ОПОЗНАЛИ? Кто такой Ди. Би. Купер? Самый известный угон самолёта в истории | Неразгаданные тайны | Часть 2

ОПОЗНАЛИ? Кто такой Ди. Би. Купер? Самый известный угон самолёта в истории | Неразгаданные тайны | Часть 2 Преступление, Криминал, Уголовное дело, Детектив, Ограбление, Угон, Самолет, Расследование, Длиннопост, Негатив

ИСТОЧНИК

Тщательное прочесывание местности не дало результатов — поиски были настолько тщательными, что в одной заброшенной постройке в Округе Кларк был обнаружен скелетированный труп девочки-подростка, которая пропала за несколько недель до этого. Дальнейшие расследование и эксперименты показали, что настоящая зона приземления Купера могла располагаться юго-восточнее изначальной в районе водостока реки Уошугал, но и там аналогично ничего не было найдено (высказывалось предположение, что извержение вулкана Сент-Хеленс в 1980 году могло уничтожить какие-либо физические улики).

Плохая погода в ночь прыжка вынудила власти отложить наземные поиски до следующего дня, Дня Благодарения. Тщательные поиски по суше и по воздуху в течение нескольких недель не выявили никаких следов угонщика или его парашюта, ярко-желтого и красного цвета. В обширных лесных массивах района прыжка поиски проходили довольно трудно — большая часть из них принадлежала гигантской бумажной фирме Weyerhauser. Но многие сторонники Купера утверждают, что бесплодные поиски угонщика стали следствием высокого профессионализма и планирования Купером своей миссии.  

Более поздние расчеты определили, что Купер мог приземлиться западнее, а не восточнее предполагаемого района поисков, недалеко от деревни Вудленд, штат Вашингтон, и реки Колумбия. По словам одного из агентов ФБР, дорогостоящие поиски были проведены впустую. Примечательно, что это откровение пришло к нему в 1980 году, когда в день выхода на пенсию капитан нанес ему визит вежливости. Они разговорились, и капитан упомянул, что самолет летел западнее того места, где, по мнению ФБР, он находился. Никто из агентства так и не объяснил, какой дурак в течение девяти лет искал Купера в другом месте.

Серийные номера всех купюр были разосланы во все игорные дома, банки и прочие заведения с большим денежным оборотом США, но ни одна из купюр так и не была замечена.

Одновременно местная полиция начала поиск подозреваемых. В День Благодарения ФБР провело поиск имени Дэна Купера в национальных реестрах преступников. Они сделали это на тот случай, если угонщик был достаточно глуп, и использовал свое настоящее имя.  Одним из первых, попавших под подозрение, был некий Ди Би Купер из Орегона, до этого имевший небольшие правонарушения. Полиция связалась с ним, чтобы проверить его алиби, а заодно убедиться, что его преступления были совершены им же, а не угонщиком, который мог использовать его имя. Хотя он был быстро исключён из списка подозреваемых, но местный репортёр Джеймс Лонг, спеша сделать репортаж, не разобрался в ситуации и нарёк угонщика именем «Ди Би Купер», которое тут же подхватили другие СМИ, из-за чего именно под таким именем Купер и вошёл в историю.

Купер найден не был, равно как и его портфель с бомбой, деньги и два других парашюта. Люди, с которыми Купер взаимодействовал на борту самолёта и на земле, были допрошены для составления фоторобота. По состоянию на 2009 год, ФБР утверждало, что рисунок представляет собой точное подобие Купера, потому что многие лица, опрошенные одновременно в разных местах, дали практически идентичные описания. В 2011 году, однако, были обнародованы показания пассажира Роберта Грегори, который сидел в самолёте напротив Купера — согласно им, волосы Купера были не прямыми, как на фотороботе, а волнистыми; пиджак был красновато-коричневым с широкими лацканами (Маклоу и Шаффнер просто описали его как тёмный); а тёмные очки были в роговой оправе.

На фотороботе подозреваемого, основанном на воспоминаниях членов экипажа и пассажиров Northwest Orient Airlines, изображен человек, отдаленно напоминающий певца и актёра Бинга Кросби — вероятно, не только из-за тонкого галстука, но и из-за черт лица. Угонщик самолета («Джон Доу, он же Дэн Купер») был заочно обвинен в воздушном пиратстве в федеральном суде в 1976 году. Обвинения остаются в силе и по сей день.  Технически дело все еще открыто. ФБР заявляет, что проверило около 1200 потенциальных подозреваемых и собрало достаточно документов и отчетов по делу, чтобы заполнить ими борт того самого самолёта 727 модели. Обращения продолжают поступать до сих пор — некоторые от граждан, которые звонят с подозрением о друге, родственнике или коллеге, другие от людей, называющих себя Купером.

Через три недели после угона рейса NW305 в редакцию газеты «Los Angeles Times» пришло письмо следующего содержания:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Однако многие сомневались, что письмо было написано действительно Купером, а не каким-то шутником. После этого случая в редакции разных газет пришло ещё несколько анонимных писем якобы от Купера, правда, они сильно отличались по стилю и содержанию друг от друга.

Через месяц после угона ФБР разослало списки серийных номеров для выкупа финансовым учреждениям, казино, ипподромам и другим предприятиям, которые регулярно проводили крупные денежные операции, а также правоохранительным органам по всему миру. Northwest Orient предложила вознаграждение в размере 15% от возвращенных денег, но не более 25 000 долларов. В начале 1972 года генеральный прокурор США Джон Н. Митчелл опубликовал серийные номера для широкой публики. Двое мужчин использовали поддельные 20-долларовые купюры с серийными номерами Купера, чтобы выманить 30 000 долларов у репортера Newsweek в обмен на интервью с человеком, которого они ложно назвали угонщиком самолетов.

В остальном же в период с 1978 по 2023 года было найдено только четыре улики (две конкретных и две вероятных), связанных с Купером.

В ноябре 1978 года некий охотник обнаружил около лесовозной дороги плакат с инструкциями по спуску кормовой лестницы у самолётов Boeing 727. Место находки было примерно в 21 км к востоку от Касл-Рока и к северу от озера Мервин — то есть, как раз в пределах основной траектории полёта рейса 305.

10 февраля 1980 года восьмилетний Брайан Ингрэм отдыхал со своей семьёй на реке Колумбия на пляже Тина-Бар (примерно в 14 км вниз по течению от Ванкувера, штат Вашингтон, и в 32 км к юго-западу от Ариэля). Разгребая песчаный берег, чтобы развести костёр, Ингрэм обнаружил три пакета с деньгами. Эксперты из ФБР позже подтвердили, что эти деньги являются частью того самого выкупа, собранного для Купера: две пачки по 100 20-долларовых купюр и третья пачка из 90 20-долларовых купюр. Хотя большая часть купюр была значительно изорвана, все три пачки до сих пор были скреплены резинками и, как было установлено, все купюры лежали именно в том порядке, в каком их и сложили изначально. В 1986 году, после длительных переговоров, часть денег была поделена поровну между семьёй Ингрэм и страховщиком «Northwest Orient Airlines», в то время как ФБР оставило себе четырнадцать купюр в качестве доказательств. В 2008 году взрослый Брайан Ингрэм продал пятнадцать купюр на аукционе примерно за 37 000 долларов. Оставшиеся 9 710 купюр до сих пор не найдены. Сегодня их серийные номера публично доступны в Интернете.

Обнаружение наличных дало толчок к новым поискам в этой области. Однако в процесс вмешалась природа. 18 мая, через 14 недель после того, как были найдены пачки, началось извержение вулкана Сент-Хеленс. Из-за этого весь регион оказался покрыт толстым слоем пепла, что вызвало обширные пожары. Многие до сих пор считают, что извержение навсегда скрыло любые улики по делу Купера, которые, возможно, ждали федералов в окрестностях Вудленда.

Ричард Тосоу, бывший агент ФБР из Калифорнии, заявил, что находка на берегу реки является доказательством того, что Купер действительно погиб при прыжке и его тело приземлилось в этом месте. Он сказал репортеру в своей уверенности, что тело Купера находится на дне реки Колумбия. Тосоу провел поиски с аквалангистами, гидролокатором и крюками в Колумбии недалеко от того места, где были найдены деньги. Он ничего не нашел, но опубликовал книгу о своих поисках.

Помимо ФБР, лишь немногие считают, что деньги, найденные на берегу реки, были неопровержимым доказательством кончины Купера. Некоторые утверждают, что он смог добраться до Ванкувера или Портленда и затем выбросил деньги в реку, потому что узнал, что серийные номера всех банкнот были переписаны федералами.  Третьи говорят, что несколько пачек наличных выпали из сумки Купера, когда он спускался на парашюте.

По одной из версий, Купер спрятал свой парашют в логове животных или под уступом лесной скалы, отправился пешком на запланированную встречу с сообщником и помчался в Мексику, где потратил свою добычу. А что насчет наличных, обнаруженных в реке? Говорят, что он, возможно, остановился на мосту, чтобы бросить несколько свертков в реку, просто чтобы сбить с толку полицию.

Эта теория имеет несколько недостатков. Купер был в ботинках, которые слетели бы во время прыжка с парашютом. Если бы он шел пешком, то ему пришлось бы идти босиком. Кроме того, он довольно небрежно относился к точной линии траектории полета из Сиэтла в Рино, приняв предложение капитана Скотта о выборе маловысотного маршрута под названием Вектор-23. Запланированная встреча с сообщником потребовала бы совершить прыжок в строго определённом месте.

И тут возникает проблема пропажи денег. Купер не стал тратить свою добычу. ФБР раздало правоохранительным органам и банкам 100 000 экземпляров 34-страничной брошюры, в которой были перечислены все серийные номера 20-долларовых купюр, переданных Куперу. Насколько признает ФБР, кроме тех, что были найдены на реке Колумбия, ни одна купюра никогда не появлялась в обращении. В своей книге бывший агент Тосоу предложил вознаграждение в размере 100 000 долларов в обмен на одну из купюр. Никто к нему не обратился. Кроме того, претендентов на вознаграждение в размере 30 000 долларов, предложенное авиакомпанией Northwest Orient Airlines и газетой Сиэтла, также не было. Если у Купера и были сообщники, то они были чрезвычайно лояльны.

Местонахождение купюр подтверждало версию, что Купер мог приземлиться в районе водостока реки Уошугал, поскольку та сливается с рекой Колумбия выше по течению от места, где были найдены купюры. Армейский Корпус Инженеров-Гидрологов США заявил, что внешний вид купюр говорит о том, что пакеты с пачками не закапывали на Тина-Бар намеренно — их прибило течением к пляжу и вмыло в песок естественным образом. Однако, это не объясняло, почему только часть денег оказалась в воде и почему в одной пачке не хватало 10 купюр. Предметом споров стал и период времени, когда пакеты с пачками оказались на пляже. Главный следователь ФБР в отставке Ральф Химмельсбах заметил, что пакеты с пачками могли проплавать максимум два года после прыжка Купера, потому что в противном случае резинки, опоясывающие пачки, испортились бы. В конечном итоге группа Том Кайе постановила, что с момента прыжка и до прибытия к берегу прошло меньше года. Шериф округа Каулиц предположил, что Купер мог случайно обронить эти три пакета во время прыжка. Однако на пачках были найдены остатки водорослей диатомеи, которые цветут только весной, из чего был сделан вывод, что в воду деньги попали по крайней мере через четыре месяца после угона.

В 2017 году Томас Колберт, который возглавил группу сыщиков-добровольцев, занимающихся собственными расследованиями нераскрытых дел, объявил, что они нашли ремешок и кусок поролона из парашюта Купера. Колберт отказался раскрывать место, где они были найдены, заявив только, что нашёл их после собственного расследования, так как с согласия ФБР он получил доступ к материалам дела. Сообщается, что ФБР приняло находки на рассмотрение, но никаких официальных заявлений на данный момент не сделало.

Долина реки Уошугал, как наиболее вероятное место приземления Купера, неоднократно обыскивалась, как частными лицами, так и целыми группами, но никаких других улик найдено не было. Как обычно, версий в подобных делах предостаточно, а вот улик маловато.

В коммерческой авиации США были усилены меры безопасности вплоть до того, что отныне авиакомпаниям были даны официальные полномочия обыскивать пассажиров и их багаж на предмет оружия и взрывчатых веществ. Меры возымели действия — если в 1972 году в США была зафиксирована 31 попытка угона самолёта (в 19 случаях угоны совершались с целью вымогательства денег, в остальных — с целью побега на Кубу; в 15 случаях угонщики предпринимали попытки выпрыгнуть из самолёта, как это сделал Купер), то в 1973 году таких попыток было зафиксировано всего две (в обоих случаях угонщиками оказались психически нездоровые люди; один из них хотел угнать самолёт с целью протаранить Белый Дом и убить тогдашнего президента США Ричарда Никсона). Последний случай подобного угона произошёл в 1983 году.

Boeing 727-51 борт N467US после захвата продолжил эксплуатироваться авиакомпанией Northwest Airlines. 6 июня 1978 года с бортномером N838N был куплен авиакомпанией Piedmont Airlines, от которой сдавался в лизинг авиакомпаниям «United Technologies», «Flight Dynamics» и «Key Airlines». В мае 1985 года был списан и в 1996 году разобран на металлолом на кладбище самолетов в аэропорту Гринвуд-Лефлор  в Миссисипи. Некоторые части самолета продолжают летать и сегодня в качестве запасных частей, установленных на самолёты парка Federal Express 727.

Агенты ФБР нашли черный галстук с зажимом на месте 18-E, где сидел Купер. К галстуку был прикреплен золотой зажим для галстука с круглой перламутровой оправой в центре зажима. ФБР определило, что галстук продавался исключительно в универмагах JCPenney , но был снят с производства в 1968 году.

В конце 2007 года ФБР объявило, что её экспертам удалось составить частичный профиль ДНК на основе трёх органических образцов (два маленьких и один большой), найденных на зажиме для галстука в 2001 году — разумеется, при условии, что образцы принадлежали именно Куперу.

В марте 2009 ФБР объявило, что палеонтолог из Музея естественной истории и культуры Берка в Сиэтле Том Кей собрал команду волонтёров (включая научного иллюстратора Кэрол Абрачинскас и металлурга Алана Стоуна) для собственного расследования и ему был дан полный доступ к уликам — впоследствии группу стали именовать «Исследовательская группа Купера». Команда Кея провела исследования, используя систему GPS, спутниковые снимки и прочие технологии, которые в 1972 году доступны не были. Хотя никакой, по сути, новой информации о местонахождении недостающей части выкупа или места приземления Купера им найти не удалось, в то же время им удалось с помощью микроскопии найти на галстуке Купера множество мелких частиц, частично проливающих свет на то, в каких местах обладатель галстука (если всё это время его носил только Купер) появлялся до угона. Так им удалось найти на галстуке споры ликоподия (эти споры активно используют в медицине, поэтому, вероятно, галстук имел контакт с неким фармацевтическим продуктом), а также фрагменты висмута и алюминия.

В ноябре 2011 года Кей объявил, что на галстуке были найдены частицы чистого титана — поскольку в 1970-х доступ к титану широко имелся только на химических предприятиях и металлообрабатывающих заводах, то Купер мог быть химиком или металлургом (но поскольку следы были найдены на галстуке, то Купер, видимо, был инженером или менеджером на соответствующем предприятии).

В январе 2017 года Кей и его команда объявили, что на галстуке также были обнаружены частицы редкоземельных минералов, такие как сульфид церия и стронций — в 1970-х такие элементы применялись в разработке сверхзвукового Boeing 2707 (разработка была свёрнута за год до угона), что предполагает, что Купер мог быть работником компании «Boeing» (это в целом объясняло, откуда Купер так хорошо знал техническую составляющую самолёта). Другими предприятиями, которые использовали в то время такие элементы, были портлендские отделения фирм «Teledyne Technologies» и «Tektronix», которые использовали эти элементы в изготовлении электронно-лучевых приборов.

В 2019 году ФБР опубликовало отчет, в котором указывалось, что примерно через три часа после прыжка Купера было сообщено о краже со взломом в небольшом продуктовом магазине недалеко от Хейссона, штат Вашингтон, расположенного в расчетной зоне поисков, которую Northwest Airlines представила ФБР. ФБР отметило, что грабитель взял только предметы выживания, такие как вяленая говядина и перчатки.

Агенты ФБР обнаружили на сиденье Купера два образца волос: одну прядь волос с конечностей на сиденье и одну прядь каштановых волос европеоидной расы на подголовнике. Волосы с конечностей были уничтожены после того, как Криминалистическая лаборатория ФБР определила, что образец не обладает достаточно уникальными микроскопическими характеристиками, чтобы быть полезным. Тем не менее, криминалистическая лаборатория ФБР определила, что волосы на голове подходят для сравнения в будущем, и сохранила волосы на предметном стекле микроскопа. Во время своих попыток построить профиль ДНК Купера в 2002 году ФБР обнаружило, что образец волос был утерян.

В пепельнице подлокотника сиденья 18-E агенты ФБР обнаружили восемь окурков с фильтром. Они были отправлены в Криминалистическую лабораторию ФБР для поиска отпечатков пальцев, но следователи не смогли найти отпечатки пальцев и вернули приклады в местный офис в Лас-Вегасе. В 1998 году ФБР пыталось извлечь ДНК из окурков, но обнаружило, что окурки были уничтожены, когда они находились на хранении в полевом офисе в Лас-Вегасе.

По причине того, что в процессе угона самолёта никто из заложников не пострадал и не погиб, ровно как и сам самолёт не получил никакого серьёзного урона, то в 1976 году должен был завершиться срок давности преступления. Разразившаяся дискуссия в итоге привела к тому, что в ноябре 1976 года Большое Жюри Портленда заочно предъявило Куперу обвинение и постановило, что если когда-нибудь Купера найдут, то (при условии, что он будет жив на момент ареста) он будет обязан предстать перед судом.

На основе всех материалов по делу ФБР составило про Купера следующие характеристики:

  • Купер, вероятно, был левшой, так как зажим на его галстуке был защёлкнут с левой стороны.

  • Купер хорошо знал окрестности Сиэтла, потому что, будучи в самолёте, узнал с высоты Такому.

  • Купер мог быть ветераном ВВС США, потому что знал тогдашнее местоположение базы ВВС Маккорд-Филд. Это также объясняло, откуда у него могли быть навыки парашютиста.

  • Купер вполне мог, или планировал, затаиться путём того, что после угона вернулся к прежней жизни, для чего очень удачно выбрал день угона. День Благодарения празднуется по четвергам и является выходным днём, тогда как последующие три дня тоже являются выходными — за этот период у Купера было предостаточно времени, чтобы выбраться из леса и вернуться домой до понедельника.

  • Купер специально попросил два набора парашютов, чтобы внушить ФБР, что он может спрыгнуть вместе с заложником — таким образом он заранее обезопасил себя от того, чтобы ему дали неисправный парашют.

  • Купер хорошо знал устройство самолётов типа Boeing. Он специально выбрал самолёт 727-100, потому что тот идеально подходил для задуманного: его конструкция имела так называемую «одноточечную заправку» (новшество того времени, которое позволяло заправлять все топливные баки самолёта через один топливный порт разом, что сокращало время заправки); все три выхлопных двигателя располагались значительно выше кормового трапа (что позволяло Куперу безопасно спрыгнуть, не попав в их зону); сам самолёт мог лететь на сравнительно низкой высоте (что для тогдашних коммерческих авиалайнеров тоже было новшеством); кормовой трап можно было открыть во время полёта с помощью переключателя, который расположен там же в хвосте самолёта (причём в таких случаях закрыть трап путём управления из кабины пилота было невозможно). В общем и целом Купер обладал о самолётах знаниями, которые были больше свойственны для работника ЦРУ, чем для рядового гражданина.

  • Купер мог быть в очень тяжёлом финансовом положении, поскольку угон целого самолёта с целью выкупа с последующим прыжком был довольно рискованной затеей. С другой стороны Купер мог быть и «искателем острых ощущений».

  • Имя Дэн Купер угонщик мог позаимствовать у героя одноимённой франко-бельгийской серии комиксов Альбера Вейнбера и Жана-Мишеля Шарли — смешного, но героического пилота Королевских ВВС Канады. Однако комиксы про Дэна Купера никогда не переводились на английский и в США не продавались, на основе чего был сделан вывод, что Купер какое-то время мог жить в Европе.

  • Том Кей и его группа отметили, что когда Купер назвал Флоренс Шаффнер сумму выкупа, то, с её слов, он упомянул не доллары, а «Negotiable American Currency» (свободно обращающуюся американскую валюту) — такие словесные обороты не свойственны тем, кто родился, вырос или всю жизнь прожил в США. Отталкиваясь от теории про комиксы о Дэне Купере Кей и его группа выяснили, что эти комиксы продавались в то время в Канаде (так как они были написаны на французском, то продавались в Квебеке), а поскольку никто из свидетелей не заметил у Купера какого-либо ярко выраженного акцента, то они сделали вывод, что Купер мог быть родом из Канады.

Хотя ФБР в начале расследования придерживалось мнения, что Купер был профессиональным парашютистом, последний глава следственного комитета по делу до его роспуска в 2016 году Ларри Карр объявил, что в конечном итоге ФБР отмела версию о профессиональных навыках Купера. С профессиональной точки зрения прыжок Купера был чистой воды самоубийством: стоял ноябрь и самолёт пролетал через грозовую область, из-за чего за бортом стояла соответствующая температура (по их данным, температура ветра была  −10 градусов по Цельсию), но Купер спрыгнул, будучи одетым лишь в деловой костюм и мокасины, и со старым парашютом и нерабочим запасным. Но даже если предположить, что Купер пережил прыжок, в одиночку выжить в горах в это время года он бы не смог, у него должен был быть на земле сообщник, но даже при наличии последнего прыжок был самоубийством: был поздний вечер, самолёт пролетал над нежилой территорией без ярких источников освещения, из-за чего Купер в прямом смысле слова прыгал в неизвестность, не имея никакого представления о том, над каким ландшафтом в данный момент пролетает самолёт. Таким образом, ФБР больше склонялось к мысли, что Купер не пережил падение и в период расследования попыталось искать его в числе тех жителей штата, которые пропали без вести в тот четырёхдневный период, но таких людей обнаружено не было.

Другие противоречия, отмеченные ФБР, включали тот факт, что Купер потребовал денежный выкуп: Купер потребовал немаркированные купюры, но весьма маловероятно, чтобы он не знал, что даже в таком случае деньги всё равно будут отслежены по индивидуальным номерам. Некий местный журналист выдвинул версию, что пакеты с деньгами, которые нашли на Тина-Бар, скорее всего выбросил сам Купер, когда понял, что не сможет ими воспользоваться.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Заболотский в 2020 году рассказал газете «Комсомольская правда», что с профессиональной точки зрения Купер вполне мог пережить прыжок.

ИСТОЧНИК
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...