Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС). Часть 1

В 40-х годах 20 века начала образовываться новая научная дисциплина, которая изучала общие закономерности процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Она получила название кибернетика.

Кибернетика развивалась совместно, а во многом и благодаря появлению и совершенствованию электронно-вычислительной техники. Вскоре после того, как кибернетика окончательно сформировалась в качестве новой научной дисциплины, ученые-кибернетики задумались об использовании ЭВМ для управления экономикой государств. Из большого числа проектов наиболее известны два – это Киберсин в Чили и ОГАС в СССР. Киберсин является единственным примером централизованного компьютерного управления экономикой, доведённым до практической реализации. ОГАС был разработан и готов к внедрению, однако руководство СССР так и не приняло решение о запуске системы. В данной статье я не буду углубляться в историю создания ОГАС, поскольку на эту тему уже есть множество статей в интернете, вместо этого я попробую выделить основные идеи, которые высказывал автор проекта ОГАС Виктор Михайлович Глушков, и, по возможности, сравнить ОГАС с проектом Киберсин Стаффорда Бира.

Свои идеи Глушков изложил в книге "Основы безбумажной информатики", 1-е издание которой вышло в 1982 году. Глушков выделял безбумажную информатику, как совершенно новый этап в накоплении и обработке информации, в отличие от информации "бумажной", когда единственным инструментом для работы с информацией является человеческий мозг. Изобретение же компьютера открыло путь к автоматизации умственного труда, а значит, сильно расширило возможности человека при работе с информацией. Автоматизированные системы управления могут обрабатывать огромные объемы информации, освобождая человека от необходимости постоянно запоминать и анализировать данные. Тем самым преодолевается проблема, когда мозг человека просто не в состоянии обработать информационный поток, что ведёт к ухудшению качества управления.

Глушков указывал на то, что объём информации в 20-м веке начал увеличиваться лавинообразно, удваиваясь каждые 15 лет. Причем в промышленности рост учётно-плановой информации в зависимости от роста объёма производства возрастал квадратично, то есть, если объём номенклатуры продукции вырастал в три раза, то объём информации в девять раз. Старая "бумажная экономика" уже не в состоянии эффективно обрабатывать такой поток информации.

При этом подчеркивалось, что при автоматизации организационного управления на основе использования ЭВМ главным залогом ее успеха является коренное изменение традиционной технологии организационного управления (основанной на бумажных документах). Глушков сравнивал попытку вставить ЭВМ в традиционную технологию управления с попыткой установить реактивный двигатель на телегу. Если при внедрении ЭВМ основные потоки информации будут осуществляться в виде бумажных документов, то, как правило, эффект от автоматизации будет сильно снижен или даже станет отрицательным. Дело в том, что возникает необходимость иметь большое количество «переводчиков» документов на язык машины и обратно, что лишь увеличит трудозатраты обслуживающего персонала. Нельзя не отметить, что в наше время ЭВМ зачастую так и используются. Главной отличительной особенностью новой технологии организационного управления, называемой автоматизацией документооборота, является замыкание всех или, по крайней мере, подавляющего большинства информационных потоков непосредственно через ЭВМ.

Автоматизация документооборота дает возможность резко увеличить информационные потоки в системах организационного управления, не захлестывая людей нескончаемыми потоками бумаг.

Принцип автоматизации дополняется двумя новыми принципами, а именно принципом интегральной информационной базы и принципом одноразового ввода данных. Первый принцип состоит в том, что в ЭВМ создается единая для всех управленческих задач первичная база данных. На эту базу замыкается система учета, осуществляющая ее постоянную оперативную актуализацию и периодически повторяющиеся инвентаризации. Благодаря этому принципу система учета развязывается от собственно системы управления и может проектироваться и внедряться самостоятельно. Принцип одноразового ввода тесно связан с первым принципом: при наличии единой базы данных любая новая информация помещается в эту базу для последующего, как правило, многократного использования без необходимости повторного ввода.

Еще один важный признак хорошо спроектированного АСОУ — соблюдение принципа динамической целостности информационной модели объекта управления. Модель объекта в базе данных должна отражать не только нынешнее состояние объекта, но и его будущее, выраженное в планах развития данного объекта (динамичность модели). Целостность же модели понимается в том смысле, что внесение тех или иных изменений в какую-либо из частей модели должно автоматически инициировать процедуры соответствующих изменений всех остальных, зависящих от нее частей. Например, изменения в плане производства должны инициировать изменения в планах сбыта и материально-технического снабжения.

Очень важным вопросом является организация процесса совершенствования систем организационного управления. Этот процесс непрерывен в том смысле, что пока существует организационное управление, будет существовать и постоянная потребность в его усовершенствовании. Даже системы, которые идеально отвечали всем условиям в момент их становления, рано или поздно уменьшают свою эффективность, а иногда просто становятся тормозом дальнейшего развития. Поэтому, необходимо наряду с действующей системой организационного управления иметь также непрерывно действующую систему совершенствования этой системы. Впрочем, это надо понимать создателям вообще любой системы управления, а не только автоматизированной.

Важно, что совершенствованием системы управления должно заниматься не правительство, а специалисты по кибернетике. Выполнять весь объем работ по совершенствованию систем организационного управления сами эти системы не в состоянии. Как указывал Глушков, самолеты проектируют не те, кто на них летает. А современные системы организационного управления - это, как правило, весьма сложные объекты, научное проектирование которых - не менее сложное дело, чем проектирование самолетов.

В 1962 году под руководством Глушкова был создан эскизный проект Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ) для управления экономикой на всех уровнях (от цеха до Госплана СССР). Основу ГСВЦ должна была составить опорная сеть особо мощных общегосударственных ВЦ коллективного пользования (ВЦКП), дислоцированных в крупных городах страны (практически во всех областных центрах). В состав каждого такого опорного ВЦКП входил, прежде всего, многомашинный вычислительный комплекс той или иной (в зависимости от класса ВЦ) мощности. Вторая составная часть оборудования — региональный узел коммутации (РУК). Третья компонента — информационно-диспетчерский пункт (ИДП). Вся территория страны разбивалась на регионы, на каждый из которых приходится по одному такому опорному ВЦКП. Все ВЦ и терминалы, обслуживающие предприятия и органы управления экономикой, находящиеся в данном регионе, подсоединялись к соответствующему региональному узлу коммутации с помощью относительно узкополосных (коммутируемых или закрепленных) каналов местной системы связи. Опорные центры соединялись друг с другом с помощью широкополосных каналов (не менее 48—96 Кбит/с). Через региональные центры коммутации и опорную сеть ВЦ терминалы пользователей любой ведомственной принадлежности, расположенные в любых частях страны, смогли бы обмениваться сообщениями и осуществлять совместную работу.

ГСВЦ обеспечивал управление экономикой на всех уровнях в соответствии с принятыми на данный момент организационно-юридическими принципами. В соответствии с этими принципами по запросу тех или иных органов (наделенных требуемыми правами) могло осуществляться принудительное (диктуемое сетью) объединение ВЦ и терминалов сети в те или иные временные конфигурации для выполнения запрашиваемой работы. Удовлетворение подобных запросов являлось главной задачей информационно-диспетчерских пунктов (ИДП) опорной сети. С этой целью каждый региональный ИДП вёл оперативный учет и контроль состояния технических средств, программного обеспечения и баз данных всех абонентов сети в данном регионе, а также планов работы их ВЦ и терминалов. Тем самым сеть ИДП оказывался построенной в соответствии с организацией и дислокацией сети социально-экономического управления в стране. Управление же этой сетью должно было осуществляться специальным союзно-республиканским органом — министерством (или комитетом) информатики.

В задачу этого органа никоим образом не входило управление экономикой. Он осуществлял лишь управление (в интересах всех органов социально-экономического управления) техническими средствами (ВЦ, РУК, ИДП и терминалами), а также загрузкой общегосударственной сети передачи данных (ОГСПД), с помощью которых осуществляется социально-экономическое управление. Организационное управление, то есть управление людьми, а не техникой, не может быть полностью автоматическим, а лишь автоматизированным. Это означает, что люди (управленческий аппарат и в первую очередь руководство) являются неотъемлемой составной частью системы управления. Даже в условиях полной комплексной автоматизации организационного управления за людьми остаются, по крайней мере, три важные функции: постановка задач управления, окончательный выбор управленческих решений и их утверждение и, наконец, творческая часть труда по выработке планов и решений. Со временем, все большая часть труда, считающегося сегодня творческим и являющегося, поэтому исключительной прерогативой человека, будет формализоваться и передаваться машинам. Что же касается первых двух функций, то в организационных системах при любом уровне развития автоматизации они останутся в своей наиболее существенной части за человеком. Глушков особо подчеркивал, что дело здесь не в технической невозможности передать эти функции машине, а в соображениях социально-этического характера, поскольку речь идет об управлении людьми. Постановка задач управления в социально-экономической сфере в социалистическом обществе связана, прежде всего, с удовлетворением потребностей людей. Для человека может оказаться неприемлемой перспектива, когда машина предписывает ему, то или иное поведение (т. е. принимает окончательные управленческие решения).

Противники проектов кибернетического управления экономикой часто обвиняют ученых-кибернетиков в "технофашизме", создании системы, где все решения будет принимать машина, возможно даже не в интересах людей. Стаффорд Бир упоминал о заголовке газеты, которая гласила "экономикой Чили управляет компьютер". Однако, как мы видим, кибернетики не ставили перед собой задачи подчинить людей машине.

Масштабы проекта впечатляли. В законченном виде ГСВЦ должна была объединять около 200 опорных ВЦКП, ИДП и РУК, несколько десятков тысяч ведомственных ВЦ и несколько миллионов терминалов. Государственная сеть вычислительных центров являлась основой для ОГАС.

Продолжение следует...