571

Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее

Прочитала пост https://pikabu.ru/story/svetskoe_gosudarstvo_ili_svoboda_ver... и захотелось поделится аналогичной ситуацией, с которой столкнулась наша семья.

Два года назад, когда моя сестра училась в четвертом классе, мы узнали про новый факультативный предмет в школе - "Основы религиоведения". До этого мы что-то слышали об этом в новостях, но особого значения не придавали.

В начале нового учебного года на родительском собрании собирали подписи "за" и "против". Хотя, как стало понятно очень сильно после, вариант "против" в принципе не рассматривался и не принимался.

Родителям было сказано, что дети на данном факультативе будут изучать религии (да, во множественном числе), их историю, как она повлияла на отдельные народы и т.д. Все, вроде-бы, звучало не так уж плохо. Детки познакомятся с разными культурами, историческими предпосылками формирования сознания отдельных народов. Почему бы и нет? Учебники, конечно же, на этом самом собрании не показывали и не предлагали ознакомится.

Мне было жутко интересно как будет проходить обучение, ведь по сути все то же самое изучается в рамках школьной программы по обществознанию. Раз уж выделили эту тему в отдельный образовательный пласт, должно быть, будет что-то стоящее и интересное.

Ага, сщас.

Когда сестра принесла домой учебник, глаза мои полезли на лоб. Вот он, собственно.

Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее Пропаганда религии, Образование, Религиозные учителя, Мракобесие, Длиннопост, Религия

Ну, думаю, ладно. Наверное, курсом будут изучать разные религии... Хотя уже немножечко смутило само название - не основы христианства (как цельной религии), а именно основы православной культуры (лишь одного из направлений религии). Уже пахнуло пропагандой. Но нам несвойственно делать преждевременных выводов. Сейчас откроем, почитаем, там скорее всего будет история происхождения христианства, плавно перетекающая в историю православия на Руси, ну и все вплоть до наших светских дней... А вот банан там плавал! Открываю оглавление, а там...

Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее Пропаганда религии, Образование, Религиозные учителя, Мракобесие, Длиннопост, Религия

Дальше больше. Читаешь и понимаешь, что под светским соусом, тебе преподносят заведомо религиозное блюдо конкретной направленности. Каждая тема, каждая фраза построена таким манипулятивным образом, чтобы читая, ребенок делал соответственные умозаключения. Вот банальный пример из этого учебника (орфография и пунктуация сохранена, кстати):

"Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом — «Что такое Бог?!»

Учитель ответил по ученому:

— Мир культуры — это мир человеческих творений. Однако и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся ученых), которые полагают, что и сам мир природы — это тоже творение. Правда, не человеческое, а Божественное. Эти люди Творцом

всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и созданной им культуры они переносят на отношения мира  и Бога. Они говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор — мастер, который ее придумал и изготовил? Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? Но если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению религиозных людей, тем более Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. А человеку он дал законы добра."


Читая вот такие вещи, какие выводы делать детям? А если учесть, что учитель начальных классов для них в большинстве случаев имеет непререкаемый авторитет? А то, что происхождение вселенной в этом учебнике ФИЗИК приписывает богу?


После того, как мы ознакомились с учебником, напрашивался резонный вопрос: "А будут ли вообще дети изучать другие религии?" (нет), "Что вообще происходит на уроках?" и "Каким образом, черт побери, такое вообще может происходить в светском государстве"?

Сестра рассказала, что ее классный руководитель (дама предпенсионного, на тот момент, возраста) показывала на этом уроке презентацию про молитвы  (как я позже узнала, скачанную с одного из интернет-ресурсов РЦП) и нет, не познавательного, а обучающего характера.

Само-собой, нужно было что-то делать. Больше всего это возмущало меня. Мама лишь тихонько ужасалась и никак не могла понять, чего вдруг система образования решила креститься.

Далее был разговор с классным руководителем о том, что ребенок не будет посещать данный факультатив. Но классный руководитель совместно с завучем пригрозили снижением успеваемости у моей сестры. И так как отношения были и без-того сильно натянутыми, мы решили потерпеть годик, так как в любом случае планировали перевести сестру в другую школу.

С ней, конечно же, была проведена воспитательная беседа о том, что она вольна верить во что хочет и не обязана доверять всему, что говорит воодушевленная православным просвещением классная. К слову, мы атеисты, да.


На следующий год, когда мы перевели ребенка в другую школу, ситуация повторилась вновь. То же родительское собрание, тот же учебник. В этот раз мама написала отказ от данного мракобесия (популярное нынче словечко, вам не кажется?). Только вод ведь проблема - предмет-то уже не факультативный (не знаю как по документам, но для администрации школы он такой же как и все остальные)! За него теперь оценка в четверти! Опять началось давление: "Если Ваш ребенок не будет посещать предмет, то дети начнут к ней плохо относится", "Нужно просто ее присутствие на уроке, иначе она не сможет стать ударницей или отличницей" и прочие блаблабла, под которые мама (в свое время намучавшаяся из-за меня с руководством школы) сдалась.

И опять предмет вел человек далеко не светского видения государства. Преподаватель истории и обществознания, ежегодно отправляющийся в крестный ход.

Я честно пыталась бороться. Писала в управление образования администрации нашего города о том, что школа принуждает посещать эти занятия, о том, что светскость данного предмета вызывает большие сомнения, о том, что на этих факультативах демонстрируются презентации явно религиозно-пропагандистского характера. Приходили лишь общие отписки, не затрагивающие поставленных вопросов.


Вы, наверное, удивитесь, чего это я так переживаю, а дело вот в чем.

Многие дети всецело и слепо доверяют учителям. Как бы ваши отпрыски не вели себя на уроках, преподаватели имеют на них большое, нет, ОГРОМЕННОЕ влияние. Слово учителя многими воспринимается как чистая истина.

Я помню как в мои школьные годы учитель исторического краеведения рассказывала о том, что в советские времена, когда один из монастырей переделали под студенческое общежитие (ну, знаете, как в те годы к религии относились), этот самый монастырь буквально через пару недель сгорел. Причину этого она объяснила божественным вмешательством. И одноклассники сидели с открытыми ртами и внимали, кивая головами в такт ее словам! Они верили! На мое предположение относительно естественных причин возгорания (все-таки студенты, покутили, сигаретку не затушили, ужин неудачно приготовили или еще чего) она сказала, что ТАКОГО быть просто не могло и наградила укоризненным взглядом (который подхватили и одноклассники тоже).

А в колледже, я в принципе перестала ходить на пары по психологии, после того как преподаватель рассказывала нам на семинаре, в рамках свободной беседы, про рассекреченную информацию о том, что наши космонавты видели в космосе инопланетян. Разговор кстати тогда начался вообще с ее заявления о том, сколько грамм весит душа. Как уж там до инопланетян дошло, сама не понимаю. И, как в школе, половина одногруппников жадно поглощала все, что она вливала нам в уши! А потом долго и восхищенно обсуждали услышанное.


Так вот, к чему я это все. Просто пригорело, надоело, зае..ло, я устала. Решила немножко высказаться.

Не знаю как и что будет дальше с нашей системой образования, лично я буду надеяться на лучшее.

Ну и умного котейку вам за то, что дочитали до конца.

Коммент для православных минусов прилагаю

Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее Пропаганда религии, Образование, Религиозные учителя, Мракобесие, Длиннопост, Религия