема: у него сгорела в Арлингтоне студия вместе с большим количество картин, заготовок и рабочих материалов. После этого сам характер творчества Нормана изменился достаточно сильно. Он практически перестал обращаться к старым темам и работам, всё своё внимание сосредоточив на актуальной современности, в том числе и на сложные вопросы политики и идеологии. В конце 40-х гг. Роквелл, кроме своей художественной деятельности, начинает ещё и преподавать. В 1959 году умирает его жена Мэри, Роквелл очень тяжело переживает её смерть. Ему на помощь приходит сын, они начинают работать над автобиографией — "My Adventures as an Illustrator" («Мои приключения в качестве иллюстратора»), которая будет издана в 1960-м году. Роквелл вернётся в работу окончательно изменив свои интересы.
В 1961 году он, будучи уже человеком в возрасте, женится в третий раз. Опять на Мэри, Мэри Лите «Молли» Пандерсон, уже вышедшей на пенсию учительнице английского языка. Любопытно, но все три жены Нормана были учительницами.
В 1963 году Роквелл прерывает длительное сотрудничество с «Saturday Evening Post». Журнал ограничивал его в работе на остросоциальные и политические темы. Норман начинает работать с журналом «Look», сотрудничая с ним на протяжении следующих десяти лет. Вместо бытовых сцен в его работах стали преобладать интересы в области гражданских прав, бедности и освоения космоса. В 1973 году вышел краткометражный фильм «Мир Нормана Роквелла... Американская мечта». С комментариями самого Роквелла фильм показывает видение и сущность художника с помощью фотографий, архивных записей и картин, показывая то, что автор понимал под «Американской мечтой». Фильм, а также его режиссёр, получили «Оскар».
Как мы уже говорили ранее, Роквелл всю жизнь поддерживал движение бойскаутов, в год его 75-летия на ежегодном календаре бойскаутов оказался сам Роквелл. Последней работой для календаря Бойскаутов стала картина «Дух 1976 года», на тот момент Норману было уже 82 года.
Последнюю свою обложку Роквелл нарисовал в этом же 1976 году, для журнала «American Artist» к двухсотлетию Дня независимости США.
На картине два символа своего времени: Норман Роквелл, простой художник с чемоданчиком для красок, и знаменитый Колокол Свободы.
В сопроводительной статье редактор журнала Сьюзан Э. Мейер написала, что «казалось уместным, чтобы любимый американский художественный журнал поручил любимому художнику Америки отпраздновать 200-летие страны».
Ошибочна информация о том, что «Президентской медалью свободы» Роквелла наградили посмертно. Он получил её при жизни, в 1977 году. Роквелл получил высшую награду
США в мирное время за его «яркие и нежные портреты нашей страны» изображённые с «проницательностью, оптимизмом и хорошим юмором».
Принял медаль из рук президента сын Роквелла Джарвис. Норманн к тому времени имел серьёзную хроническую болезнь лёгких, от которой в последствии и умер.
Похороны Нормана Роквелла. Один из несущих гроб — сын Джарвис. Остальные — члены художественного клуба Стокбриджа. Существует видеозапись событий.
Скончался Норман Роквелл в возрасте 84 лет, 8 ноября 1978 года в Стокбридже, в котором он прожил последние свои 25 лет. Первая леди Розалин Картер присутствовала на его похоронах. За несколько месяцев до кончины он успел обговорить все детали хранения и экспозиции своего огромного художественного наследия с организацией «Old Corner House Stockbridge», которая и занялась обустройством музея самого знаменитого американского художника ХХ столетия..
Пару слов о потомках.
У Нормана Роквелла и Мэри Барстоу было трое детей. Джарвис Уоринг, Тормас Роквелл и Питер Барстоу. Естественно, все дети пошли в искусство.
Джарвис Уоринг, как старший сын, активно помогал отцу при жизни. Продолжал работать художником. Активно собирает коллекционные фигурки. Автору неизвестно, жив ли Джарвис на данный момент, однако свидетельств смерти не найдено.
Томас Роквелл стал писателем. По одной из версий, он был фактическим автором автобиографической книги его отца, «Мои приключения в качестве иллюстратора», однако официального подтверждения нет. Томас стал детским автором, его самая популярная книга «Как съесть жареных червей» (1973) о мальчике, который соглашается на ставку в
50 долларов, что он может съесть
15 червей за 15 дней, по одному в день. Эту милую жесть долгое время не принимали издательства, однако, когда она вышла, книга произвела фурор. Было продано 3 миллиона экземпляров книги, и она получила три значимые американские награды: премию Марка Твена, медаль Калифорнийского юного читателя и книжную премию Секвойя. Томас ныне жив,
ему 90 лет.
К слову, последнюю премию в иные годы выигрывали такие писатели, как Кейт Дикамилло (экранизация «Приключения Десперо»); Кристофер Паолини («Эрагон»); Сюзанна Коллинз («Голодные игры»); Вероника Ротт («Дивергент») и многие другие.
Питер Роквелл — младший сын четы Роквеллов. В юности много позировал своему отцу, обучаясь в этот момент работе моделью.
Питер — скульптор, хотя на первом курсе университета был весьма успешным фехтовальщиком, выступал за университетскую команду и из-за этого чуть не погиб: у него была повреждена оболочка сердца, спорт пришлось оставить.
С его слов, отец не одобрял уход сына в скульптуру, считая, что этим не заработать на жизнь. Как смеялся потом сам Питер, «отец был прав!». Однако, тяга к скульптуре была огромной. Питер серьёзно изучал историю и практику древнеримской резьбы по камню. Большую часть своей жизни провёл в Риме, где жил с женой и четырьмя детьми. Много лет преподавал искусство и историю искусств. Желающие могут ознакомится с его лекциями в видеоматериале самостоятельно (на английском языке). В воспоминаниях об отце Питер говорил и о 12-часовом рабочем дне Нормана, и о том, что он никогда не выделял одного дня в неделю для общения с семьёй, из-за этого сам Питер никогда не работал по воскресениям и два раза в год стабильно ходил в отпуск.
Питер Барстоу Роквелл мирно скончался 6 февраля 2020 года в Дэнверсе, Массачусетс. В возрасте 83 лет он провел последние недели в покое, в гостях у детей и внуков.
Память Нормана Роквелла
Роквелл, при жизни ставший легендой, но до конца своих дней имевший проблемы с критиками, стал настоящим примером для двух великих режиссёров, Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга.
Актёр Лукас Хаас играет Нормана Роквелла (слева) в телесериале Хроники молодого Индианы Джонса. Сериал снят большим поклонником Роквелла - Джорджем Лукасом
Оригинал картины Роквелла «Урожай персика» висит в рабочем кабинете у Лукаса. Набросок одной из самых знаменитых картин «Тройной автопортрет» находится в частной коллекции Стивена Спилберга и также висит именно в рабочем кабинете творца. Оба режиссёра отмечали тот факт, что кроме творчества Нормана, их восторгает его жизненная позиция. Под постоянной критикой он продолжал работать в нужном ему ключе и становился всё известнее и популярнее.
Относительно недавно, в 2019 году Лана Дель Рей назвала свой шестой студийный альбом «Norman Fucking Rockwell!», содержащий одноимённую песню. У этого даже есть несколько объяснений, но по личному мнению автора данного материала, это примитивный способ вызывать бурление дерьма конкретной певичкой, нежели некая дань памяти идеям, ошибкам или творчеству Роквелла.
Музей Нормана Роквелла, созданный по его личному решению, активно действует в настоящее время. Музей ведёт очень активную выставочную деятельность. С 2016 года, после получения взноса от Лукаса в размере полутора миллиардов долларов, музей начал вести ещё и активную деятельность по публикации и расширению работы с учётом современных технологий.
Такой была жизнь одного из великих художников двадцатого века, художника, работы которого любимы и актуальны в том числе и в наши дни.
Если вам интересна история жизни и творчества Нормана Роквелла - подписывайтесь, тексты будут выходить каждый вторник, четверг и субботу, как минимум - несколько недель. Это удивительный человек, который совершенно по праву называется "иллюстратором американской мечты", в работах которого невероятно много реальной жизни обычных американцев и истории 20-го века. Истории разной, грустной и не очень.
Ранее, часть этого текста была опубликована в сообществе "Катехизис Катарсиса", давно известный на Пикабу как Cat.Cat, к слову, у сообщества скоро будет историческая сходка в Москве, и туда зовут пикабушников.
Лига историков
18.4K постов54K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения