231

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

Мы продолжаем  сравнивать системы школьного образования стран и содружеств – лидеров образовательных рейтингов: Финляндии, Южной Кореи, Японии, Калифорнии, Массачусетса и тд. Анализируем и рейтинги успеваемости – насколько адекватно они отражают успехи школьных систем разных страны. Сегодня- Финляндия

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

На сегодня в стране Суоми – одна из наиболее эффективных образовательных моделей в мире. Любая критика ее кажущейся расслабленности и вседозволенности разбивается о высочайшие показатели успеваемости.


В основу своей школьной реформы Финляндия положила принцип «расслабленной концентрации внимания». Когда дети постоянно напряжены, ресурсы организма тратятся на выживание, а не на развитие, считают здесь В финской школе нет формы для учащихся, звонков и четкого времени уроков, экзаменов и денежных поборов с родителей. В Финляндии даже нет единого для всех начала учебного года – в школу идут с 8 по 16 августа, когда кому удобно.

Кроме того, оказалось, что учиться за партой тоже не обязательно: комфортнее – сидя или лежа на ковре. Много времени дети проводят на улице, в парке, в лесу. На уроках учитель не пересказывает материал из учебника, а ведет диалог, в котором учитывает мнение каждого из 16 учеников – больше в классах не бывает.


Главный принцип финской школы – доверие и уважение к потребностям и желаниям учеников. На занятиях там можно параллельно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы педагог показывает учебный фильм, но ученику не интересно, он может почитать книгу. Конечно же, такая кажущаяся легкость преподавания – результат упорной тренировки, как в балете.


В Финляндии педагогическому искусству учатся, как на врача, – почти до 40 лет. И прежде, чем начать работать самостоятельно, специалист должен лет десять отработать стажером, помощником учителя. Зато потом он один преподает все предметы с 1-го по 6-й класс. И только с 7-го класса в финских школах появляются учителя-предметники. Оплачивается такой труд соответственно – около 50 000 евро в год. Но и в США школьные учителя зарабатывают немало – от 35 000 до 90 000 долларов в год.


Профессиональные кадры, достойная оплата труда учителей и высокое качество преподавания – это залог благополучия завтрашнего общества. Ведь именно этим людям, учителям доверяется ребенок на большую часть дня. Поэтому педагог должен быть хорошо профессионально подготовлен и мотивирован.


К такой свободе многие годы должны готовиться не только учителя, но и само общество. Здесь важны и семейные ценности, и культурные традиции. Представляете, если бы вашим одноклассникам в 70-е или 90-е разрешили на уроках заниматься чем-то на их усмотрение? Скорее всего, большинство детей бегали бы по классу, смеялись, гоняли мячик и плевали бумажными шариками. Наверное, на постсоветском пространстве или в системе образования аскетичного Альбиона финская система не прижилась бы.

Пресловутое финское равенство – второй кит, на котором стоит школа. Оно касается абсолютно всего – школ, предметов, социального статуса и дохода родителей, прав учителей и учащихся. Школы здесь бесплатные, возить ребенка куда-то в элитную нет смысла. Да и элитных школ просто нет – учат одинаково хорошо как в большом городе, так и в глубинке. Даже в деревне, и даже если в классе меньше десяти учеников. В тех немногих частных школах, где учат дополнительным иностранным языкам или профессиональной живописи, музыке, родители доплачивают за это лишь небольшие суммы.


«Учителя будущего» готовят детей не к экзаменам, а к жизни


Финны говорят, что готовят детей не к экзаменам, а к жизни. У них есть штатная должность «учитель будущего»: такой педагог с раннего возраста определяет склонности детей и составляет индивидуально для каждого ученика его личную программу обучения. В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Здешние дети умеют высчитать процент налога на полученное наследство, заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, сориентироваться на местности с помощью компаса.


Любопытно, что финны, в отличие от американцев, да и многих других, например, русских, украинцев, поляков вовсе не ориентируют своих детей на обязательное получение высшего, да еще и престижного образования. Они не пугают детей, как нас в свое время, что если не будем учиться, пойдем работать дворниками. А может быть, кто-то хочет мести улицу по утрам, водить автобус или ухаживать за лесом? Для кого-то это лучше, чем всю жизнь сидеть в душном корпоративном офисе или заседать в политической говорильне парламента. На радость психологам, в Финляндии запрещено стыдить ребенка за неуспеваемость или сравнивать одного ученика с другим. Успехи отделяются от личности школьника: если не решил задачу, это вовсе не означает, что ты плохой. Просто ты не решил задачу.


Станет ли Финляндия страной эрудированных дилетантов?


В финских школах нет контрольных, тестов, до 7-го класса знания оценивают только устно. Ученики сдают только один обязательный стандартный экзамен по окончании средней школы, причем о его результатах особенно не заботятся ни дети, ни учителя. Продолжать образование в вузе хотят лишь около 60% выпускников финских школ. Интересно, сколько финнов поступает в американские университеты? А может, им это и не нужно… Но не все разделяют эйфорию по поводу принятых здесь подходов к обучению. Цель финской системы – обязательно довести всех до среднего уровня.


И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим. Это очень хорошо для тех, кто «не хватает звезд с неба». Но потенциал более одаренных часто оказывается невостребованным, а дальнейшее развитие их способностей ложится на плечи родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы. Даже будучи на вершинах образовательных рейтингов, финские школьники стабильно показывают слабые результаты на международных олимпиадах по математике. Новые подходы к образованию, применяемые сейчас в разных странах, еще должны доказать свою эффективность в долгосрочной перспективе – не вырастет ли в результате общество эрудированных дилетантов? Полный текст статьи


Продолжение следует... завтра -о система образования Южной  Кореи

Найдены возможные дубликаты

Отредактировал subkrevedko 27 дней назад
+9

Проблема в том, что финских школьников,никуда кроме финских вузов просто не берут, ибо нормальное образование они не вывозят. А количество безработных после окончания финских вузов огромно. У меня тетя мониторинга, хотела брата моего двоюродного в иностранный вуз отправить.

+13

Мне кажется объем знаний определяет кругозор, правоцирует на познание чего-то нового....  А как ты узнаешь что тебе интересна химия или интегралы? Если тебе из не показали....сам не попробовал. Тем и хороша была советская система, что был жёсткий базовый уровень, знакомили со всеми отраслями наук, а далее по способностям и интересу выбирали. Правда слишком жёстко требовали за те предметы, что были не по нраву, особенно в старших классах

раскрыть ветку 5
+7

Не помню кто сказал, что образование это насилие, если ребенку позволить заниматься только тем, что ему интересно, то это будет не образование, а хобби.

раскрыть ветку 4
+2

Образование - это государствообразующий фактор. Да, когда-то классики коммунизма давали определение государства через насилие.

раскрыть ветку 2
+2

Категорически +!

+15

Описано идеально, но я не верю. У меня такое субъективное ощущение на примере Германии. Такое ощущение, что пресловутая сегрегация никуда не делась. Детей после четвёртого класса разделяют на три группы:

1. условно бедующая элита, идут в гимназию, т. к. отличники. Соответственно будут иметь более оплачиваемую работу.

2. условно середняки, идут в реальную школу, соответственно будут работать в среднем звене и соответственно зарабатывать.

3. условно «тупые», идут в хауптшуле, бушующие чернорабочие.

Конечно существуют социальные лифты. Например из первой группы можно опуститься в группу номер три. ))

Из второй группы можно подняться в первую, даже можно стать врачем, если уехать учиться, например, в Венгрию.

Из третьей группы можно подняться во вторую, но никогда в первую.

Учителя здесь, по- моему мнению, не очень заинтересованы в образовании ваших детей. Дают темы, а дальше ребёнок сам или с помощью родителей осваивает материал.

На родительских собраниях детей перед лицом родителей не отчитывают, только общие вопросы.

По поводу успеваемости или поведения ребёнка, родители получают отдельный разговор с учителем. Иногда туда надо придти с ребёнком, если ребёнок очень уж накосячил.

Мой ребёнок довёл учителя до того, что он пригласил другого учителя для поддержки.

Мы хорошо поговорили вчетвером и пришли к выводу, что ребёнок слишком умный и надо находить компромиссы. Последствие не было, оценки не ухудшились.

+31

высочайшие показатели успеваемости не удивительны, раз спрашивают при этом с детей минимально.

Участие в международных олимпиадах - говорит о другом, так что не стыкуется тут с хвалебной одой финскому подходу.

раскрыть ветку 39
+8

Есть Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Тестируются 72 страны. В 2015 по математике Финляндия заняла 13 место, по научной грамотности 5, по чтению 4. Учитывая, что на первых местах в основном азиатские страны, где ученики в прямом смысле убиваются с утра до вечера на учебе, я предпочитаю финляндские школы, где ученики счастливые, пусть и не самые гениальные.

+3

У них не так дело обстоит. Нравится математика? Окей. Ты сидишь дома и решаешь задачки если хочешь. Нравится литература? Сидишь и читаешь. По факту дает радость выбора. А не то что у нас. Да простят меня фанаты российского образования! Но мне химия ни разу не пригодилась, а что значит "моль" в химии я честно Вам скажу не помню. И таких ненужных знаний у нас дают вагон и маленькую тележку. В этом плане мне больше нравиться американская система - просто берешь дополнительные занятия, а уровень адвансер даже в школе сравним с нашим первым курсом. Жаль, что в финских вроде как так нельзя и это ложится на плечи родителей.

раскрыть ветку 19
+8

Мне, в свое время, нравилась математика. Оказалось, что я просто ее обожаю. Но я бы не узнала этого, не попадись мне сильный учитель, в седьмом классе, который требовал с нас огого как.

Мне нравилась литература, я читала взахлеб, и обо всем могла составить свое мнение. Но я бы не узнала и об этом, если бы не заставляли меня в школе читать программные произведения, да еще писать по ним сочинения.

Я не знаю, что сейчас, в соответствии со своими вкусами, выбрала бы моя младшая третьеклашка. Точнее, знаю: физкультуру. И то, только потому, что благодаря ее физподготовке на фигурном катании, она одна из лучших в классе.

Моя подруга, в Швецарии, например, стрелялась от такого однобокого подхода, направленного на самосознательность ребенка. Потому, что таблицу умножения, в пятом классе, ему не надо учить,  "он просто должен ее прочувствовать". 

С одной стороны, круто, развивать то, что в нем есть в большей мере. Но можно так и не узнать никогда о каких-то сторонах, просто потому , что, например, поначалу химия трудной покажется, или потому, что ее вообще нет в программе.

раскрыть ветку 18
-5

Самое лучшее образование это когда там же на уроке показывают что-то наглядно. Так ребенок научится думать.

В снг же например только вдалбливают в голову строки из учебника, а каких-то опытов/практики нет совсем. Поэтому ребенок вроде бы умный, много знает, а на деле часто оказывается туповат ибо в мозге нет тех самых образов с примерами, как использовать то или иное знание.

раскрыть ветку 3
+3

можно спорить над подачей материала. Можно сетовать над малым количеством действительно хороших педагогов, умеющих подать материал.

Но сокращать количество базовых предметов - нет, я лично против. Я не вижу лишнего в своем образовании и образовании моих детей, разве что по религии там, новые предметы нафиг не нужны.

У меня старший ребенок, закончив академию по гуманитарной специальности, спокойно сдал физику и алгебру на пятерки и пошла на инженера-программиста учиться. Сейчас у нее уникальное сочетание, позволяющее ей быть востребованным специалистом.

Кто бы ей сказал, в средней школе, что она физику любить будет и хорошо знать. Или что ее английский ей будет настолько нужен.

Она вообще по-началу хотела на философский идти, а чз пару лет ужасалась своей идее. Мне кажется, что понимание того, что подходит именно тебе, зачастую приходит очень по-разному. И чаще позже, чем ты должен определиься. А если ты с самого юного возраста уже отсекаешь "лишнее" - лишая себя даже возможности узнать, где еще тебе бы зашло, то тебе остается только наверстывать там, где другие уже ушли далеко, или остаться заложником изначально выбранной узкой колеи.

раскрыть ветку 2
-8

Если эта олимпиада им ничего не дает, да и никто их не заставляет в ней побеждать - то ничего удивительного. Зато условия жизни и уровень медицины говорят о том, что результаты таки неплохие.

раскрыть ветку 13
+7
Уровень медицины за счёт репетиторов и технологий Германии/Израиля. Вперед лечение рака сейчас толкают несколько десятков тысяч человек из США/Израиля/Китая, а в Финляндии хватит денег купить и повторить чуть позже.
раскрыть ветку 4
+3

Медицина в Финляндии сводная сестра почты России. Это долгое занятие и не всегда продуктивное.

раскрыть ветку 3
+3

чего? у меня знакомый был обычный мужик из периферии, работал мясником в магазине, правда начитанный, т.к. любит историю. Сына растил обычно, но налегал на спорт, хотел вырастить профессионального спортсмена. А сынок оказался еще и в учебе одаренным. Учился отлично, побеждал на олимпиадах. Когда подрос, сказал папе, что наука его больше привлекает, а спорт не любит. Уже в старших классах победил на какой-то федеральной олимпиаде, где его из правительства взяли на заметку, потом он получил возможность поступить в любой вуз, уехал учиться и его сразу пригласили то ли в роскосмос, то ли еще куда-то, но секретно и связанно с ракетостроением. Сейчас там живет, учится и работает, зарабатывает так, что и родителям хорошо помогает. Молодой совсем. А вы говорите олимпиада ничего не дает. И это все с грустью рассказывал  папа, т.к. хотел футболиста, а не ученного ))

раскрыть ветку 3
ещё комментарии
+9
вершинах образовательных рейтингов

Непонятно, как составляются эти рейтинги. По тексту видно что в Финляндии успешно готовят середнячков.

+8

Очень хорошо написано и даже не скрываете, что образование финнов мягко говоря не очень. Хорошие показатели успеваемости, когда с детей ничего не спрашивают и их не заставляют, не значит, что там дети имеют все шансы вырваться в элиту. Как не крути, а мировые олимпиады и есть показателем уровня развития. Отмазки, типа "а им и не надо", не более чем отмазки. олимпиады на то и есть, что бы сравнить уровень образования разных стран.

раскрыть ветку 3
-4
Выскажу свое дилетантское мнение. Мировые олимпиады показатель работы именно с одаренными детьми. Поэтому они(результаты участия на олимпиадах) не могут быть показателем качества образования, так как львиная доля учащихся не имеют к ним никакого отношения.
раскрыть ветку 2
+4

Хоть раз видели процесс выявления одарённых детей? Собирают со всех школ из самых удалённых уголков страны детей. Из них многие получают результаты, но меньшая часть попадает на олимпиаду страны. И вот из них уже едут на мировые. Уверяю, с необразованным населением такое не пройдёт.

Скажу проще - если бы образования в России не было, то и выбирать бы не из кого было. Именно так и происходит в Финляндии, США и прочих "развитых" странах.

раскрыть ветку 1
+30

Про Финляндию не скажу, но я работал в Норвегии 6 лет на платформе в море, мой сын пошел там в школу в первый класс, такого убогого образования общеобразовательных школах я не ожидал, детей там до 5 класса учат считать до 100 и читать по слогам, писать это вообще пипец. Зато много времени уделяется пропаганде ЛГБТ, прав человека а обществе, если он не такой и тд.

Пришлось забрать и отдать в частную школу и там вуаля, все наоборот, никаких ЛГБТ, а науки, правописание, алгебра и тд. Тогда я понял, что из среднего норвежца растят работника обслуживающей сферы, который умеет посчитать данные ему деньги и дать сдачу, может расписаться и зачитать меню в ресторане, заплатить в магазине и тд. А те у кого денег побольше учатся по другому.

раскрыть ветку 18
-1

Ну, я так понимаю, специализированные знания им дают в вузах

раскрыть ветку 6
+2

Ничего им там не дают,  с тех пор как они нашли газ они стали деградировать, так мне говорили местные люди старше среднего возраста. Типа с голоду не умрёшь, если что сядешь на пособие и потому молодежь (не вся конечно) не видит смысла полжизни учиться идти в ВУЗ итд, когда работая в магазине или на переработке морепродуктов ты можешь получать чуть меньше, чем инженер.

раскрыть ветку 5
-8

Главное в тырнете рассказать, что это круто и нифига вы не понимаете. Грустно от этого

-8

Вот именно - в СССР точно так же растились индустриальные кадры и пока что эту систему сильно не меняли.

-25

Вот только почему-то у "работников обслуживающей сферы", которых растят в Норвегии, уровень жизни, доходы населения, индекс человеческого развития выше, а преступность и экономическое неравенство ниже, чем у "академиков", которых растят в России уже целый век. Знание бесполезных интегралов и прочей хуеты конечно же в миллион раз полезнее, чем знания, напрямую относящиеся к реальной жизни.

раскрыть ветку 8
+27

Вы смогли написать это сообщение только потому что есть ученые, инженеры, программисты, которые изучали "интегралы и прочую хуету" и разработали оборудование, программы, интернет, сотовую связь и т.д. Вы, конечно, можете сказать - кому хочется, тот пусть и изучает. Но базовые знания должны закладываться в школе, когда еще никто не знает - кем станет человек.

+18

Почти на всех руководящих и ответственных постах норвежцы из обычной школы не стоят, стоят или иностранцы типа меня в свое время или норвежцы с западным образованием. Науки там вообще нет. Но да каждому свое. Ты не поверишь, но в России правда дохрена академиков, именно поэтому ты или твои родители ещё не превратились в пыль от американской атомной бомбы. Как в свое время японцы.

+6

ты, наверное, из тех людей, которые спрашивают, за кой ляд нужен БАК, если колбаса на полке магазина от этого не дешевеет, да?

А уровень жизни у них там выше по многим причинам, далеко не всегда связанных с образованием.

+4

Сравните количество добываемой нефти на душу населения у них и у нас.

раскрыть ветку 1
0

Я бы сказал, что в Норвегии дохера нефти и газа на 5 млн человек. Но. У нас тоже дохера ресурсов, а 99% бабла с них оседает в карманах сами знаете кого.


Так что плюсану. Замечание в целом дельное, не понял, за что вас минусят.

0

Насчёт преступности да, там мигрантов дохрена и все на пособии за счёт норвежцев, но пока газ качается, то все норм и не возмущаются.

-4

  У вас некоторые проблемы с причинно-следственной.
У них такое образование - потому-что хороший уровень жизни, а не уровень жизни высокий - благодаря такому образованию.


    Они могут себе позволить отсеивать людей и обучать богатых не так как в государственных (и системы в частных школах гораздо ближе к нашим советским)
  А из всех остальных выращивают ~овощей которые будут митинговать за соседа трансгендера.

  Стране с победившей "демократией" не нужно 100% населения, умных людей, достаточно небольшой группы. (вернее нужно минимальное количество "умных" - так работает "демократия" в современном СМИ-мире.)
  В России, например нет демократии.. По-этому всем плевать, что ты понимаешь что тебя наебывают везде, где замешано государство.
  И твой голос всеравно уйдет за Вову, куда бы ты не ставил галку.

  Когда так нагло не получается обманывать - приходится действовать хитрее, начиная со школы и в будущем ограничавая стоимостью этих школ и промытия мозгов из СМИ..

  Если вам наше гос. телевидение кажется мерзким из-за этого промыва и односторонне податой инфы. То я могу вам пальцем показать, у кого они научились(вернее еще учатся, получается слишком явно)

ещё комментарии
+6

высочайшие показатели успеваемости.

ничему их там не учат!

+9

Для себя я понял и за время работы слышал от многих приезжих работников, которые успели поскитаться по северной Европе, что образование там отстойное, а про Норвегию я сам убедился. В статье написано, лишь 60% финнов идут в вузы, как и в Норвегии, а куда они идут? Верно в сферу обслуживания как я написал чуть выше.

раскрыть ветку 23
+9
Прошу пардона, а что плохого в сфере обслуживания? Да и с каких пор отсутствие вышки = работа в сфере обслуживания?
ну в России большинство старается идти в вуз. Много людей пользуются этим образованием? Лучше 60% людей которые сделали осознанный выбор, чем 90% просто потому что надо.
раскрыть ветку 22
+1

Да ничего плохого. Но когда к нам а гости пришел ученик третьего класса, который даже читать почти не умел это повергало в недоумение, а писать ручкой не умел совсем, на смартфоне писал смс маме по 5 минут и он такой не один.

раскрыть ветку 10
+1

Я написал про образование тамошнее бесплатное, если считаете нормально читать в 12 лет по слогам, то норм.

раскрыть ветку 10
+3

Помню как дрючили в лицее, и не могу представить как интегралы на раслабоне с пихдохаханьками объяснить.

+1
Мне кажется, оценивать эффективность системы образования основываясь на успеваемости учащихся не верно. Я что-то не вижу среди победителей различных международных олимпиад финов. В основном наши берут весь пьедестал. Химия, физика, математика, программирование и др. Это и есть показатель эффективности.
раскрыть ветку 11
+2

Робототехнику забыли. Болею за это направление))))

раскрыть ветку 1
+2
👍.
-1

К сожалению победа в международных олимпиадах показывает только, что человек хорошо умеет решать олимпиадные задачки. Прежде всего школа должна давать человеку прикладные знания и навыки. А вот какие знания/навыки считать нужными/ненужными вопрос сложный.

раскрыть ветку 7
0

Олимпиада это не егэ, там задачки не редко достаточно прикладные но для узкой области. В программировании без глубоких знаний алгоритмов нечего делать. То есть если ты гвно сайты делаешь тебе и не надо, а сложная система с оптимизацией - без алгоритмов никак.

раскрыть ветку 5
0

Ну так здесь по описанию она даже прикладные навыки не дает. Просто обеспечивает комфортные условия детям, но без какого-либо значимого получения знаний.

-2

Настоящий показатель эффективности - междисциплинарные показатели. Они у российских участников невысоки.

-1
Спасибо, теперь приятно читать.
-2
Наше образование никчемное.
-11

И снова наша рубрика "Загнивающая заграница".

ещё комментарий
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: