Олимпиады школьников по математике в США. Ошибочные стереотипы

Об американских олимпиадах школьников повторяют много неверных суждений. Хотела бы развеять некоторые стереотипы. Частично они противоречат друг другу, ведь все они ошибочны, а истина где-то сбоку.

1. Российская команда сильнее американской.


Такое впечатление создаётся из-за статей типа "Российские школьники взяли все золотые медали".


Действительно, российская сборная всегда показывает очень хорошие результаты, часто обгоняя американцев, а иногда занимая первое место. В этом году российские школьники набрали баллов на второе место, а американцы - только на четвертое.


Но на медали ориентироваться не нужно. Медалей много. В американской сборной за последние сорок лет лишь дважды (в 1990 и 2002 годах) было по одному участнику, не получившему медаль. Больше половины всех американских участников с 1981 года получили золотые медали, 40% - серебряные, и лишь 8% получили бронзу или ничего. В целом американская сборная 8 раз занимала первое место (однажды разделив его с Китаем), в том числе в 2015, 2016, 2018 и 2019. Для сравнения, команда России/СССР побеждала 16 раз, но именно Россия - дважды, в 1999 и 2007 годах. Команда РФ чаще уступает команде США, хотя и обгоняет нередко: в 42% случаев, в том числе последние три года.


2. Американская команда сильна благодаря азиатам.


Доказать или опровергнуть сложно. В американской команде действительно много азиатов. Мне не верится, что дело именно в азиатах, я хотела бы привести аргументы против.


В 1977 году команда США заняла 1 место. В ней не было ни одного азиата из 8 человек.

В 1981 году США опять заняли 1 место. В команде из 8 участников был один азиат, и он набрал самый низкий балл.

Следующая победа - 1986 год, ни одного азиата на 6 участников.

Следующая - 1994. Один азиат (один, кстати, русский, эмигрировавший три года назад, а вскоре пропавший без вести).


Дальше доля азиатов в американской сборной резко возрастает. В 1995 году их уже двое.

Последняя сборная без азиатов - 1998 (третье место). В 2002 азиатов уже большинство, меньше двух на шесть членов команды их с тех пор не бывало. Последние 15 лет азиатов по 3-5 человек в команде.


Последние 4 года в команде был лишь один неазиат: Люк Робитай. Но именно он тянул команду три последних года, набирая гораздо больше баллов, чем сокомандники, лишь в последний год уступив одному товарищу.


Еще одно соображение, не позволяющее мне поверить, что азиаты генетически более мозговиты в математике.


Американцы в своей расовой классификации последние полвека относят индийцев к азиатам. Так было не всегда: в переписях до 1980 года им предлагалось отмечаться как белые или иные расы, а в 1920-40 для них была отдельная графа "хинду". С точки зрения антропологии и генетики, индийцы ближе к шведам, а китайцы - к ирокезам, чем китайцы и индийцы друг к другу. Неправдоподобно, что индийцы и китайцы имеют общие "гены олимпиадной математики" из-за своей "азиатской расы", являющейся фикцией американской бюрократической классификации. У себя на родине индийцы не блещут достижениями в математических олимпиадах, их команда выше 7 места ни разу не поднималась, обычно занимает 20-30-е места.


3. США переманивают школьников, обученных математике в других странах.


Частично верно. В команде встречаются ребята, учившиеся в школах родных стран до переезда в Америку. Большинство же в других странах не учились или учились задолго до попадания в американскую сборную. Последние десятилетия большинство участников американских команд в разных олимпиадах - дети иммигрантов, но чаще всего они рождались в семьях иммигрантов или переезжали в США в раннем детстве. Это совсем неудивительно: ведь свежему иммигранту непросто разобраться, как устроена жизнь в новой стране и как пропихнуть ребенка через сито олимпиад.


Бывает и обратное движение. Американский школьник, имеющий отношение к другой стране, выступает в ее сборной, потому что в сборную США попасть труднее. Так, два члена сборной Канады 2019 года Thomas Guo и Sebastian Jeon несколько последних лет учились в США и возвращаться в Канаду не собирались. Себастьян родился в США, его родители переехали в Канаду, но не позже 2014 года он снова учился в США, где с тех пор и живет. Выступление за Канаду был его последний шанс попасть на международную олимпиаду, для Канады же это был шанс найти сильного участника. Кстати, в Канаде 100% членов сборной последние годы - азиаты, большинство родились не в Канаде, но результаты скромные.


4. Хорошие результаты американских олимпиадников - свитедельство хорошего образования в американских школах.


Школы США не имеют отношения к олимпиадам. Олимпиадников такого высокого уровня и в других странах готовят не в школах. В России, тем не менее, подготовка олимпиадников начинается со школы: уже для учеников средних, а иногда и начальных классов устраиваются олимпиады школьного уровня, победителей приглашают на городской или районный (ныне муниципальный) этап. Многочисленные физмат-школы тренируют учеников к олимпиадам. Последние годы работает система "Математическая вертикаль".


Иная ситуация в Америке. Ученик может закончить школу, не услышав слова "олимпиада" (по-английски олимпиады школьников и межнудародные спортивные Олимпиады называются разными словами: olympiad и Olimpics). Способный ученик может даже не узнать, что существует параллельный мир математических конкурсов для школьников.


Российский школьник узнает от учителей, что есть олимпиады, выигрывает школьный этап и идет на муниципальный, выигрывает - и идет на региональный, затем на всероссийский. Американский школьник узнает про олимпиады, если ходит на кружок соревновательной математики. Чтобы поучаствовать, надо заранее записаться. Надо заплатить или быть членом кружка. Надо понимать, какие конкурсы выводят на следующий уровень: олимпиады, проводящиеся на уровне штата, не связаны с ММО и не позволяют перейти на следующий этап. Выиграв олимпиаду нижнего уровня: AMC - ученик не может просто попасть на вторую и завершающую: USAMO, а должен сдать экзамен AIME, не являющийся конкурсом.


Математические олимпиады в США весьма развиты. Есть сквозная система конкурсов, выводящая на ММО, есть и множество других конкурсов. Математика, пожалуй, единственная наука, всерьез востребованная и популярная среди американских школьников. Но олимпиадное движение в США не опирается на школы ни в образовательном, ни в организационном аспекте.


Многие участники американской сборной вообще не учатся в школе. Так, из участников последних лет капитан сборной Робитай, братья Гоэл, Уолш - были на домашнем обучении, около половины учились в особых частных школах. Частных школ в США много, но только единицы готовят олимпиадников. Те ребята, кто учился в обычных школах, в основном занимались математикой отдельно.


Математическое образование в американских школах весьма неглубокое, в том числе и в лучших государственных, включая конкурсные, и почти во всех частных школах. Олимпиадника даже среднего уровня в школе не подготовить.


Интересно ли узнать о системе математических олимпиад в Америке? Могу написать.