Основы религиозных культур: Конфуцианство

Данный пост создан по мотивам статьи Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее и закрывает прореху по школьному предмету "Основы религиозных культур и светской этики." Родители выбравшие этот предмет были недовольны тем, что в учебных материалах по данному предмету не хватает описаний распространенных религий, но содержит информацию исключительно по русскому христианскому православию.


Пост содержит материалы из книги "Танец с Шивой", автор Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Представляю религию "Конфуцианство".


Википедия: Конфуцианство.


ОСНОВАНО: Около 2500 лет назад в Китае.

ОСНОВАТЕЛЬ: Верховный Мудрец Кун-цзы (Конфуций). Вторым Мудрецом считается его ученик Мэн-цзы.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: "Суждения и беседы", "Учение о середине", "Великое Учение" и "Мэн-цзы".
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 350 млн. чел., в основном в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме.
ШКОЛЫ: В конфуцианстве нет формальных школ. Его последователи свободны исповедовать другие религии и при этом оставаться конфуцианцами.


СИНОПСИС
Конфуцианство вот уже 25 столетий является доминирующей философской системой в Китае и движущей силой почти каждого аспекта китайской жизни. Конфуций и его последователи странствовали по феодальным княжествам Китая и убеждали правителей осуществить их социальные реформы. Они не предлагали подробно разработанной программы, но говорили о "Пути", или "Единой Нити", о жэнь ("человечности"), которые проходят через все учения Конфуция. Они побуждали людей стремиться к совершенной добродетели, праведности (и) и улучшению своего характера. Они проповедовали о важности гармонии в семье, порядка в государстве и мира в Поднебесной, и считали эти условия взаимозависимыми. Особое значение придавалось кодексу поведения, самовоспитания и пристойности - в целях достижения порядка в обществе и государстве. Упор делался больше на человеческий долг и идеал "истинного человека", чем на божественную или надмирскую Реальность. Тем не менее Конфуций постился, поклонялся предкам, посещал жертвоприношения и старался жить в гармонии с Небом. Конфуцианство в Китае переживает в настоящее время возрождение.

ЦЕЛИ КОНФУЦИАНСТВА
Главная цель последователей конфуцианства - создавать истинное благородство в людях посредствомправильного образования и воспитания всех добродетелей. Эта цель описывается также как возвращение на путь предков.
Классические книги изучают, чтобы открыть древний путь добродетели. Духовное благородство доступно всем людям; это чисто нравственное достижение. Конфуций принимал идею Дао, но большее значение придавал возвращению к идеализированной древней эпохе и культивированию "истинного" или "превосходного" человека, был скорее прагматиком, чем мистиком. Величайшей добродетелью истинного человека была благожелательность и любовь. Другие великие добродетели - это чувство долга, мудрость, правдивость и благопристойность. Спасение в конфуцианстве видится как осознание и реализация естественной доброты человека, и оно даруется небом через образование. Истинный человек всегда знает правду и следует своему знанию.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Кроме добродетели, есть пять обязанностей, которые предлагают последователю конфуцианства средства для прогрессирования. Это обязанности по отношению к его правителю, к отцу, к жене, к старшему брату и к другу. В конфуцианстве почитают предков, и считается, что их дух переживает смерть. Что касается Божества, то Конфуций сам был агностиком, предпочитал говорить об этике этой жизни, чем о духовной жизни за пределами земного опыта, и стремился вести умы не к будущему, а к настоящему и прошлому.

ВЕРОВАНИЯ КОНФУЦИАНСТВА
1. Я верю в присутствие Верховного Правителя во всех вещах и в Небо как Этический Принцип, чей закон есть порядок, безличное, но все же интересующееся человечеством.
2.  Я верю, что назначение жизни - в том, чтобы вести упорядоченное и почтительное существование в соответствии с ли, пристойностью или добродетелью, с тем чтобы стать Высшим Человеком.
3. Я верю в "Золотое Правило": "Никогда не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой".
4. Я верю в то, что Конфуций, Первый Мудрец Китая, является Мастером Жизни, в чьих учениях воплощено глубочайшее понимание земли и Неба, и что Мэн-цзы является Вторым Мудрецом Китая.
5. Я верю в книги Конфуция как в истинное писание.
6. Я верю в то, что каждый человек имеет пять обязанностей: по отношению к своему правителю, к своему отцу, к своей жене, к своему старшему брату и к своему другу, причем главными являются семейные обязанности.
7.  Я верю в то, что человек по природе добр, а зло есть неестественное явление, происходящее от отсутствия гармонии.
8. Я верю в то, что человек - хозяин своей жизни и судьбы и свободен вести себя так, как хочет, и в то, что следует культивировать в себе качества доброжелательности, праведности, благопристойности, мудрости и искренности.
9. Я верю в то, что семья - самый важный человеческий институт, и в то, что религия должна поддерживать семью и государство.


Предыдущие посты:

Основы религиозных культур: Индуизм
Основы религиозных культур: Буддизм
Основы религиозных культур: Джайнизм
Основы религиозных культур: Сикхизм
Основы религиозных культур: Даосизм


Ну и знаменитая фраза, которую интернет-шутники приписывают Конфуцию:

"Кто чай не пьет, тот цьмо!" (с) Конфуций.