Обычаи, приметы, суеверия моряков. Есть ли в них рациональное зерно?

Обычаи, приметы, суеверия моряков. Есть ли в них рациональное зерно? Флот, Моряки, Корабль, История, Интересное, Длиннопост

В старину считалось, что есть три вида людей - живые, мёртвые и находящиеся в морском плавании. Ясно, что третьей категории желательнее было перейти в первую, нежели во вторую. И приходилось принимать превентивные меры, выработанные длительной практикой,


Но если некоторые из этих мер имели вполне различимые рациональные истоки, то у других до этих истоков докопаться было нелегко, а у некоторых и совершенно невозможно. Впрочем, судите сами.


Ну вот, например, один из тостов, обязательно произносившихся в кают-компаниях британских военных кораблей в XVII–XIX веках : «За возможную войну и сезон морских болезней!» Довольно странное пожелание, но надо знать, что в то время продвижение в звании или должности было невозможно, пока имелись более старшие по возрасту. Так что оставалось надеяться, что в ходе призываемых тостом событий занимающие более высокие ступени загнутся и освободят места молодым и нетерпеливым. Как всегда у англосаксов - ничего личного :)


Обычай передавать бутылку за столом соседу справа, а не слева, что было бы свидетельством дурного тона, я ещё могу объснить тем, что при таком порядке не зацепишь и не опрокинешь при качке свой , уже наполненный бокал, но вот почему при закладке на верфи нового корабля крайне нежелательно присутствие девственниц, тем более, рыжих, выше моего понимания.


Когда на корабле всё-таки появлялся покойник, то долго с ним не панькались, что вполне объяснимо с точки зрения санитарии. В те времена, особенно в жарких широтах гниющий покойник на борту был ни к чему. И можно понять даже и то, почему один из стежков при зашивании савана делался через нос покойника. Таким образом возможно выполнялась последняя проверка, а не жив ли он до сих пор - летаргический сон, или что там ещё бывает?


Однако чем объяснить, что если тело всё-таки собирались довезти до берега, ввиду близости земли, то уложить его надо было обязательно поперёк диаметральной плоскости корабля?


Особый слой примет и обычаев связан с ветром - источником движения парусного корабля, а также возможной причиной его гибели во время шторма. В принципе, можно понять, зачем в период затяжного штиля капитан должен был бросить в сторону, откуда был желателен ветер, фуражку, а рулевой - сапог. Ясно же, что ветер обидится и начнёт дуть на невеж.


Но как могло вызвать ветер написание имён десяти лысых человек на бумажке, выброшенной в море, представить невозможно. Но если и это не помогало, начинали пороть юнгу, а то и друг друга. Какой опыт мог привести к применению подобных мер?


Большое значение имеет также и нумерология. В море нежелательно выходить 13 числа, чёртова дюжина, в пятницу был распят Христос, первый понедельник апреля - день рождения Каина, 31 декабря повесился Иуда. Второй понедельник августа - день гибели Содома и Гоморры. Кстати, не потому ли в советском ВМФ политзанятия, казалось бы, самое безопасное дело, проводились именно по понедельникам? :)


Цифра 9 несчастливая для советских подводных лодок. Вот краткий перчень погибших или имевших серьёзные аварии: К-129 , К-69 , К-329 , К-449, К-429 , К-219, К-159.


Женщина на борту приносит несчастье, и этому достаточно объяснений. А рождение ребёнка - как раз наоборот. А вот как как ребёнок может родиться при нежелательности наличия женщин - это пример определённого типа морской логики. Кстати, хорошей приметой считалось при выходе из дома, отправляясь в плавание, хлопнуть жену или подружку, пардон, по лобку.


Кошка на борту - это очень хорошо. Известны случаи, когда для спасения судовых котов при кораблекрушении прилагалось больше усилий, чем других членов команды. А вот свиньи пользовались дурной славой и даже слово "свинья" заменялось в разговоре выражением "эта штука". Увидеть свинью в день отправления в плавание - очень, очень плохая примета. «Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величе­ства запрещен; если же они будут обна­ружены на корабле, незамедлительно сле­дует выбросить оных за борт», — гласил закон, принятый королем Да­нии в 1562 году.


И опять пример морской логики, изображение свиньи и петуха зачастую украшали ноги моряков:

Обычаи, приметы, суеверия моряков. Есть ли в них рациональное зерно? Флот, Моряки, Корабль, История, Интересное, Длиннопост

Но это уже в более поздние времена. Поскольку их перевозили в деревянных ящиках, то после крушения они нередко оставались в живых, что и владельцу татуировки помогало не утонуть. Вообще, татуировки моряков - бездонная тема, как и вообще вся тема этой статьи. Но меня поразил такой случай. Морской офицер граф Фёдор Толстой. На Гаваях он сделал особую охранную татуировку и никогда после этого не был даже ранен. Мало того, на дуэлях убил 11 человек. Но и все его дети, числом тоже 11, умерли в младенчестве.


Можно ли умолчать о талисманах и амулетах? Иногда довольно странных. Так, пучок шерсти чёрного козла обеспечивал верность оставшейся на далёком берегу жены. Кусок верёвки, на которой был кто-либо повешен, зашитый в шляпу, гарантировал пирату, что его самого такая судьба не постигнет. Более того, могли с этой же целью носить засушенную кисть руки повешенного.


А вот из воспомнинаний нашего военного моряка Н. Соболева, которому во время Второй мировой войны довелось ходить в море на британском линкоре «Рэмиллис»:

Обычаи, приметы, суеверия моряков. Есть ли в них рациональное зерно? Флот, Моряки, Корабль, История, Интересное, Длиннопост

"Командир линкора кэптен Мидлтон был в таком же снаряжении, как и я, но, кроме того, он опоясал себя талисманом: цветным узорчатым травяным передником, свисавшим до колен. Хозяин столь экзотического одеяния и все окружавшие его люди относились к талисману весьма серьёзно. ... Он был сделан из толстой длинной травы, похожей на камыш и ярко раскрашенный красками почти всех цветов.... В боевых условиях капитан надевал передник и не снимал его до тех пор, пока корабль не выходил из опасного состояния". (Из книги В.В. Шигина.)


Что же в итоге? Если некоторые обычаи и приметы могут иметь некоторое материалистическое объяснение, то корни большинства уже скрыты в глубинах времени. Но остаются частью морской культуры, не будем их забывать :)


Источник: журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий

В принципе, можно понять, зачем в период затяжного штиля капитан должен был бросить в сторону, откуда был желателен ветер, фуражку, а рулевой - сапог. Ясно же, что ветер обидится и начнёт дуть на невеж.


Но как могло вызвать ветер написание имён десяти лысых человек на бумажке, выброшенной в море, представить невозможно. Но если и это не помогало, начинали пороть юнгу, а то и друг друга.



О_О прям как на любой нынешней работе

раскрыть ветку (14)
15
Автор поста оценил этот комментарий
"начинали пороть юнгу, а то и друг друга"
Штиль, делать нечего, развлекались как могли.
4
Автор поста оценил этот комментарий

пороть юнгу, простите, что, прямо в сракотан?

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

а Вам, сударь, лишь бы юнгу в сракотан))

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не, ремнем по попе.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Да у нас и пораньше нынешних времён это практиковалось :)

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Однако чем объяснить, что если тело всё-таки собирались довезти до берега, ввиду близости земли, то уложить его надо было обязательно поперёк диаметральной плоскости корабля?

Чтобы не покатился при качке или волной не передвинуло.


но вот почему при закладке на верфи нового корабля крайне нежелательно присутствие девственниц, тем более, рыжих, выше моего понимания.

Чисто суеверное. Восход солнца - цвет волос. Девственницы - невинность, дабы грех корабль на себя не взял

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку