Об официантах и чаевых

Смотрю, снова пошла волна постов на тему «Почему мы должны давать официантам чаевые, ко-ко-ко?». И еще ж аргументы всякие бредовые приводят, ей-богу. Что ж, у работников сферы общепита обычно нет ни времени, ни желания развернуто отвечать на подобную фигню. А у автора этого поста (не официанта и не ресторатора, если что) — вот, с утреца было. Для вашего удобства — в формате популярных вопросов и заблуждений, вынесенных в подзаголовки.

• «Почему мы должны оставлять чаевые?»

Прежде всего, никому ничего вы не должны, а в некоторых странах типа Японии даже наоборот, должны не оставлять. Однако я твердо уверен, что человек, который хорошо поужинал в хореке и остался всем доволен, но не оставил ничего официанту, — либо жлоб, либо нищеброд. К слову, «жлоб» — это не всегда синоним «жадного человека», а «нищеброд» не означает, что у человека нет денег.

Не сочтите это за оскорбление, это констатация факта. Более того, я сам какое-то время был нищебродом, зацикленном на том, что нужно лучше контролировать расходы и вообще у меня мало денег. Это легко исправляется. И, если такие навязчивые мысли приобретают патологическую форму, лечится.

Прямой ответ: чаевые — это зарплата официанта.

• «Почему сложилась такая система оплаты труда официантов? Пусть рестораторы-буржуи сами плотють нормальную зарплату!»

Звучит логично, но работает по-другому. В принципе, догадаться можно и самостоятельно, без какого-либо опыта работы в общепите, но почему-то мало кто врубается. Вкратце: дело не в жадных рестораторах, эксплуатирующих труд официантов и давящих на жалость гостям заведений.

Официант — это лицо заведения, и его прямая обязанность сделать так, чтобы ресторан продал блюдо, а гость был доволен. А для того, чтобы гость был доволен, к каждому нужно находить индивидуальный подход. Получай официант устаканенную зарплату — в большинстве случаев он будет нормально, но формально выполнять свои прописанные где-то обязанности. Но когда его заработок напрямую зависит от гостей и подхода к ним, он вынужден работать на максималках.

Но это только одна сторона вопроса, есть неочевидный, но более важный момент. Подобная система оплаты труда официанта — это еще и охренительный мотивирующий фактор для владельца заведения, да-да. Дело в том, что текучка в общепите огромная, и хороший официант на вес золота. Но хороший официант не будет работать в месте, где мало людей и плохо с чаем. И это один из факторов, который не дает расслабляться рестораторам — они не могут на какое-то время забить на бизнес с мыслью, «ну, пусть и недополучу прибыли месяц-другой, зато отдохну». Припадет качество и снизится посадка — свалят все нормальные официанты.

Система неидеальна, но устраивает все стороны. Помимо зануд, ноющих о необходимости оставлять на чай, и, скорее всего, посещающих кафе и рестораны по большим праздникам.

• «Официант — это «принеси-подай», за что им платить?»

Я начну с того, что некоторые официанты зарабатывают реально в разы больше, нежели работающие в офисах условными менеджерами. Вот только большинство из этих «хозяев жизни», если захотят пойти поработать офиком, реально обосрутся. Я в том числе.

Хороший официант обладает полным набором софт-скиллов, включая организаторские и продажнические способности, точным калькулятором в голове и невероятной выносливостью (из-за чего со временем получает охренительные проблемы со здоровьем, начиная с суставов и спины, и заканчивая расстройствами сна). Он запоминает ваши заказы, следит за временем подачи блюд, не говоря уже о детальном знании меню (специально для тех долбоебов, которые «Можно мне «Цезарь» без курицы, соуса и сухариков?»), и при этом всем обслуживает далеко не один стол и мотается по заведению как электровеник. И работает, бля, не 8, а 12+ часов!

Но главное — хороший официант делает гостеприимность, hospitality. Не создает, а именно делает — своими руками и головой и постоянно. И именно официант решает ваши проблемы, если они возникли (о чем мало знают «чаевнические» нытики, обладающие слишком маленьким опытом питания вне дома).

Если вам не понравилось блюдо, именно официант пойдет на кухню парить мозг шеф-повару, чтобы блюдо заменили или выкатили комплимент. Если вас бесит какой-нибудь громко разговаривающий по телефону человек за соседним столиком, именно официант пойдет к нему и попросит быть потише.

Но гостеприимство — оно не только о том, чтобы расположить к себе гостей, создать у них хорошее впечатление, сделать все по красоте и потом получить деньги. Гостеприимство это… Как-то я шел по Лимассолу и сильно захотел дозу кофеина. Зашел в таверну, словил кого-то из стаффа (барной стойки не было), достал пару-тройку евро и попросил эспрессо, сказав, что даже присаживаться не буду — выпью залпом и сразу уйду. На что мне сказали, что эспрессо нет, поэтому сделали просто большую чашку кофе, дали печеньку, а от денег наотрез отказались.

• «А почему мы оставляем чаевые официантам, а поварам не оставляем, ко-ко-ко?»

Во-первых, во многих заведениях есть практика делить чаевые на всю смену. А во-вторых — та оставляйте поварам чайник тоже, хто мешает-то? Просто скажите официанту, что вот такую сумму хотели бы передать повару.

• Подытоживая

Я очень часто встречаю какое-то презрительное отношение к официантам. Для меня это очень серьезный маркер — скорее всего, с носителем такого мнения общения у меня не получится.

И дело не в том, что официанты зачастую образованны намного лучше, чем я, и которые при этом занимаются крайне выматывающим и физически, и эмоционально трудом. Почему они им занимаются? Да потому что общепит затягивает. Это и драйв, и крутые люди, и нормальные деньги с очень часто ежедневным расчетом кэшем.

Дело в том, что я не понимаю, как можно судить о человеке по его профессии или роду занятий, и считать одни профессии хуже или ниже других.

А что касается «чаевых» — раз система работает, и всех все устраивает, кроме вас, то, скорее всего, вы в этой системе лишний.

«Кушайте» дома пельмени и не раздражайтесь из-за 10% от счета.