Очень интересен вопрос о жестокости в войнах прошлого
В наши дни он крайне затуманен и замутнён двумя категориями "признанных исследователей".
Первая - это феминистки, старательно обсирающие всю историю Человечества как "патерналистический кошмар". Поскольку ВСЕ более-менее осознанные феминистки являются жертвами неудачной половой жизни и страдают в той или иной степени садомазохистскими комплексами, нет ничего странного в том, что они всерьёз уверены: все войны затевались для того, чтобы жестокое мужло имело возможность искалечить тела и души максимального количества "сестёр". Объяснять им, что это не так, даже приводя документы и кипы исследований - бесполезно, речь идёт о своего рода культе, где разум не задействован.
Вторая - это "историки новой волны". Как правило, они по крови принадлежат к тому самому народцу, который устроил первый известный нам сознательный геноцид и с удовлетворением зафиксировал его в своих священных текстах - или же являются выкидышами нашей расы. Им важно смешать истории разных народов и общностей в "мировую историю" и под это дело объяснить массам, что между саксом Х века и маори Х века - ну вот просто никакой разницы, совершенно никакой, а историю славян V века до нашей эры можно изучать, наблюдая за современными мамуасами из Пиздолазии.И те и другие, разумеется -
1. врут, как дышат;
2. врут целенаправленно.
Мы не можем сказать сколь-либо точно, как обстояли дела в "белом" первобытном мире с военными действиями. Но, опираясь на сведения более поздних времён, когда первобытные белые жили уже рядом с цивилизованными, оставившими свидетельства о своих соседях, можно с высочайшей степенью достоверности утверждать, что войны были жестокими и с нашей точки зрения алогичными, но при этом велись по каким-то правилам, видимо, замкнутым на религию. С момента выхода на мировую арену арийцев (примерно 7500 лет назад) мы видим, что они тоже проявляли к своим врагам первобытную жестокость (судьба доарийского населения Европы, достаточно хорошо прослеживающаяся археологами через находки массовых расправ - впрочем, с другой стороны, вошедшие в сказки образы ночных монстров, людоедов, детокрадов, в которых отражены воспоминания о побеждённом арийцами и постепенно вымиравшем местном населении...)
Однако!
ПЕРВЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ НАМ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОБЕЖДЁННЫМ - ЭТО ХЕТТСКИЙ КОДЕКС.
Хетты - почти чистые арийцы, только-только отделившиеся от общей массы в ходе расселения по Европе и Азии. Это вообще первый народ арийцев, который мы знаем под своим именем, а не просто как "арья". Переселившись в Малую Азию, они оказались соседями изуверов вроде вавилонян и египтян, которые признавали одно право - право силы - и всерьёз именовали пленных "живыми убитыми". На фоне этого у хеттов мы видим запреты на разорение открывших ворота городов врага, на издевательство над пленными, правила их обмена и даже попытки ограничить рабство! Научиться этому хетты ни у кого не могли - следовательно, они принесли с собой ОБЩИЕ ДЛЯ АРИЙЦЕВ ТОГО ВРЕМЕНИ ПРАВИЛА и просто записали их, когда научились писать.В дальнейшем мы видим постепенный подъём "культуры войны", связанный именно с белыми людьми. Идёт он не везде и неравномерно - живущие бок о бок эллины и фракийцы; одни уже дошли до идеи прав человека и законодательно запрещают пытать даже рабов, а другие находятся на уровне развития классической первобытности и на войне стараются истребить как можно больше "чужих", не важно - как и каким образом. Или же римляне, впервые ставшие щадить и держать в почётном плену вражеских правителей - и германцы, вешающие пленников в священных рощах, либо кельты, сжигающие пленников в плетёных корзинах. Но новый шаг уже сделан! Причём опять же белыми - вполне культурные и высокоразвитые государства Востока, Америки, совершенно не имеют представлений о хоть каком-то гуманизме. Пленных приносят в жертву, поедают, морят на работах, делают игрушками похоти и прихотей - и НИ ЕДИНОГО ГОЛОСА не звучит в их защиту.
Ранние Средние Века отличаются воинской жестокостью. До рыцарских кодексов ещё далеко, белые убивают друг друга по всей Европе, пощады не просят и не дают. Но при этом в сохранившихся воинских кодексах того времени, в легендах, сагах и так далее - ясно видно, что убить безоружного, ребёнка, старца и так далее - "никто не назовёт хорошим и доблестным делом". Европа на тот момент - по-прежнему единственное место, где пощадить семью врага - дело вполне обычное, причём вовсе не затем, чтобы взять её в рабство.Веке в Х-ХI оформляется рыцарский кодекс, который на следующую почти тысячу лет делается основой для воинской этики Европы вообще, неуклонно расширяясь от узкого применения в сословии благородных - до охвата вообще всего населения к началу XVIII века. С точки зрения "реальной практики", на которую так любят дрочить суровые воЕны наших дней, этот кодекс непрактичен - он напрямую приказывает щадить безоружных, позволять врагу попросить пощады и получить её, требует неукоснительного исполнения договоров и вообще очень сильно ограничивает "рациональную" или же "священную" войну, при которой главное - убить врага и которая до смешного напоминает первобытные "тёрки". Поразительно то, что именно с этим кодексом Европа завоевала мир, а когда кодекс "устарел" - начала терять свою силу. Попытка воевать без правил (войны католиков и протестантов и их вершина - или дно - Тридцатилетняя Война) едва не привела к вымиранию Европы. Забавно, что этот кодекс европейцы распространяют и на своих врагов-неевропейцев. Русские очень легко могли бы просто уничтожить под ноль кавказских горцев или сартов, французы - арабов, англичане - индейцев или там зулусов. Но это не было сделано и это вызывало шок у побеждённых белыми дикарей всех цветов кожи и степеней практической цивилизованности. Вторая Мировая война с её идеей тотального уничтожения противоборствующих народов нанесла по этому кодексу сильнейший удар, к настоящему времени - смертельный, можно сказать.***
Можно с уверенностью сказать, что идеи войны по правилам, гуманности на войне и так далее - ЧИСТО ЕВРОПЕЙСКИЕ ИДЕИ. Они рождены белым человеком, применялись им и сохранялись им.